Балин В.Д., Коваль В.М. О соотношении категорий «сознание» и «картина мира»

Категории «сознание» и «картина мира» являются значимыми в общей психологии. Обращение к данным категориям позволяет интегрировать накопленный эмпирический материал. Среди форм категории «сознание» выделяют: бессознательное, подсознание, самосознание, миросознание, самость, сверхсознание (Ткачева Л.О., 2003).

Изучение категории «картина мира» как явления психики и сознания, отражающего особенности личности и в то же время формирующего ее, стало основной задачей нашей работы. В исследовании применялись психофизиологические (ЭЭГ, ЭКГ, ЭМГ, теппинг-тест, характеристики дыхания, давления, сила рук) и психологические (тест структуры интеллекта Амтхауера, черты личности Кеттелла, самоактуализационный тест, ценностные ориентации, тест смысложизненных ориентаций, иерархия потребностей) методики. Результаты сопоставляются с данными методики «Картина Мира» (Нафтульев А.И., Парачев А.М.).

Термин «Картина мира» был введен впервые Л.Витгенштейном, в антропологию и семиотику он пришел из трудов немецкого ученого Л.Вайсгербера. Противопоставление бытия и сознания перестало играть в ХХ веке определяющую роль, и на его место поставлено другое противопоставление – языка и реальности. Картина мира опосредована языком и культурой. Выделяется языковая и концептуальная картина мира (Брутян Г.А.,1973). Область соответствия концепций и языкового отражения действительности представляет осознаваемый и актуализированный аспект жизнедеятельности.

Ниже рассматриваются результаты сопоставления данных, полученных с помощью методик «Картина мира» и «Ценностные ориентации» Рокича в двух группах: верующих и неверующих людей.

Религиозные ценности и картина мира – это своеобразный свод «правил игры». Принятие и исповедание религии начинается с познания и принятия мировоззрения и ценностей, исповедуемых в ней. Основное отличие в картине мира верующих от неверующих (за исключением высокообразованных людей) –– это ее «языковой и концептуальный состав» и его большая дифференцированность.

Результаты теста Рокича у верующих людей показали, что они в первых рядах иерархии ценностей называют ценности, связанные с осмыслением, пониманием и принятием окружающего мира: жизненная мудрость, любовь, широта взглядов (умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, обычаи, привычки), честность, здоровье (физическое и психическое), познание, развитие (работа над собой, постоянное физическое и духовное совершенствование), свобода, уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий), рационализм, самоконтроль.

По данным Г.С.Сухобской и Н.М.Божко (по Регуш Л.А., 2003), актуальность осознания себя, своей жизни и окружающего мира возрастает при психологическом сокращении временных перспектив (в 60-65 лет) Такое же стремление присуще нашей группе верующих 20-30-ти лет в отличие от их неверующих ровесников.

Выводы по тесту Рокича подтверждаются результатами методики «Картина мира»: активность личности верующего человека, в отличие от неверующего, характеризуется стремлением к «осмыслению и пониманию мира», «гибкому и точному поведению, которого можно достичь на основе понимания».

Эта мотивация деятельности почти полностью «вытесняет» физические (физическое здоровье) и социальные потребности (признание) в те области сознания, которые характеризуются неактивностью или неконструктивностью. В картине мира неверующих людей в основном обратная ситуация.

Технология жизнедеятельности верующих людей разнообразнее, чем неверующих, поскольку к понятиям, которые являются средствами для всех, у верующих прибавляется концептуальная область понятий и их значений, связанная с личностной самореализацией и достижением целей познания и понимания мира и «более точного поведения» в нем. Таким образом, можно сказать, что верующие люди живут по принципу «душа обязана трудиться». Если картина мира – набор категорий и концепций, то концепции картины мира религиозных людей более дифференцированы и актуализированы. Технология их жизнедеятельности состоит в иерархизации и дифференциации осознаваемого.

Картина мира – модель, позволяющая в итоге осознать окружающий мир, – это ее основная функция. Это некая сетка, которую мы накладываем на мир. Она всегда индивидуальна, субъективна. В ней задана система восприятия и осознания. В зависимости от типа личности преобладает определенный способ познания мира. Картина мира – система ценностей, актуализированных для личности в данное время, процесс осознания окружающего мира, система приемов и способов, которые помогают осознать себя и среду. Картина мира – часть сознания.

Картина мира обусловлена онтогенетическими и филогенетическими особенностями. Учитывая психофизиологический тип, модальности, тип личности, особенности развития интеллекта, ценностные ориентации, индивидуальный лексический тезаурус и т.д., мы предпринимаем попытку создания типологий картин мира с целью определения уровней и направлений развития человека.

Январь 24, 2019 Общая психология, психология личности, история психологии
Еще по теме
«КАРТИНА МИРА» КАК ФУНДАМЕНТАЛЬНАЯ КАТЕГОРИЯ ПСИХОЛОГИИ
Солнцева Н.В. СООТНОШЕНИЕ ПОНЯТИЙ «БОГ» И «РЕЛИГИЯ» В КАРТИНЕ МИРА СОЗАВИСИМЫХ
СОЛНЦЕВА Н.В. СООТНОШЕНИЕ ПОНЯТИЙ «БОГ» И «РЕЛИГИЯ» В КАРТИНЕ МИРА СОЗАВИСИМЫХ
КАРТИНА МИРА
КАРТИНА МИРА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
социокультурные основания глобализации картины мира
ЯЗЫКОВАЯ КАРТИНА МИРА УЧАЩИХСЯ В СИТУАЦИИ БИЛИНГВИЗМА
Салтыкова О.В. Отражение национального менталитета в картине мира человека
САЛТЫКОВА О.В. ОТРАЖЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНОГО МЕНТАЛИТЕТА В КАРТИНЕ МИРА ЧЕЛОВЕКА
Олехнович М.О. Гипотеза в процессе построения картины мира
КАРТИНА МИРА КАК ФОРМА РЕПРЕЗЕНТАЦИИ НОВОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ РЕАЛЬНОСТИ
СООТНОШЕНИЕ ВОЛИ И СОЗНАНИЯ.
Добавить комментарий