Бахтин В.В. ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ АНАЛИЗ МУЗЫКАЛЬНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ

Сложен или прост музыкальный язык? Требует ли он словарного эквивалента, словесной характеристики музыкального образа? Со-пряжены ли чувства слушателя с замыслом композитора? Всегда ли адекватен образ слушателя музыкальному образу произведения? Вот круг вопросов, над которыми постоянно задумываются профессионалы-музыканты, учителя-методисты и дилетанты-слушатели. «Соната, чего ты от меня хочешь?» – воскликнул однажды Лев Толстой, отыскивая созвучные ей чувства в своей душе. Не всегда бывает легко даже профессионалам оценить творчество других композиторов. «Музыку Скрябина обожаю, но знаю ее только до Четвертой сонаты, не понимаю ее и все тут…», – подметил композитор А.Глазунов. Увидеть человека в музыке, его радости и горести – вот что значительно важнее. Не случайно Ференц Лист считал, что познание музыки – это познание самого себя.

В.А.Сухомлинский писал о том, что «слово никогда не может до конца объяснить всю глубину музыки, но без него невозможно и приблизиться к этой тончайшей сфере познания чувств». В воспитательном плане от музыки нельзя требовать сиюминутной пользы, результаты от воздействия бывают опосредованными, проявляются не сразу. А.Пиличяускас считает, что традиционные пути познания музыки (научный, любительский активный и любительский пассивный) не способны влиять на личность. Он предлагает иной путь познания музыки, который назвал художественным познанием. Суть этого пути в познании эмоций и мыслей, возникающих в процессе восприятия музыки.

Словесное описание музыки, предшествуя анализу выразительных средств, выделяет ее содержательную сторону. Только после этого выясняется, какими же средствами композитор выразил свой замысел, в какую художественную форму его воплотил.

В условиях общеобразовательной школы, – пишет О. А Апраксина, –это особый анализ, анализ – разбор, анализ – беседа.

Это не тот искусствоведческий анализ, какой имеет место в специальных музыкальных заведениях, требующий от учащихся знания теории музыки, гармонии, полифонии. То, что имеет место на школьном уроке, можно назвать художественно-педагогическим анализом. Основываясь на искусствоведческом анализе, проведенном для себя, учитель отбирает из него то, что необходимо и что может быть понято детьми, что составляет содержание учебно-воспитательного взаимодействия. Этот анализ должен помочь учителю сделать музыку средством эстети-ческого воздействия на учащихся. Проведение такого анализа – задача непростая. Непростая прежде всего потому, что каждое музыкаль-ное произведение в представлении слушателей должно сохранить свою целостность. Анализ же предполагает то или иное расчленение произведения. Проводимый разбор произведения все время должен связываться с живым звучанием, пояснять его, делая более полным восприятие.

ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ АНАЛИЗ И ВОСПРИЯТИЕ НЕ ОТОРВАНЫ ДРУГ ОТ ДРУГА, ИБО ОНИ ВЗАИМОДЕЙСТВУЮТ: ВОСПРИНЯТОЕ РАЗБИРАЕТСЯ И ТУТ ЖЕ ВНОВЬ ВОСПРИНИМАЕТСЯ, Т.Е. ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ПРОИЗВЕДЕНИЕМ НЕ ОСТАНАВЛИВАЕТСЯ НИ НА ПЕРВОМ ПРОСЛУШИВАНИИ, НИ НА ПЕРВИЧНОМ ЕГО АНАЛИЗЕ, ТАК КАК ТРЕБУЕТСЯ ПОВТОРНОЕ, ПОДЧАС НЕОДНОКРАТНОЕ ВОЗВРАЩЕНИЕ К ВОСПРИЯТИЮ.

Слушатель сможет понять то, что хотели выразить композитор и исполнитель, если в его внутренних представлениях звуки музыки смогут вызвать те жизненные ситуации, образы и ассоциации, которые отвечают духу музыкального произведения.

Следует также отметить тот факт, что художественный анализ (именно художественный, а не музыковедческий) неизбежно несет в се-бе элемент субъективности, поскольку проводит его конкретный человек со своим музыкальным и жизненным опытом, своими особенностями восприятия.

Январь 24, 2019 Общая психология, психология личности, история психологии
Еще по теме
ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ И МУЗЫКАЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ.
ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ЧТЕНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К УРОКАМ ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ
Кравчик К. Б. ВЛИЯНИЕ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНОГО МЫШЛЕНИЯ И КРЕАТИВНОСТИ
СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННО-СТЕЙ СПОРТИВНЫХ И МУЗЫКАЛЬНЫХ ФАНАТОВ
Гагарина Елена Анатольевна АНАЛИЗ ЛИЧНОСТНЫХ ЧЕРТ СПОРТИВНЫХ И МУЗЫКАЛЬНЫХ ФАНАТОВ КАК АДДИКТОВ
5.3. Психология и психотехника М. М. Бахтина
И.С. Бахтин, Н.С. Хоч СВЯЗЬ ВЕГЕТАТИВНОЙ РЕГУЛЯЦИИ И СОВЛАДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ У ПАЦИЕНТОВ С АЛКОГОЛИЗМОМ
КОРРЕЛЯЦИЯ КАК ПРОИЗВЕДЕНИЕ МОМЕНТОВ
ТИПЫ ОТНОШЕНИЯ К ПРОИЗВЕДЕНИЯМ ХУДОЖЕ-СТВЕННОГО КИНЕМАТОГРАФА
2.4.6. ПЕРЕСЕЧЕНИЯ И ПРОИЗВЕДЕНИЯ НЕЧЕТКИХ И СЛУЧАЙНЫХ МНОЖЕСТВ
ВЫБОР: МАКСИМАЛЬНОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ ОЖИДАНИЯ И ПОБУДИТЕЛЬНОСТИ
Кокарева Мария Владимировна ИССЛЕДОВАНИЕ ВОСПРИЯТИЯ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ЖИВОПИСИ КАК ТВОРЧЕСКОГО ПРОЦЕССА
Сидненко Т.И. КОНФЛИКТ КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ И СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВОЕ ЯВЛЕНИЕ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ Н.И.КАРЕЕВА
Добавить комментарий