Балин В.Д., Голушко А.В. Функциональные структуры базовых эмоций и чувства

Поиск физиологических основ эмоциональных проявлений – тема, традиционная для психологии и физиологии. При этом накоплено много эмпирического материала, обзор которого не является темой настоящей работы. Более сложным, на наш взгляд, вопросом является переход от круга физиологических к кругу психологических явлений. В данной статье мы предлагаем схему психогенеза, которая поможет нам увязать достаточно убедительно эти два блока данных.

Что касается подхода к трактовке генеза эмоций, то мы придерживаемся так называемого эволюционного, согласно которому эмоции – это результат формирования в процессе эволюции определенных приспособительных механизмов, способствующих адаптации организма к условиям и ситуациям его жизни.

Для решения обозначенной в заглавии статьи проблемы необходимо сделать ряд пояснений. Существуют два относительно независимых способа анализа-синтеза свойств среды, характеризующейся с точки зрения организма высокой вероятностной неопределенностью.

Первый способ анализа-синтеза свойств среды. В процессе эволюции происходит закрепление в генетической памяти способов поведения, приводящих к успешной средовой адаптации. Эти действия закрепляются в виде генетических программ (ГП), которые могут иметь разную сложность: от программы регуляции клеточного метаболизма до сложноорганизованных программ сексуального поведения, охоты, ухода за детьми и т.п. Под влиянием определенных сигналов, приходящих извне, эти ГП могут быть деблокированы и запущены. Одновременно может быть реализовано сразу несколько программ (батарея ГП).

На базе ГП окружающая среда оценивается с точки зрения генетического опыта, эмоционально. Можно сказать, что эмоциональная оценка события – это одновременно подсказка субъекту того, как обычно оценивалось подобное событие ранее. Такая оценка является ядром любого психического акта.

Второй способ анализа-синтеза свойств среды. Внешний раздражитель создает картину в виде распределения возбуждений на выходах рецепторов, которая используется в дальнейшем для первичного анализа. В результате такого анализа выделяются отдельные признаки действующего стимула. Выделение признаков осуществляется посредством нейронов-детекторов. Каждому параметру объекта соответствует свой набор рецепторов и детекторов. Эта конструкция в совокупности называется локальным анализатором (отражает отдельное качество объекта). Сенсорный анализатор состоит из множества локальных.

Синтез поступающей по разным каналам информации идет таким образом, что постоянно происходит процесс совмещения разнохарактерной информации с целью выделения инвариантных характеристик, уточнения тем самым параметров объекта. Переработка информации в нервной системе осуществляется определенными структурами — модулями, которые производят обработку информации каждый по своему алгоритму. Чем больше модуль, тем более сложную информацию он может обрабатывать. Модулями являются микросети, локальные сети, колонки, поля и доли коры, полушария мозга.

Работа двух описанных механизмов отражения свойств окружающей среды (назовем их условно «эмоциональным» и «когнитивным») идет параллельно. Один механизм работает для определения объективных характеристик события, а другой оценивает его смысл. Поскольку число признаков ситуации достаточно велико, а возможности сенсорных систем не безграничны, то Природа нашла способ, как учесть все наиболее важные параметры среды, одновременно не перегружая сенсорные системы излишней информацией. Она начала объединять потоки информации в крупные блоки: поступающая информация становится обозримой.

Блокировка потоков информации подчиняется определенным законам. Некоторые из них таковы. Для существования целого нужны элементы и отношения между ними. Чем большее число элементов составляет психическое целое, тем оно является более устойчивым, а элементы все в большей степени приобретают признак эквипотенциальности. Элементом психического целого может выступать материальный предмет или его символ, его «вакансия», а также отношения между элементами другого целого.

Не все элементы психического целого равноценны: некоторые играют роль системообразующего фактора. Доминанта обладает такими свойствами: повышенные активность и вариативность активности, способность подавлять активность других элементов и интегрировать их активность. Изменения активности доминанты носят более сложный характер, нежели ее изменения у других элементов, причем изменения этой активности коррелируют с таковой у остальных элементов целого.

