Бардиер Г.Л., Голубева Феномен «культурного шока» в контексте межкультурных связей

В попытках определить психологическую сущность феномена «культурного шока» мы останавливаемся на точке зрения Морриса, который считает, что культуры кажутся нам разными, если их нормы отличаются от тех, к которым мы привыкли. Часто «разные» смешивается с «неправильные» просто потому, что незнакомые образцы поведения вызывают у нас чувство дискомфорта. Ситуации дискомфорта могут быть связаны с самыми разными факторами: со спецификой бытовых условий, с местными традициями и обычаями, с индивидуальными особенностями поведения и общения представителей другой культуры. Культурный шок – это эпизод из жизни человека, изменяющий его дальнейшее поведение, отношение, понимание в подобных ситуациях. То, как происходят эти изменения, и составляет психологическое содержание адаптации этого человека как личности к другой культуре.

Финскими исследователями В.Раутеном и М.Коксиненом (1991) были выделены 4 последовательных фазы (стадии) таких изменений на примере адаптации иностранцев к жизни в другой стране: фаза первой реакции (внутриличностный диссонанс, формирование защитных механизмов, снижение социальной активности и работоспособности), фаза социальной апатии (возрастание автоматизма в выполнении жизненно необходимых функций, снижение внимания к новой информации, ощущение ирреальности происходящего, ухудшение памяти, желание прожить начавшийся день поскорее), «контрастная фаза» (затянувшаяся апатия либо агрессия; продолжаются регрессивные процессы; преобладают потребности поесть, поспать, ни о чем не думать), фаза реабилитации (интенсивное удовлетворение социальных потребностей, возрождается социальная активность и способность к креативной деятельности, понимание и принятие традиций и стереотипов другой культуры).

Если исходить из того, что шок – это некоторое «неравновесное» состояния, то можно предположить следующую логику его развития. Если это состояние не осознается, не анализируется, не получает адекватного эмоционального отреагирования, то оно усиливается, болезненно переживается, и, в конечном счете, ведет к социокультурной дезадаптации.

В этом случае культурный шок выступает как негативный социально-психологический фактор. Напротив, если социально-психологические компоненты межкультурных связей осознаются, анализируются и получают адекватное эмоциональное отреагирование, то открываются пути к принятию человеком иной культуры при сохранении своей культурной идентичности. Здесь можно говорить о позитивном влиянии культурного шока на развитие межкультурных связей и на самого человека.

Исследование житейских и литературных описаний развития культурного шока подтвердило это предположение. В качестве иллюстрации позитивного влияния культурного шока на психологическое развитие человека, приведем пример, взятый из статьи А.И.Копытина (1998) о многообразии культурных проблем в арт-терапии. Речь идет об американском арт-терапевте M.Haeseler, которая описывает свой опыт работы с ветеранами Вьетнамской войны. Описания глубины пережитого ею потрясения от встречи с новой для себя культурой (мы фиксируем испытанный ею культурный шок), приобретают особую художественную выразительность и силу переживания: «Мне представляется, что, работая с этими людьми, я переживаю встречу со своим отцом, с частью самой себя, я открываю в себе потенциал войны и безумия, заключенного во мне самой. Возможно работая с этими «изгоями», я открываю в себе свое собственное право на отчуждение…». Как мы видим, испытанный ею сильный культурный шок, способствовал очень серьезной внутренней работе, что явилось ценным опытом для нее как врача и человека.

С целью выявления примеров культурного шока, мы провели свободное нестандартизированное интервью со знакомыми людьми и зафиксировали их воспоминания о таких ситуациях (имевших место во время пребывания за границей), которые в их сознании ассоциировались с феноменом культурного шока. Оказалось, что можно получить достаточно примеров культурного шока, разных его психологических эффектов: от мимолетных конфузов до сильных психологических стрессов, которые вполне могли привести к психотравме и которые понижали эффективность межличностных и межкультурных коммуникаций.

Январь 24, 2019 Общая психология, психология личности, история психологии
Еще по теме
ФОРМИРОВАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ СТУДЕНТОВ ЯЗЫКОВОГО ВУЗА НА ОСНОВЕ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ (НА МАТЕРИАЛА СТАРООБРЯДЦЕВ КАК КУЛЬТУРНО- ИСТОРИЧЕСКОГО ФЕНОМЕНА СРЕДНЕГО УРАЛА)
Бардиер Г.Л. ТРЕНИНГ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОММУНИКАЦИИ КАК ВИД ИНТЕРКУЛЬТУРНОГО НАУЧЕНИЯ (ICL)
НАРРАТИВНЫЙ АНАЛИЗ В ИЗУЧЕНИИ ФЕНОМЕНА КРОСС-КУЛЬТУРНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
Баянова Л. Ф. Багаева М. Н. КУЛЬТУРНЫЕ ЦЕННОСТИ В КОНТЕКСТЕ ПОЗИТИВНОЙ ЭТНИЧЕСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ
Пузыревич Наталия Леонидовна ФЕНОМЕН РИСКОВАННОГО ПОВЕДЕНИЯ В КОНТЕКСТЕ ПРОБЛЕМЫ ЗДОРОВЬЯ ПОДРОСТКОВ
МЕЖКУЛЬТУРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ
Голубева Н.А. ценностная сфера студентов–психологов
Л.Г. Почебут СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ
Л. Г. Почебут ТЕОРИЯ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ: ЭМПИРИЧЕСКОЕ ПОДТВЕРЖДЕНИЕ
КАЧЕСТВЕННЫЕ МЕТОДЫ В ИЗУЧЕНИИ СПЕЦИФИКИ МЕЖКУЛЬТУРНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
Голубева С.Г. Исследование стилевых различий в учебной деятельности студентов
Добавить комментарий