От автора

Более сорока лет назад одно сильное переживай не, которое по обычному времени длилось всего несколько часов, глубоко изменило мою личную и профессиональную жизнь. Будучи МОЛОДЫМ ординатором-психиатром, лишь несколько месяцев назад окончившим мединсгитут, я добровольно вызвался участвовать в зкспериментальных сеансах с ЛСД — веществом, открытым швейцарским химиком Альбертом Хофманом в фармацевтических лабораториях «Сандоз» в Базеле и обладающим удивительными психоактивными свойствами.

Первый же сеанс, особенно в момент его наивысшей точки, когда я получил потрясающие и неописуемые переживання, пробудил во мне непрекращающийся на протяжении всей остальной жизни глубокий интерес к необычным состояниям сознания. С тех самых пор бульшая часть моей врачебной и исследовательской деятельности заключалась в систематическом освоєний терапевтических, преображающих и развивающих возможностей подобных состояний. И четыре прошедшие десятилетия, которые я посвятил исследованиям сознания, стали для меня необыкновенным приключением как в открытии неизведанного, так и в раскрытии себя.

Из сорока лет почти половину я провел, занимаясь лечением при помощи психоделических средств, сначала в Чехословакии, в Пражском институте психиатрических исследований, а затем в Соединенных Штатах, в Центре психиатрических исследований штата Мзриленд в Балтиморе, где я участвовал в том, что в ту пору еще оставалось от американской программы исследований психоделиков. С 1975 года я сгал работать с холотропным дыханием — мощным средством врачевания и освоєння себя, которое я ктому времени разработал совместно с моей женой Кристиной Гроф. На протяжении всех зтих лет я также оказывал врачебную помощь многим людям, переживавшим духовно-душевные кризисы, или «духовные обострения», как мы с Кристиной их окресгили.

Общин знаменателем всех зтих моих трех видов деятельности стало то, что они были каким-то образом связаны с необычными состояниями сознания или, более конкретно, с неким их важным подвидом, которые я обозначаю как холотропные. В психоделической терапии подобиые состояния вызываются применением таких перестраивающих умственную деятельность веществ, как ЛСД, псилоцибин, мескалин и производные триптамина или амфетамина. А при холотропном дыхании сознание изменяется через сочетание ускоренного дыхания, пробуждающей воспоминания музыки и знерговысвобождающей работы тела. В случае же духовных обосгрений холотропные состояния возникают сами соб ой в повседневной жизни и их причины, как правило, так и остаются никому не извесгными.

Кроме того, частным образом я был вовлечен еще и во многие другие занятия, более или менее непосредсгвенно связанные с необычными состояннями сознания. Я принимал учасгие в ритуальних церемониях представителей первобытных культур различных частей света, всгречался с североамериканскими, мексиканскими и южноамериканскими шаманами, а также обменивался сведениями со многими антропологами. Были у меня и продолжительные всгречи с предсгавителями различных духовных направлений, в том числе таких, как дзен, випашьяна, буддизм ваджраяны, сиддха-йога, тантра и христианский монашеский орден бенедиктинцев.

Другой областью, которой я также уделял много внимания, была танатология — молодая дисциплина, изучающая околосмертные переживання и психологические и духовные аспекти смерти и умирання. В конце 60-х — начале 70-х годов я участвовал в широком исследовательском проекте по изучению влияния психоделической терапии на людей, умирающих от рака. Наверное, стоит также добавить, что мне выпала большая удача быть лично знакомым и сотрудничать с некоторыми великими медиумами и парапсихологами нашего времени и с терапевтами — первопроходцами в области лабораторних исследований сознания, что развивали и практиковали высокозффективные види терапии переживання, вызывавшие необычные состояния сознания.

Моя первая встреча с необычными состояниями сознания оказалась испытанием неимоверно трудним и с змоциональной, и с интеллектуальной сторони. В первые годы своей работы в лаборатории по исследованию психоделиков я ежедневно был буквально бомбардирован результатами опытов и наблюдений, к которым моє медицинское, в частности, психиатрическое образование меня не подготовило. По сути дела, я видел и переживал то, что в контексте научной картини мира, в соответствии с которой я воспитывался, считалось невозможным и предполагалось, что оно не должно происходить. И все-таки зти явно невозможные вещи происходили.

Позже, когда я преодолел первоначальное концептуальное потрясение и сомнения относительно собственного здравомыслия, я стал осознавать, что проблеми могут заключаться не в моей способности к наблюдению и к критической оценке, но в ограничениях нынешней психологической и психиатрической теории и в ограниченности материалистической монистической парадигми западной науки. Вполне естественно, что было нелегко прийти к подобному пониманию до тех пор, пока мне не пришлось начать борьбу с тем чувством благого вения и почтения, каковое сгудент-медик или начинающий психиатр испытывает по отношению к академическим установленням, научным авторитетам, к пленяющим воображение дипломам и титулам.