Психическое целое имеет многослойный характер, причем каждый слой представляет из себя сферу, вложенную в сферу с большим радиусом, аналогично строению земного шара. Можно говорить по крайней мере о трех основных сферах психического, каждая из которых в свою очередь также состоит из множества слоев. Эти сферы целесообразно назвать эндопсихикой, экзопсихикой и мезопсихикой.

Функции и свойства трех сфер психики таковы:

1.Эндопсихика – ядро любого психического акта взаимодействия субъекта с объектом. Основу составляет генетическая память, в которой хранятся врожденные поведенческие программы. В долговременной памяти хранятся приобретенные при жизни навыки, привычки и т.п. Основная функция этой сферы – самозащита. Здесь формируются эмоции, состояния, чувства и мотивы. Эндопсихика проявляет себя в виде эмоционального фона, который сопровождает любое психическое явление.

Эндопсихика «видит» мир через призму своих реакций. Любая реакция вызывается определенными стимулами из внешней среды. Основное назначение реакции – регуляция состояния организма с целью адаптации к окружающей среде. Но совокупность таких реакций отражает характеристики стимулов, которыми они «запускаются», и эта совокупность сама может служить инструментом для познания окружающего мира.

Регулируя себя, эндопсихика регулирует и отражение окружающего мира с позиций интересов организма. Мир с позиции эндопсихики виден обобщенным, он состоит из «враждебных» и «дружественных» объектов и сил, поскольку в конечном счете любая врожденная реакция направлена на то, чтобы либо стремиться к объекту, либо избегать его.

2. Экзопсихика. Это внешний слой психического акта. Он управляет взаимодействием с окружающей средой. Ее основу составляют сенсорные системы. Обрабатываемая здесь информация «специфична», объективна, связана с анализом среды по признакам. Экзопсихику составляют ощущения, восприятие, представление, воображение, словообразование. Видение мира с позиции экзопсихики отличается дифференцированностью и точностью. Такой мир выглядит несколько абстрактным, явления не иерархизованы, рядоположены: в объективном мире все предметы и явления равноценны. Главный недостаток такого способа отражения – чрезмерная «объективность».

Экзопсихика является более мощным инструментом взаимодействия организма со средой, нежели эндопсихика. Но она имеет одно уязвимое место – она плохо учитывает прошлый опыт (онто- и филогенетический). Экзопсихика все постоянно как бы открывает заново, не учитывая повторяемости многих событий.

Таким образом, любая крайность в отражении окружающей среды снижает эффективность адаптации к ней. Нужна система, совмещающая оба способа отражения. Такой системой является мезопсихика.

3. Мезопсихика. Основная функция – совмещение возможностей организма с требованиями окружающей среды. Здесь происходит наложение «фигуры», сформированной экзопсихикой, на эмоциональный фон, который создается эндопсихикой. Мезопсихика отражает ситуацию наиболее адекватно с точки зрения интересов организма. Главный способ действия мезопсихики – совмещение, что позволяет получать новую информацию, для приобретения которой нет соответствующих рецепторных образований.

Можно сказать, что психика в целом «многосубстратна», а каждое психическое явление есть продукт эволюции, появившийся в свою историческую эпоху. Логическая схема образования психического явления такова:

Субстрат – элементы – функциональная структура психическая функция – инвариант – психическое явление

Исходя из описанной схемы, можно «сконструировать» любое психическое явление. Эмоциональные явления мы относим к эндопсихике, принимая за исходный элемент ГП. Но на практике о некоторой ГП мы можем судить только по ее проявлениям, которые объективно регистрируемы. Это реакции. Таким образом, реакция в нашем случае – это внешнее проявление ГП, точнее отдельных фрагментов ГП, одна реакция может быть фрагментом сразу нескольких ГП.

В нашем исследовании участвовали студенты факультета психологии (36 человек). Они оценивали музыкальные произведения с помощью методики «Самооценка эмоционального состояния», в которой используется перечень базовых эмоций (интерес, радость, удивление, горе, гнев, отвращение, презрение, страх, стыд, вина), предлагаемых К.Изардом [2, 3]. Производилась субъективная оценка 3 музыкальных произведений: С.Прокофьев «Александр Невский», Д.Шостакович «Романс» из кинофильма «Овод», Г.Норис – джайв «Гоу-гоу». Оценка производилась по шкале «Интенсивность эмоции» и «Частота встречаемости эмоции». Кроме этого, у тех же студентов на учебных занятиях производилось измерение 37 физиологических параметров с помощью методик регистрации ЭЭГ, ЭКГ, артериального давления (СД/ДД), ЧСС, дыхания (пневмография и спирометрия), тремора статического и динамического, кистевой силы (динамометрия).

