Арабы в Испании: две модели взаимодействия

При изучении межэтнических отношений, на мой взгляд, большой интерес должны вызывать те регионы, где этот процесс имел характер не единичного столкновения, а длился в течение длительных промежутков времени. Одним из примеров таких регионов служит Андалусия – арабо-испанское государство, просуществовавшее на Пиренейской полуострове с VIII по конец XV веков. Этнический состав данной политической единицы был весьма пестрым: южные и северные арабы, берберы, евреи, вестготы и римляне. Они относились к трем религиозным конфессиям: иудаизму, христианству и исламу, то есть, выражаясь словами Корана, «были людьми Писания». Постепенно начинается процесс арабизации и исламизации, который год от года становился все более интенсивным. Следует отметить, что в этот процесс включилась как вестгото-римская знать, так и низы, которым переход к исламу облегчал бремя повинностей и налогов. В итоге это привело к заключению межэтнических браков, что в немалой степени способствовало созданию этнокультурного единства. Процесс исламизации не был насильным, что делало возможным существование христианских и еврейских общин. Нельзя утверждать, что на всем протяжении существования данного государства оно представляло собой жестко централизованную политическую единицу: очень часто то в одной, то в другой части государства происходили локальные войны и мятежи, но они чаще всего были вызваны борьбой за власть и разногласиями в самой берберо-арабской среде. Исходя из многих исторических фактов, к которым относится и то, что население Андалусии пользовалось как в официальной речи, так и в быту двумя языками: арабским и романским; что уже во время Реконкисты при дворе христианского кастильского короля Альфонсо VI говорили по-арабски, был принят арабский этикет, сам он был женат на мусульманке и считал себя королем двух религий, можно констатировать то, что в данный период на Пиренейском полуострове имел место синтез двух культур: «испанская» и «арабская».

В противоположность этому в отношениях между франкским и мавританским государствами можно наблюдать постоянную конфронтацию, которая завершается Реконкистой и изгнанием арабов с Пиренейского полуострова. В 865 г. между Андалусией и франкским государством образуется испанская марка. Необходимо подчеркнуть, что испанская марка имела профранкскую ориентацию и была политически подчинена государству франков. Таким образом, уже в середине IX в. между двумя государствами создается своего рода кордон.

Чем же объяснимо такое прямо противоположное отношение между культурами? Еще Н. Данилевский в своей работе «Россия и Европа» высказал предположение, что центром западноевропейской культуры является Франция. Если Франция является центром данной культуры, то Испания находится на ее периферии. В центре культуры идет процесс образования свойственных данной культуре ценностей, норм и символов, которые позже с течением времени начинают распространяться и на периферии. Соответственно периферия является зоной смешения культурных влияний, но чем ближе мы продвигаемся к центру культуры, тем менее терпимы оказываются инокультурные влияния. Для государства франков слабое вестготское государство, потрясаемое внутренними конфликтами, было желанной и легкой добычей. Арабская культура находилась тогда в фазе своего расцвета, а государство франков, как и западноевропейская культура в целом, находилось только в начале своего развития и переживало неизбежные для этого периода раздробленность, постоянные мятежи и борьбу за власть, что ослабляло и без того недостаточно сильное государство. С потерей Пиренейского полуострова западноевропейская культура смогла смириться, но когда дело дошло до того, что опасности стал подвергаться сам культурный центр, то пришли в действие мощные силы отталкивания, и для защиты были созданы барьеры в виде подчиненных франкскому государству политических единиц. Характер и темпы Реконкисты, направленной на отвоевание у арабов Пиренейского полуострова, находятся в прямой связи с развитием западноевропейской культуры: как только эта культура начала набирать силы, как только она начала обретать свою целостность, главный удар был направлен на Пиренейский полуостров. Кроме того, любая культура в начале своего формирования нуждается в заимствованиях из других культур. Для западноевропейской культуры каналом, по которому происходили заимствования, была Испания, именно здесь переработанные арабские знания и другие культурные проявления заимствовались Европой. Таким образом, Испания играла роль своеобразного фильтра, сквозь который проходило культурное влияние Востока, ослабляясь и адаптируясь к западноевропейскому менталитету. Как только ценностно-смысловое ядро западноевропейской культуры было сформировано, надобность в этом канале заимствований отпала, и стал набирать силу процесс Реконкисты.

Январь 24, 2019 Общая психология, психология личности, история психологии
Еще по теме
ДВЕ МОДЕЛИ АДАПТАЦИИ РЕБЕНКА К НЕМАТЕ-РИНСКОМУ ВОСПИТАНИЮ.
МОДЕЛЬ МЕЖОТРАСЛЕВЫХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЙ.
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С ТЕЛАМИ: ДВУХПОЛЮСНАЯ МОДЕЛЬ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ 3: РАЗРАБОТАТЬ КОНЦЕПТУАЛЬНУЮ МОДЕЛЬ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ.
Модель отдельных взаимодействий и сознательного опыта Шактера
2.12.1. СОЦИОТИПЫ И МОДЕЛИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С КАЖДЫМ ИЗ НИХ
ИЗУЧЕНИЕ СПЕЦИФИЧЕСКИХ ФОРМ СОЦИАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ КАК МОДЕЛЕЙ КОНФЛИКТА
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ» КАК МОДЕЛЬ МЕЖСУБЪЕКТНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ГИМНАЗИИ
ДВЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Две стадии развития Я
ДВЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Добавить комментарий