АНИЩЕНКОВА Ю.Н. ФИЛОСОФСКИЙ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОДЫ К ПОНИМАНИЮ НРАВСТВЕННОСТИ

Проблематика нравственности является объектом рассмотрения широкого спектра гуманитарных наук, в первую очередь философии, психологии и педагогики. Как психологическая категория она еще недостаточно разработана. В данной работе мы сделаем попытку проследить логику трансформации представлений о нравственности в контексте исторического развития человечества. Подобный ракурс крайне важен, так как дает возможность выявить общее и особенное во взглядах на конкретное явление, показывает общие закономерности в рассмотрении проблемы. Рассмотрим крайние точки процесса становления взглядов на природу нравственности: древнегреческую, когда нравственность вычленяется из табуированных запретов мифологического мышления и становится объектом рефлексии, и современную, когда нравственность является объектом научного анализа.

В качестве исходной точки возьмем представления о нравственности, развитые Сократом. Сократа называют создателем «моральной философии». Он поставил вопрос о расхождении между представлениями человека о добре и его реальным поведением, противоречащим этим представлениям. Рассуждения по поводу ало-гичности человеческих намерений и поступков Сократ выразил в парадоксе «Я знаю, что я ничего не знаю», который дополнил призывом «Познай самого себя». Раз-решение моральной дилеммы афинский мыслитель видит в преодолении противоречия между знанием и незнанием. Таким образом, сократовская трактовка морали является чисто рационалистической. Аристотель в этой связи указывал, что «по мнению Сократа, все добродетели образуются в интеллектуальной части души. Де-лая, таким образом, из добродетелей науку, Сократ уничтожает неразумную часть души, а вместе с тем он уничтожает в человеке страсти и нравственное чувство». Но эта рациональность имеет метафизические основания, проистекая из признания духовного начала в человеке – его психе, души.

Для пробуждения нравственного начала в человеке Сократ предложил своеобразный метод, получивший название сократического. Его суть состоит в последовательности вопросов, подводящих к осознанию противоречий алогизмов в рассуждениях и познание «всеобщего» через частное путем его анализа и сравнения. В результате достигается осознание смысла общих этических понятий. Итак, критерием нравственности и основой морали у Сократа является «всеобщее».

Спустя две с половиной тысячи лет современный американский исследователь Л.Колберг в качестве основной моральной ценности он определил справедливость. Согласно Колбергу, моральное развитие проходит от состояния, при котором действие считается хорошим, если оно поощряется, до личностной позиции, когда человек руководствуется трансцендентными нравственными принципами.

Автор считает, что развитие морали как у ребенка, так и у взрослого, носит спонтанный характер и слабо связано с возрастными периодами. В таком понимании нравственность является априорной ценностью, неотъемлемым свойством человеческой личности. Нравственные представления, по Кольбергу, базируются не столько на эмоционально-волевых, сколько на когнитивных процессах. Поэтому их развитие осуществляется в процессе обучения, которое создает для этого необходимые предпосылки. Как и у Пиаже, у Кольберга ведущим принципом развития является достижение равновесия субъекта с социальной средой, которое осуществляется путем преодоления противоречий нравственно-этического порядка.

Итак, попытаемся выделить общие моменты в исторически сложившихся подходах к пониманию нравственности: надличностный, трансцендентный характер; основа на мыслительных процессах, знании; реализация нравственных убеждений в деятельности посредством волевого акта; средство регуляции межличностного взаимодействия.

Какую же функцию выполняет нравственность в человеческом обществе? В чем состоит ее значение как психического феномена? Ответ на этот вопрос можно ис-кать в рамках экзистенциального подхода. Человек – существо, знающее свое прошлое и будущее, прозревающее конечность своего бытия. Именно поэтому он ищет цель своей жизни и пытается привнести смысл в повседневное существование. Нравственность как императив позволяет придать определенную упорядоченность осознанию трагичности человеческого бытия, причем эта упорядоченность базируется не на витальных потребностях, но апеллирует к глобальным категориям добра и зла, правильного и неправильного, истинного и ложного. Ориентация на нравственные императивы организует мировосприятие с перспективой на будущее и вписывает существование человека в общемировой контекст. Нравственность, если рассматривать ее в рамках экзистенциальной парадигмы, позволяет сублимировать чувство тревоги и преодолевать накладываемые ею фрустрационные ограничения. Следовать нравственным убеждениям – значит принять неоднозначность бытия и утвердить свою личную ответственность.

Нравственность придает мировоззрению человека глобальный характер. В ней человеческое измерение встречается с измерением, выходящим за пределы пости-жимого исключительно разумом. Именно поэтому в нравственных представлениях слиты рациональное и иррациональное начала психического континуума.

Январь 24, 2019 Общая психология, психология личности, история психологии
Еще по теме
Анищенкова Ю.Н. Философский и психологический подходы к пониманию нравственно-сти
Анищенкова Ю.Н нравственные представления в контексте психоаналитической теории
Анищенкова Юлия Николаевна ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ НРАВСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ БЕЛОРУССКИХ ПОДРОСТКОВ
ФИЛОСОФСКО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ТОЛЕРАНТНОСТИ: ПОНИМАНИЕ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ
НРАВСТВЕННОЕ СТАНОВЛЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА: СУБЪЕКТНЫЙ ПОДХОД
БД. Парыгин ФИЛОСОФСКОЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ В СУДЬБЕ СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ
УДК 159.9.И.Н. КАРИЦКИЙ СУБЪЕКТ: ОТ ФИЛОСОФСКОГО СОДЕРЖАНИЯ ПОНЯТИЯ К ПСИХОЛОГИЧЕСКОМУ
Логвенок О. В. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ЗАЩИЩЕННОСТЬ:ФИЛОСОФСКИЕ И КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
Познание и понимание. Бытийный подход
Экзистенциальный подход к пониманию позволяет
Опьгг смерти и умирання: психологические, философские и духовные перспективи
Добавить комментарий