Отследим два перехода: ГП (реакции) в базовые эмоции и базовые эмоции в чувства.

Эмоции

Субстрат – это совокупность регуляторных систем организма: нервная, гуморальная, пищеварительная и т.п., а также центры регуляции, в первую очередь лимбика. Элементы – генетические программы, о которых мы можем судить по реакциям. За любой эмоциональной реакцией стоит совокупность базовых эмоций. Но за любой базовой эмоцией стоит совокупность ГП (реакций), которые обеспечивают работу систем регуляции в режиме, соответствующем наличной ситуации. С другой стороны, эмоции надстраиваются над состояниями. Базовые эмоции — это в некотором смысле дифференцированное состояние. Каждая базовая эмоция основана на достаточно узкой базе ГП (реакции).

Базовая эмоция есть реакция на доминанту в структуре ситуации. Сторонники наличия базовых эмоций, как правило, выделяют порядка 10 типов доминант в окружающей среде и каждой из них соответствует своя базовая эмоция.

Рассмотрим несколько примеров.

Удивление: в функциональную структуру входят такие признаки, как амплитуда альфа-ритма, измеренного в затылочных отделах коры справа и слева, средняя частота ЭЭГ слева, асимметрия фронтов отдельных волн ЭЭГ справа и слева, отношение этих фронтов волн слева. Элементы образуют структуру в виде цепи. Интересно, что функциональную структуру базовой эмоции «Удивление» образуют только энцефалографические признаки.

Страх: элементами являются только вегетативные показатели, причем имеется доминантный признак: систолическое давление. Остальные признаки здесь таковы: диастолическое давление, среднее динамическое давление, среднее артериальное давление, объем дыхания. Структура имеет вид звезды с центральным элементом «систолическое давление».

Радость: элементами являются вегетативные и ЭЭГ-показатели, характеристики деятельности двигательной системы. Имеется доминанта – минутный объем дыхания.

При изучении структуры базовых эмоций мы обратили внимание на то обстоятельство, что одни из них связаны преимущественно с ЭЭГ-показателями, а другие с вегетативными или соматическими. Эти связи были проанализированы и все 10 эмоций были разбиты на две подгруппы. Первую составили эмоции, находящиеся под влиянием вегетативной нервной системы (эволюционно более древней), а вторые – центральной. Первую подгруппу составляют гнев, страх, отвращение, интерес и радость. Вторую – удивление, горе, стыд, презрение и вина. Психическая функция: сигнальная, оценочная, регуляторная, отражательная, переключающая, подкрепляющая, компенсаторная. Инвариант: для каждой базовой эмоции инвариантом является совмещенная часть нескольких ГП. Такой инвариант отчужден, осознан и обозначен. Психическое явление: дифференцированные, отчужденные и поименованные состояния. В эмоциях присутствует когнитивный компонент (точнее, в эмоциональных реакциях, которые отчуждаются и уже воспринимаются субъектом в некотором смысле как «не свои», чего нет в состояниях). Кроме этого, эмоции длятся по времени меньше, чем состояния (здесь можно сказать, что эмоциональные реакции – это фазическая реакция совокупности ГП, а состояния – тоническая).

Чувства

Субстрат – чувства строятся на том же самом субстрате, что состояния и базовые эмоции, но, кроме этого, сюда следует добавить и корковый компонент, в том числе ассоциативные зоны мозга. Элементы – совокупность базовых эмоций. Функциональная структура – это паттерн базовых эмоций, эмоциональная фраза, организованная по законам существования целого. В этом смысле чувства – инструмент познания окружающей среды.