За зти годы моє первоначальное подозрение относительно несосгоятельносги академических теорий, касающихся человеческой психики и сознания, посгепенно превратилось в убеждение, которое подпитывали и укрепляли как тысячи клинических наблюдений, так и собственный личный опыт. Ибо в ту пору у меня уже не было никаких сомнений в том, что данные, полученные благодаря исследованию необычных состояний сознания, представляют собой решающее мировоззренческое испытание для той научной парадигмы, что еще и по сей день господсгвует в психологии, психиатрии, психотерапии и во многих иных дисциплинах.

Зта книга предсгавляет собой попытку более или менее методичным и всеобьемлющим образом определить области исследований, требующие решительного пересмотра, и высказать предположения относительно направлення и природы необходимых изменений. Концептуальные возражения, предсгавляемые исследованиями сознания, являются основополагающими и не могут быть разрешены посредсгвом лоскутной перекройки некоторых второстепенных областей знання или же посредсгвом нескольких посгавляемых на данный случай вымученных гипотез. Я считаю, что природа и размах концептуального кризиса, с которым сегодня сголкнулась психология и психиатрия, сравнимы с ситуацией в физике, спровоцированной в начале XX сголетия результатами опыта М ай к ел ьс о н а—М о р л и.

Вводная глава книги предпагает некое общее обсуждение вопросов, связанных с необычными сосгояниями сознания, роли, каковую они играли в культурной и духовной, в том числе обрядовой, жизни человечесгва, и тех серьезных возражений, которые они предьявляют материалисгическому монисгическому мировидению западной науки. Завершается зта глава обзором областей знання, в которых уже назрели значительные концептуальные изменения, и кратким описанием природи предполагаемых альтернатив. Зти альтернативи несколько глубже и шире раскрываются в последующих разделах книги.

Основная тема следующей главы — первая из зтих областей, природа и источник сознания и измерения человеческой психики. Результати наблюдений, которые демонстрируют исследования сознания, рассеивают общепринятый миф материалистической науки, гласящий, что сознание является зпифеноменом материн, продуктом нейрофизиологических процессов, происходящих в мозгу. Они показывают, что сознание — зто исходное неогьемлемое свойсгво существующего, и что оно способно на многообразные виды дейсгвий, которые не может выполнять мозг. Согласно зтим новим открьггиям, сознание человека сопричастно широкому вселенскому полю космического сознания, пронизывающему все существующее, и является его часгью.

К тому же традиционная академическая психиатрия и психология пользуются моделью психики, ограниченной биологией, послеродовой биографией и фрейдовским индивидуальным бессознательным. Но если мы хотим все же обьяснить все феномены, происходящие в холотропных состояниях сознания, наше понимание человеческой психики должно быть коренным образом расширено. Очерченная в книге новая картография психики включает две дополнительные обласги: околородовую (связанную с травмой рождения) и надличносгную (охватывающую все виды наследсгвенной, расовой, коллективной и психогенетической памяти, кармические переживання и архетипические движущие сили).

На страницах зтой книги подобиое широкое предсгавление о психике применяется и для обьяснения разнообразных змоциональных и психосоматических нарушений, которые не имеют под собой органической основы (так называемая «психогенная психопатология»). Чтобы обьяснить такие состояния, традиционная психиатрия применяет модель, ограничивающ/юся изучением биографических травм, происходящих уже после родов, в младенческом и детском возрасге или на протяжении последующей жизни. Новое понимание предполагает, что корни подобиых нарушений залегают нам ного глубже и имеют в своем составе значительные доли, происходящие и из дородового уровня, и из надличностной обласги психики.

Одним из важнейших последсгвий такого нового понимания измерений человеческой психики является осознание того, что многие состояния, которые современная психиатрия рассматривает как патологические и лечит супрессивными медикаментозними средствами, в дейсгвительносги представляют собой «духовные осложнения», духовно-душевные кризисы, таящие в себе целительные и преображающие возможности. Обсуждению природи зтих СОСТОЯНИЙ, вызывающих их ситуаций, форм их проявлення и нових терапевтических стратегий посвящается отдельная глава книги.

Следующая глава рассматривает неявные практические следствия нових наблюдений и исследований, относящихся к человеческой психике.

В ней обсуждаются основи психотерапии, использующей холотропные состояния, и механизмы исцеления, становящиеся доступними, когда процесс самопознания через переживание достигает околородового и надпичностного уровней. Особый раздел данной главы рассматривает теорию и практику холотропного дыхания и показывает, каким образом в подобной форме терапии, целиком основанной на опыте, зти новые основы проявляются и используются.

