АНОРТОСКОПИЧЕСКОЕ ВОСПРИЯТИЕ

Восприятие движения весьма существенно зависит от условий наблюдения за Движущимся объектом. Используя необычные условия наблюдения, Парке доказал, что когда изображение фигуры перемещается горизонтально за экраном таким образом, что в каждый данный момент через стационарную смотровую щель видбн лишь его небольшой фрагмент, она все равно воспринимается как единая, целостная фигура (рис. 8.7. и 8.8) (Parks, 1965).

Это необычное явление, открытое в 1862 г. Цельнером (Zollner, I860), называется анортоскопическим восприятием, что в дословном переводе с греческого означает «неправильное восприятие» (история открытия Цельнера кратко изложена в Rock, 1986). Интересно отметить, что в условиях динамического анортоскопи- ческого предъявления может быть распознана вся фигура, хотя в каждый данный момент видна только ее узкая полоска. Следовательно, вопреки тому обстоятельству, что одновременно на сетчатке никогда не проецируется вся фигура целиком, зрительная система способна интегрировать, или собрать воедино, ряд последовательных фрагментов, спроецированных на один и тот же участок сетчатки.

Воспринимаемая форма фигуры зависит не только от формы смотровой щели (рис. 8.8), но и от скорости перемещения фигуры за ней. При сравнительно невысоких скоростях фигура воспринимается слегка вытянутой в длину, при относительно высоких — несколько сплюснутой (Anstis & Atkinson. 1967; Haber & Nathan- son, 1968). Кроме того, фигура кажется наклоненной в сторону ее движения.

7. Стимул и схематическое изображение демонстрации

7. Стимул и схематическое изображение демонстрации

эффекта Паркса

Слева — стимул, справа — стимул предстает в виде сжатого верблюда.

(Исгочйи/сТ. Е. Parks. Post-retinal visual storage. American Journal of Psychology, 78,1965, p. 148)

Анортоскопическое восприятие не только свидетельствует о принципиальной роли движения и фона в восприятии формы объекта, но и о том, что последовательность представленных на сетчатке относительно изолированных друг от друга изображений фрагментов объекта по прошествии какого-то времени может интегрироваться зрительной системой, благодаря чему и становится возможным восприятие всей формы объекта. Хотя детальное объяснение анортоскопического восприятия — дело будущего, уже сегодня ясно, что оно имеет ряд важных перцептивных и когнитивных последствий (подробный анализ этого явления представлен в Rock, 1983,1986).

8. Примеры искаженного восприятия фигур,

8. Примеры искаженного восприятия фигур,

перемещающихся позади стационарного

щелевого отверстия

а — воспринимаемая фигура кажется смещенной и сжатой в направлении ее движения, б-ж — наклонная и искривленная смотровые щели, а также смотровая щель, образованные двумя прорезями, смещенными относительно друг друга, е, и- формы фигуры и смотровой щели могут быть взаимозаменяемыми. /-образная фигура, рассматриваемая через вертикальную смотровую щель, воспринимается точно так же, как и вертикальная фигура, рассматриваемая через /-образную смотровую щель. {Источник. S. М. Anstis & J. Atkinson. Distortions in moving figures viewed through a stationary slit. American Journal of Psychology, 80,1967, p. 573)

Январь 24, 2019 Общая психология, психология личности, история психологии
Еще по теме
ГЛАВА ВИЗУАЛЬНЫЙ ПАТТЕРН И ВОСПРИЯТИЕ ФОРМЫ: БАЗОВЫЕ ПРОЦЕССЫ ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПРИЯТИЯ
Организация восприятия и гештальт-восприятие
ИСКАЖЕНИЯ ВОСПРИЯТИЯ ДВИЖЕНИЯ
9 ВОСПРИЯТИЕ
Восприятие пространства и движения
Глава 8. Восприятие
2.2.2.ВОСПРИЯТИЕ
ВОСПРИЯТИЕ ПРОСТРАНСТВА
СЛУХОВОЕ ВОСПРИЯТИЕ
Ощущения и восприятие
5.1. ВОСПРИЯТИЕ И ПАМЯТЬ
Добавить комментарий