Для иллюстрации сказанного можно привести данные нашего исследования. Хорошей процедурой, позволяющей свести воедино множество элементов, является факторный анализ. Матрица интеркорреляций базовых эмоций была подвергнута факторизации. Проанализированы факторы, связанные с прослушиванием мелодий 1 и 2. Оказалось, что каждый фактор, который мы теперь интерпретируем как эмоциональную фразу (чувство), можно обозначить двумя словами. Основную нагрузку в этом названии несет существительное. Но к нему есть всегда определение: опредмеченное горе, заинтересованная радость, холодное отвращение и т.п. Каждая мелодия вызывает не одно чувство (эмоциональную фразу), а несколько, причем наиболее вероятное чувство соответствует первому фактору, менее вероятное – второму и т.д.

При прослушивании первой мелодии наиболее вероятным чувством будет «Оскорбленное самолюбие» (в фактор вошли базовые эмоции «Интерес», «Горе», «Гнев», «Презрение» и «Стыд»). Далее – «Активное самоутверждение» («Радость», «отсутствие Горя», «отсутствие Отвращения», «Презрение»). Третий фактор назван «Предвкушаемая борьба»: в него входят «Радость», «Удивление», «Гнев», «Страх» и «Стыд».

Вторая мелодия точно так же вызывает сложные чувства. Первый фактор назван «Стыдливой заинтересованностью» («Интерес», «Радость», «Удивление», «Стыд»). Второй – «Агрессивная депрессия» («отсутствие Радости», «Горе», «Гнев», «Отвращение» и «Презрение»). Третий фактор – «Испуганная вина». Его образуют «отсутствие Гнева», «Страх», «Вина».

Психическая функция: главная функция чувств – это познание. Когнитивный компонент выражен в них значительно сильнее, чем регуляторный. В языке имеется некоторая путаница с этим термином. Чувства – это то, с помощью чего познается окружающий мир. Почему же вдруг некоторые эмоциональные явления называются чувствами? Да потому, что можно познавать окружающий мир двояко: либо напрямую, через органы чувств, либо через себя, анализируя свои реакции на события. Совокупность таких реакций сама по себе несет некоторую информацию об окружающей среде. Проиллюстрируем сказанное результатами небольшого лингвистического исследования.

Для обозначения чувства и ощущения во многих языках используется одно и то же слово. В английском языке это существительные sense и sensation, в немецком – Gefuhl, глаголы с двумя значениями (ощущать и чувствовать) – fuhlen и spuren, французские существительные sentiment, sens и глагол sentir. В болгарском чувство переводится как чувство и как ощущение, а глагол чувствувам – чувствовать и ощущать. Словарь С.И.Ожегова выделяет несколько значений слова чувство, среди которых есть значение ощущение («способность ощущать, испытывать, воспринимать внешние воздействия, а также самое такое ощущение»). Чувствовать в русском языке означает одновременно и переживание какого-нибудь чувства и ощущение. Таким образом, чувство-переживание и чувство-ощущение имеет одну лингвистическую форму, указывая, быть может, на некоторое сходство этих двух феноменов.

Еще одним подтверждением сказанного является использование слова чувство для обозначения анализаторов и чувствительности. Так, в английском языке feel и feeling обозначают чувство-переживание и органы чувств (5 feels – 5 чувств). Аналогичное положение дел имеет место и в остальных рассматривавшихся языках.

В некоторых языках глаголы, переводящиеся как ощущать и чувствовать, имеют, кроме этого, значение, указывающее на конкретный вид чувствительности. К примеру, французский глагол sentir связан с обонянием (нюхать, отдавать, пахнуть), немецкий глагол fuhlen – с осязанием (ощупывать). В русском языке корень чув (от чувствовать) происходит скорее всего от чую, т.е. чувствую носом.

Таким образом, можно предполагать, что ощущения и чувства находятся на одном феноменологическом уровне, выполняют схожие функции, имеют сходные характеристики.

Вероятно, эти общие характеристики можно обнаружить с помощью выявления дополнительных значений к уже известным значениям «ощущать» и «чувствовать». Так, корень немецкого глагола spuren (ощущать, чувствовать) spur переводится как след. Существительное Besinnung, опосредовано связанное через корень Sinn с органами чувств (Sinnesorgane), имеет значение память. Переживание во французском языке – vive impression – может быть переведено еще и как живой след, оттиск. В русском существительное впечатлительность имеет корень «печат», т.е. след.