Результати наблюдений над холотропными сосгояниями всерьез расшатали камень преткновения материалистического мышления — веру в первичносгь материн и в полное отсугсгвие духовного измерения в текстуре существующего. Они предсгавляют собой непосредсгвенное зкспериментальное и змпирическое свидетельсгво того, что духовносгь является решающим и осново полагающим неотьемлемым свойсгвом человеческой психики и мироусгроения. Зтой важнейшей теме в книге уделяется особое внимание. Здесь же приводятся доводы в пользу того, что духовносгь и наука, понимаемые правильно, не находятся и даже не могуг находиться в противостоянии, но предсгавляют собой два взаимодополняющих подхода к сущесгвующему.

Отдельная глава в книге посвящена психологическим, философским и духовным аспектам смерти и умирання. В ней рассматриваются такие вопросы, как значимосгь смерти для психологии, предсмертные переживання, возможность сохранения сознания после смерти, карма и перевоплощение, древние книги мертвих, а также подготовка к смерти и даже основанное на опыте обучение ей. Данные наблюдений, на которых основывается зта глава, помимо прочего, почерпнути и из широкой программы изучения терапии психоделическими препаратами неизлечимых ракових больных, которая довольно детально описывается и обсуждается в зтой главе.

Однако итог относительно самих далеко идущих прозрений, проявившихся в ходе исследований холотропных состояний, подводится в главе о «космической игре». Ведь они затрагивают такие важные вопросы, как природа реальносги, космическое созидательное начало и наша со причасти ость ему, движущие силы творення, табу, направленные против познания нашей истинной самобытности, и проблема добра и зла. Удивительно, что ответы на зти основополагающие вопросы человеческого существования, появляющиеся сами собою в холотропных сосгояниях, неожиданно оказываются подобными не только тем ответам, которые можно обнаружить в произведениях той «вечной философии», как ее описывал Олдос Хаксли, но также и революционным находкам новой научной парадигми.

Заключительная глава книги сосредоточивается на неявних последсгвиях зтих нових находок для понимания нынешнего глобального кризиса и тех путей, какими исследования сознания и трансперсональная психология могуг внести свою лепту в его смягчение. В ней рассматриваются духовно-психические корни злобной агрессивности и ненасытной алчности — двух сил, которые господствовали на протяжении человеческой истории и из-за быстрого технологического прогресса стали серьезной угрозой для сохранения жизни на нашей планете. Работа с холотропными состояниями сознания предлагает не только новое понимание зтих опасных черт человеческой психики, но также и действенные пути противостояния им и их преобразования.

Сорок лет напряженных систематических исследований холотропных состояний подвели меня к заключению, что решительное внутреннее преображение человечества и восхождение на более высокий уровень сознания может быть нашей единственной надеждой на будущее. Мне бы хотелось верить, что те, кто готов отправиться во внутреннее странствие или уже предпринял его, разыщут зту книгу и сведения, в ней изложенные, станут их полезными спутниками в зтом требующем сил и мужества путешествии.

Я виражаю глубокую признательность и огромную благодарность Джейн Банкер, заведующей отделом комплектования издательства Государственного университета Нью-Йорка, без которой зта книга не была бы написана. Именно о на убедила меня в том, что читатели смогут оценить работу, которая содержала бы в одном томе наиболее значимые прозрения из моих исследований необычных состояний сознания. Следуя ее советам, я и написал зту книгу таким образом, чтобы она предоставляла исчерпывающие сведения обо всех областях, к которым я прикоснулся к своим исследованиям.

Те же читатели, которые заинтересуются отдельными темами, обсуждающимися в какой-либо из глав книги, могут воспользоваться приведеними ниже обзором в качесгве введення к другим моим книгам, предпагающим более детальное рассмотрение разнообразных конкретних сюжетов. Приведенный ниже список ссылок на мои работы или их части может использоваться как источник дополнительных сведений о темах, освещенных в отдельных главах.

Глава 1. Более подробные сведения об звристических и терапевтических возможностях психоделиков можно найти в моей книге «ЛСД-псчхотерапия»

— всеобьемлющем руководстве, специально посвященном зтой теме, и в приложении К книге «Путешесгвие В ПОИСКдХ себя», тема которого — обрядовое и лечебное применение психоделических веществ. Роль необычных состояний сознания в шаманизме, в ритуалах перехода, в древних таинствах смерти и возрождения и великих духовних традициях обсуждается в книге «Неистовый поиск себя», написанной мною совместно с моєю женой Кристиной. Гроф.

