Аванесян М.О. МЕТАФОРИЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ В СТРУКТУРЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ

Основным механизмом понимания часто называют образование связей между новой информацией и системой усвоенных знаний, т.е. превращение их в «свои». Согласно концепции Л.М. Веккера (1976), корректное отражение смыслового инварианта свидетельствует об адекватности понимания текста. Метафора рассматривается нами как продукт интеллектуальной деятельности, в котором автор передает выделенный им смысловой инвариант (параметры познаваемого объекта и его внутреннюю структуру). Таким образом, она может служить моделью изучения процесса понимания. Цель исследования состояла в определении роли метафорических способностей в структуре творческих способностей личности. По мнению Л.И. Шрагиной (1999), цель метафорического творчества — решение с помощью метафоры проблемно-когнитивных языковых и познавательных ситуаций, что требует наличия креативных способностей. На способность конструировать метафоры как критерий креативности указывает А.Анастази (1985), а М.А. Холодная (2000) рассматривает метафоричность как комплекс интеллектуальных свойств, проявляющихся в готовности работать в фантастическом, «невозможном» контексте, как склонность использовать символические, ассоциативные средства для выражения своих мыслей, как умение в простом видеть сложное, в сложном — простое. В исследовании на добровольном начале участвовал 31 человек, студенты факультета психологии СПбГУ в возрасте от 17 до 22 лет. В качестве методик исследования были выбраны: разработанная для целей исследования методика «Создание метафоры»; методика для диагностики вербальной креативности (тест Медника); методика для диагностики невербальной креативности (субтест «Завершение картинок» теста Торренса). В качестве стимульного материала были предложены четыре определения из психологического словаря («фобия», «психическая компенсация», «закон Рибо», «закон Йеркса- Додсона»). Для каждого понятия предварительно были выделены ключевые смысловые параметры. Инструкция для респондентов была сформулирована следующим образом: «Вам будет предложено четыре психологических понятия и их определения.

Ознакомьтесь с каждым из них и передайте содержание понятия с помощью образов (на что это похоже?)». В результате были получены 124 метафоры, каждая из
которых была оценена по 5 шкалам тремя экспертами (по 7-балльной шкале). Эксперты оценивали каждую метафору по: 1) легкости интерпретации, 2) яркости возникающих образов, 3) метафорической добротности, 4) оригинальности, 5) передаче сути понятия. Для обработки данных использовался метод главных компонент для определения числа факторов и метод максимального правдоподобия для исследования факторной структуры. Анализ факторной структуры показал, что все 5 шкал, по которым эксперты оценивали метафоры, группируются по самим четырем определениям. Высокая согласованность показаний шкал по каждой из метафор говорит о восприятии метафоры как цельного, синтетического феномена. Этот показатель стал неожиданным, поскольку мы ожидали получения корреляций между оценочными шкалами и уровнем креативности. Отсутствие корреляций между шкалами (легкость интерпретации; яркость возникающих образов; метафорическая добротность; оригинальность; передача сути понятия) и показателями креативности (как вербальной, так и образной) показывает, что уровень оригинальности, диагностированный в данных тестах, не является предиктором метафорических способностей. Отсутствие корреляций между шкалами для разных метафор (например, у одного и того же респондента уровень оригинальности метафоры для понятия «фобия» не связан с уровнем оригинальности метафоры для понятия «закон Рибо») позволяет предположить, что создание метафоры скорее определяется сочетанием различных характеристик, чем какой-то одной из них. Данные настоящего исследования не позволяют говорить о существовании такого фактора, как «метафорические способности». Однако полученный результат может быть связан с разной сложностью стимульного материала для одного и того же испытуемого и с невозможностью для него быть одинаково успешным в случае создания метафор для всех четырех словарных определений.

Январь 24, 2019 Общая психология, психология личности, история психологии
Еще по теме
Кузнецова Елена Владимировна СТРУКТУРА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ И ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ГОРОДСКИХ И СЕЛЬСКИХ ШКОЛЬНИКОВ
Аванесян Марина Олеговна ОСОБЕННОСТИ РАЗВЕРТКИ МЕТАФОРИЧЕСКОГО ОБРАЗА
С.П. МЕЛЕХИН НОВОСИБИРСК, НГУЭУ АНАЛИЗ НЕКОТОРЫХ БИОГРАФИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ, ВЛИЯЮЩИХ НА ПРОЯВЛЕНИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ
СВЯЗЬ САМООЦЕНКИ И УРОВНЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ПОДРОСТКОВ
Креативность (творческие способности) в контексте совладающего поведения.
Калмыкова И.А. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ В РАЗВИТИИ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ШКОЛЬНИКОВ
Лысенко Сергей Андреевич ИССЛЕДОВАНИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ ЛИЦЕЯ
Е.В. Леонова, С.С. Сергеева АДАПТАЦИЯ ПЕРВОКЛАССНИКОВ СРЕДСТВАМИ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ
Муссалитина Елена Владимировна НЕРАВНОМЕРНОСТЬ РАЗВИТИЯ ИНТЕЛЛЕКТА И ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
СТРУКТУРА СПОСОБНОСТЕЙ
1. МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ROADS: КОМПЛЕКСНАЯ ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ РАЗВИТИЯ АНАЛИТИЧЕСКИХ, ТВОРЧЕСКИХ И ПРАКТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ СТУДЕНТОВ
Кальченко Анна Николаевна ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ РАЗВИТИЯ ИНТЕЛЛЕКТА И ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МАЛЬЧИКОВ И ДЕВОЧЕК 6-7 ЛЕТ.
ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О СУЩНОСТИ И СТРУКТУРЕ СПОСОБНОСТЕЙ
Кремень Ф.М. АНАЛИЗ МЕНТАЛЕОБРАЗУЮЩИХ В СТРУКТУРЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ
Баскакова Я.Э. Структура И уровЕНЬ развития художественно-графических способностей
Лысенко Юлиана Андреевна, Лысенко Елена Михайловна РОЛЬ РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ФОРМИРОВАНИИ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ
Добавить комментарий