По всей видимости, наряду со следами восприятия существуют эмоциональные следы, следы переживания, которые являются определенного рода установками, т.е. в некотором смысле структурируют воспринимаемый субъектом мир.

Психическое явление: чувства чаще всего возникают в социальной среде, по причине чего их иногда называют социальными эмоциями. Г.Х.Шингаров считал, что чувства отвечают за «гомеостаз» общественного организма. Однако главное здесь, на наш взгляд, то, что чувство – это своеобразная эмоциональная фраза. Чувствами можно обмениваться, с их помощью можно «говорить», передавать информацию. Инвариант – общая, совмещенная часть базовых эмоций. Такая совокупность несет некий смысл. В чувствах ярче выражается когнитивный компонент, они более противоречивы, более ситуативны, конкретны, адекватны.

Таким образом, мы предлагаем некоторую иерархию понятий, обозначающих явления эндопсихики. В основу положены ГП, внешним проявлением которых являются физиологические реакции. Совокупность ГП (реакций) мы называем состоянием. Более дифференцированная совокупность ГП (реакций), вызванная доминантным стимулом в окружающей среде, дает базовую эмоцию. Сочетание базовых эмоций мы трактуем как эмоциональную фразу, называя ее чувством.

Ранее мы показали, что экзопсихика создает физическое пространство индивида. Эндопсихика преобразует его в психологическое, акцентируя его и выделяя доминанты, т.е. осуществляет определенное преобразование характеристик физического пространства.

Эндопсихика создает ритмический рисунок синтезируемого экзопсихикой физического пространства, преобразуя его тем самым в психологическое. Можно предположить, что эмоции задают временные характеристики окружающей среды, т.е. делают мир 4-мерным. Благодаря эмоциям мы воспринимаем движение и изменения в окружающей нас среде. Базовые же эмоции указывают на характер конкретного преобразования физического пространства при его трансформации в психологическое. Можно предположить, что положительные эмоции «приближают» объект к субъекту, а отрицательные – «удаляют». Такие эмоции, как «Интерес», «Горе», «Гнев», «Отвращение», способствуют выделению доминантного признака в среде, т.е. как бы «вспучивают» пространство. «Радость» и «Презрение» уравнивают элементы окружающей среды, делая их рядоположенными. Однако для того, чтобы решить данную проблему более детально, необходимо проведение специального исследования.

ЛИТЕРАТУРА

1. Балин В.Д. Психическое отражение и соотношение свойств физических и психологических пространства и времени // Теоретические и прикладные вопросы психологии (параметры личности). Вып.2, Ч. 2. СПб., 1996.

2. Изард К. Эмоции человека. М., 1980.

3. Крылов А.А. (ред.) Практикум по общей и экспериментальной психологии. Л.,1987.

4. Лазурский А.Ф. Классификация личностей // Психология индивидуальных различий. Тексты. М., 1982.

5. Немов Р.С. Психология. Общие основы психологии. М., 1995.

6. Шеперд Р. Нейробиология. М., 1987.

7. Шингаров Г.Х. Эмоции и чувства как формы отражения действительности. М., 1971.

Январь 24, 2019 Общая психология, психология личности, история психологии
Еще по теме
Двигательные репрезентации базовых эмоций
РАЗЛИЧИЯ В СКЛОННОСТИ К ПЕРЕЖИВАНИЮ БАЗОВЫХ ЭМОЦИЙ.
Паттерн базовых эмоций как индикатор качества звуковоспроизводящей аппаратуры
4.1. ПОЛОВЫЕ РАЗЛИЧИЯ В ДОМИНИРОВАНИИ БАЗОВЫХ ЭМОЦИЙ
ВЫРАЖЕНИЕ ЭМОЦИЙ И ЧУВСТВ
ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ ЭМОЦИЙ М ЧУВСТВ
РАЗВЕДЕНИЕ ЭМОЦИЙ И ЧУВСТВ.
ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ ПОДХОД К ИЗУЧЕНИЮ ЭМОЦИЙ
ФОРМЫ ПЕРЕЖИГАНИЯ ЭМОЦИЙ И ЧУВСТВ
3. ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ ВЫРАЖЕНИЯ ЧУВСТВ И ЭМОЦИЙ
Добавить комментарий