Бабаева А.В. Менталитет и поведение в русской культуре

В современной гуманитарной науке важное место занимает направление «культура и личность». Его проблемное поле охватывает изучение традиционного сознания народов, поведение как воплощение культуры, этническую символику и т.д. В настоящее время развитие этого направления становится очень актуальным.

Поведение – важная часть национальной культуры. Именно поведение обусловливает механизм этнической идентификации. Исследование культурно значимых различий, которые проявляются в поведении, позволяют правильно оценить межэтнические взаимодействия. Этническая идентичность формируется посредством принятия ценностей, моральных норм, специфических черт поведения. Черты ментальности народов формируют систему неповторимых поведенческих форм. Между ментальностью и поведением существует очень тесная взаимосвязь, так как любое изменение в «модели мира» находит отражение в поведенческих образцах. Можно сказать, что поведение как чуткий барометр улавливает происходящие перемены в ценностях, моральных установках, складе мышления, т.е. ментальности наро-да.

Жизнь любого народа основывается на единстве мировоззрения индивидуумов. Это единство определяет морально-этические нормы поведения, деятельность. Общий язык, система ценностей, символы, отношение к окружающему миру передаются от поколения к поколению, причем унаследованные способы поведения слу-жат образцами для будущей деятельности.

Заботясь об этнической целостности, сообщество людей вырабатывает определенную систему норм, кодов поведения, форм этнического самоопределения: «… знание о тонких требованиях к поведению способно серьезно помочь интеграции любых субъектов, в том числе представителей иных культур, в круги изучаемой культуры» [Ментальность россиян. Сборник статей. М.,1997. С. 193].

Особенности менталитета россиян нашли свое отражение в поведении различных групп населения.

Но поскольку Россия долгое время была исключительно аграрной страной, черты крестьянской общинной ментальности можно увидеть практически во всех устойчивых формах поведения. Вера и труд занимали центральное место в системе ценностей русского крестьянства. Из таких ценностей сформировались своеобразные формы поведения.

Русская культура представляет собой культуру двуединую. В ней в сложном соединении, каждый раз по-своему, были представлены светские и религиозные эле-менты. Очень своеобразно складывалась конфигурация «профанного и сакрального». Двойственность нашла свое выражение в поведении народа (жесткая система норм и антиповедение).

Поведение в русской культуре очень длительное время регулировалось религиозными правилами и нормами. Под влиянием такого подчинения любой поступок воспринимался как непосредственное выражение нравственной позиции, одобряемой или осуждаемой общественным мнением. Крестьянское мировосприятие опре-деленно связывало поведение человека с его верой: «креста на тебе нет», говорили человеку, совершившему какой-либо проступок.

Жесткая привязанность к природному циклу обусловила ритмическую регламентацию поведения по временам года, дням недели, времени суток. В связи с этим поведение изменялось в связи с делением всего пространства на «чистые и нечистые».

Императивы поведения, как некие идеальные принципы, в этнической группе выступали и выступают отражением ментальности этой группы. Такие модели вос-принимаются членами данной группы как негласные нормы поведения, выход за пределы которых в большинстве случаев воспринимается как патология. Изучение поведенческих норм дает возможность увидеть глубинные психологические особенности этноса и проследить за их трансформацией.

Январь 24, 2019 Общая психология, психология личности, история психологии
Еще по теме
СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ВОСПРИЯТИЯ ЖИВОПИСИ ВО ФРАНЦУЗСКОЙ И РУССКОЙ КУЛЬТУРАХ
Федоткина А.Г. Особенности представлений о русском этносе русских и хакасских студентов
18.4. Культура поведения
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В ПСИХОКОРРЕКЦИИОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ С ЗПР
Сибилева М.В., Бабаева Л.А. НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ТРУДОВЫХ УЧРЕЖДЕНИИЙРОБЛЕМА
ПИЩИК В.И. ПРОБЛЕМА ТРАНСФОРМАЦИИ РОССИЙСКОГО МЕНТАЛИТЕТА
Н.М. Бабаева ПРОЯВЛЕНИЕ СИЛЫ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ В ПРОЦЕССЕ АДАПТАЦИИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ К ВУЗУ
Малышев А.И. АДАПТИВНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В ОПТИМИЗАЦИИ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ И ПОВЕДЕНИЯ ИНВАЛИДОВ
Динамика российских менталитетов на стыке веков
Семенов В.Е. ПЛЮРАЛИЗМ В ПСИХОЛОГИИ В АСПЕКТЕ СОВРЕМЕННЫХ РОССИЙСКИХ МЕНТАЛИТЕТОВ
Салтыкова О.В. Отражение национального менталитета в картине мира человека
САЛТЫКОВА О.В. ОТРАЖЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНОГО МЕНТАЛИТЕТА В КАРТИНЕ МИРА ЧЕЛОВЕКА
С. П. Шклярук, А.М. Беглер СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД В ИЗУЧЕНИИ МЕНТАЛИТЕТА
Шарикова Л.А., Аброськин А.П. ЭТНОМИФ И СИНКРЕТИЗМ ЭТНОСОВ И МЕНТАЛИТЕТОВ
Глава 3. Исторический этап смены «Культуры Работы» на «Культуру Досуга»
2.10. ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ МЕНТАЛИТЕТ И ОДНА ПСИХОЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ГИПОТЕЗА
Добавить комментарий