Балин КРИТЕРИИ СУДЕЙСТВА В СПОРТИВНЫХ ТАНЦАХ

Процесс психического отражения окружающей среды в общих чертах состоит из двух этапов: синтеза «картины мира» по её объективным физическим признакам (конструирование «физического пространства») и её коррекции на основе субъективных критериев, которые в основе своей строятся на базе филогенетического опыта (конструирование «психологического пространства»). При конструировании психологического пространства решающее значение имеет процесс выявления в среде ее доминантных характеристик, которые выполняют функцию иерархизации предметов окружающей среды в интересах конкретного индивида. Доминантные признаки делают «психологическое пространство» неравновесным, акцентированным, а по этой причине и активизированным. Неравновесная картина мира уже сама по себе служит источником «энергии» для последующего поведенческого акта. Перечень доминантных характеристик среды можно выявить путем классификации рецепторных образований, путем выявления врожденных генетических программ, путем лингвистического анализа текстов.

Судейство как явление в спортивных (бальных) танцах интересно для психологов по целому ряду причин: бальные танцы занимают промежуточное положение между спортом и искусством, и по этой причине здесь действуют критерии обоих видов деятельности. Судья работает в дефиците времени, имея перед глазами 5–10 пар и 1,5–2 минуты на их оценку. Судья находится под постоянным давлением зрителей, которые вольно или невольно оказывают влияние на качество судейства, и т.п. Описанные условия вынуждают судей ориентироваться на наиболее фундаментальные свойства такого сложного и динамичного объекта, как совокупность танцевальных пар. В нашем исследовании был произведен опрос 20 судей (13 мужчин и 7 женщин). Их просили проранжировать индивидуальные критерии судейства и указать интервалы между ними (от 1 до 10 баллов) для пар средней квалификации (С – В класс).

Всего было названо 164 критерия. Первоначально они были классифицированы по значению и сведены к 42 классам. Далее указанное множество было свернуто до 24, в основном за счет объединения синонимов. Для каждого критерия был подсчитан средний ранг в соответствии с тем местом, которое отвели ему судьи: музыкальность (средний ранг 1,26), позиция в паре (2,46), чувство ритма (3,33), техническая база танца (3,48), характер танца (4,0), индивидуальность (5,0), артистизм (5,0), физическая форма (5,5), работа стопы (5,6), эмоциональность (5,67), движение (5,83), ведение (6,13), скорость (6,5), пространственно-временная ориентировка (6,5), свинг (6,5), корпус (6,5), внешний вид (6,55), стиль (вкус) (7,0), гармония в паре (7,56), композиция (7,71), элегантность (8,0), мелодичность (9,7), умение подать себя и партнера (9,71), имидж (10).

Далее были применены методы статистической обработки (корреляционный и факторный анализ).

Корреляционный анализ показал, что критерии различаются по степени своего влияний на все остальные. На первом месте стоит «чувство ритма» (оно связано с пятью критериями: «музыкальность», «техническая база», «артистизм» (отрицательная связь), «пространственно-временная ориентация», «мелодичность», «умение подать себя и партнера»), «скорость» («характер танца», «ведение», «свинг» (отрицательная связь), «композиция», «мелодичность»), «композиция» («музыкальность» (отрицательная связь), «характер танца», «ведение», «скорость», «умение подать себя и партнера» (с минусом)). По четыре связи имеют «музыкальность» («чувство ритма», «артистизм» (с минусом), «пространственно-временная ориентация», «композиция» (с минусом)), «характер танца» («скорость», «свинг» (минус), «композиция», «мелодичность»), «гармония в паре» («индивидуальность», «ведение», «элегантность», «имидж»). Факторный анализ позволил выделить: I – техничность, II – ритмичность, III – индивидуальность, IV – «заметность», V – физическая форма, VI – имидж. После ротации: I – целостность, II – музыкальность и ритмичность, III – индивидуальность, IV – «заметность», V – эмоциональность, VI – имидж. На первый план выходят техничность, музыкальность, чувство ритма, целостность, а затем такие факторы, как индивидуальность, «заметность», эмоциональность.

Приведенные данные, а также результаты беседы с судьями, позволили предположить существование двух способов оценки пар – через целое (точнее его функции – как пара умеет показать свою индивидуальность), и через доминантные элементы целого, от которых зависят все остальные (эмоциональность, физическая форма, внешний вид, элегантность, некоторые элементы техники). Исследование позволило выявить такие доминанты: пространственно-временные характеристики среды и объекта (их «регулярность», организованность), целостность объекта, его отличие от всех остальных объектов (умение конкретной пары сделать себя «фигурой», а соперников, «фоном»).

Январь 24, 2019 Общая психология, психология личности, история психологии
Еще по теме
В.Д. Балин, И.А. Горбунов ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЙ КРИТЕРИЙ ВАЛИДНОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ТЕСТОВ
Балин В.Д., Горбунов И.А. РЕВЕРСИВНЫЕ ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ ШКАЛЫ
Балин В.Д., Голушко А.В. Функциональные структуры базовых эмоций и чувства
Балин В.Д., Коваль В.М. О соотношении категорий «сознание» и «картина мира»
НИКИТИН А.А., БАЛИН В.Д. ФОРМИРОВАНИЯ ОБРАЗА СРЕДЫ ПРИ ИЗМЕНЕННОЙ СЕНСОРНОЙ ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТИ
Никитин А.А., Балин В.Д. формирования образа среды ПРИ измененной сенсорной чув-ствительностИ
СПОРТИВНАЯ КАРЬЕРА.
15.3. СТИЛИ СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ГЛАВА 10. СПОРТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
ГЛАВА 10. СПОРТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
ГЛАВА 10. СПОРТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
ГЛАВА 10. СПОРТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
ГЛАВА 10. СПОРТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
Глава VIII. СПОРТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
СПОРТИВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.
К проблеме психолога в спортивной команде
Добавить комментарий