Глава 2. Новая картография человеческой психики детально исследуется по преимуществу в книгах «Обпасти человеческого бессознательного» и «Путешествие в почсках себя». Они подроби о описывают взаимодействие сил в «совокупностях сгущенного опыта», перинатальные матрицы, разнообразные формы надличностных переживаний с большим количеством наглядных примеров. Работа «Холотропное сознание», написанная в соавторсгве с Халь Зиной Беннет, предсгавляет собой простейшее введение к расширенной карте психики, она адресована новичкам в трансперсональной области.

Глава 3. Значение моих исследований для диагносгики и лечения змоциональных и психосоматических нарушений, а также для психологии и психиатрии вообще, рассматривается в книге «За пределами мозга». Она содержит обсуждение разнообразных революционных преобразований в современной науке, с которыми связаны зти новые открытия. Однако зта книга, хотя и доступна любителям, предназначена главным образом профессиональной аудитории.

Глава 4. Те же, кто прежде всего заинтересуется идеей неотложной духовной помощи и последсгвиями исследований сознания для понимания и лечения психозов, найдут для себя больше полезных сведений в двух книгах, написанних мною в соавторсгве с моей женой: «Неисговый поиск себя» и «Духовний кризис». Первая из них предсгавляет собою наше собсгвенное подробное и всеобьемлющее рассмотрение альтернативних подходов к психозам, вторая же — зто краткое изложение статей других авторов, обращающихся к зтой теме.

Глава 5. Терапевтические возможносги необычных состояний сознания

— тема многих моих работ. Особо интересной может показаться вторая часгь книги «Пугешествия в поисках себя», где описывается практика холотропного дыхания и терапевти ческие механизмы, задействованные в необычных состояниях сознания. К зтой теме также относятся параграфи из книги «За пределами мозга», где обсуждаются высказывания за и проти в различных школ психотерапии и сравниваются раскрывающие и прикрывающие методи лечения. «ЛСД-лсихотералия» является руководсгвом, специально рассматривающим использование психоделиков в психотерапии, а работа «Неисговый поиск себя» излагает альтернативиые терапевтические стратегии в лечении психотических состояний.

Глава 6. Наиболее обстоятельным образом связь между духовним началом и религией обсуждается в раб оте «Космическая игрз’>. Сведения, относящиеся к зтой теме, можно также найти в книге «Неисговыйпоиск себя».

Глава 7. Психологические, философские и духовные аспекти смерти и умирання рассматриваются в написанной в соавторстве с Джоан Гзлифакс книге «Человек перед лицом смерти», описывающей исследовательский проект психоделического лечения более чем двухсот ракових больных, который мы осуществляли в Мзрилендском центре психиатрических исследований в Балтиморе. Кроме того, мною выпущены две богато иллюсгрированные брошюры, зондирующие культурные ответвления зтой работы: «Книги Мертвых» и «По ту сторону смерти» (последняя написана в соавторсгве с моей женой Кристиной Гроф).

Глава 8. Философские, метафизические и духовные аспекты моих исследований являются темой отдельного произведения — «Космическая игра». Зта книга исследуетто понимание человеческого естесгва и природы реальносги, которое основывается на переживаннях и прозрениях в холотропных сосгояниях сознания. В ней подчеркивается удивительное сходсгво подобного вйдения с «вечной философией» Олдоса Хаксли, как и с революционными прорывами современной науки, известными под именем новой или возникающей парадигмы.

Глава 9. Дополнительные сведения о более широких последсгвиях работы с холотропными состояниями можно найти в зпилоге к книге «За пределами мозга» и в раб оте «Космическая игра». Я также выпустил книгу «Вьокивание человека и зволюция сознания» — сборник статей ряд а выдающихся авторов по зтой важной теме.

Приложение. Здесь содержатся подробные сведения об архетиповой астрологи и, изложенные в выходящей книге Р. Тарнаса, а также в нашей с ним будущей совмесгной книге.

Все вышеупомянутые книги также снабжены обширной библиографией, которая, несомненно, может заинтересовать читателей литературы по зтой тематике и ссылками на других авторов.

Станислав Гроф, ноябрь 1999 г.

Январь 24, 2019 Общая психология, психология личности, история психологии
Еще по теме
ОТ АВТОРА
ОБ АВТОРЕ
ОТ АВТОРА
ОБ АВТОРЕ
Об Авторе
ОТ АВТОРОВ
Предисловие автора
От автора
ОТ АВТОРА
ОТ АВТОРА
ОТ АВТОРА
От автора
Предисловие авторов
ОСОБИСТИЙ ВНЕСОК АВТОРА.
Сведения об авторах
ПРЕДИСЛОВИЕ АВТОРА К РУССКОМУ ИЗДАНИЮ 1986 Г.
Добавить комментарий