Бархаев Б.П., Владимиров В.В. Символическо-атрибутивный подход к анализу социально-психологических явлений

В социальной психологии групповые психологические феномены во многом остаются без должного объяснения в силу недостаточной разработанности понятия о групповой психике. Связи понятий социальной психологии с понятиями общей психологии осуществляются посредством разложения групповых феноменов на индивидуально психологические проявления. Все это предполагает дальнейшее развитие понятийного аппарата и объяснительных схем социальной психологии.

Наша гипотеза состоит в том, что процесс порождения и функционирования психологии группы может быть рассмотрен как отражение в индивидуальном сознании символических атрибутов групповой организованности. Тем самым предлагается рассматривать символические атрибуты групповой организации как особое средство, порождающее и удерживающее в общественном сознании особый слой внутригрупповых представлений. С другой стороны, символ может быть рассмотрен как средство порождения особой сферы индивидуального сознания – «Мы-концепции», призванной обеспечить отражение и регуляцию социально-значимых явлений индивидуальной жизни субъекта.

Социальная организация рассматривается нами как относительно автономная группа людей, ориентированная на достижение некото-рой заранее фиксированной цели, реализация которой требует совместных и координированных усилий. Основная проблема организо-ванности – это обеспечение единства в многообразии и многообразия в единстве. Это означает, что достижение единой цели не должно противоречить свободе каждого в выборе средств и способов ее достижения. Решение этой задачи обеспечивает особый слой обществен-ного сознания, выступающий в качестве идеальной формы групповой организации. Свое материализованное выражение этот слой иде-ального находит в системе символических средств. Понятие символа трактуется в науке достаточно широко – это и знак, и художествен-ный образ, и аллегория. В данном случае предлагается под символом понимать особую форму материальных средств, не сводимых к зна-кам и соединяющих в себе предметный образ и глубинный смысл. Основное предназначение такого символического средства – дать через каждое частное проявление целостный образ организованности. Каждая организованность предполагает наличие такой символизации. Динамика организованности реальных групп напрямую связана с развитием символических форм выражения групповых действий. Выбор форм символизации и их проявления способен выступить основным критерием психологии группы и ее динамики. На определенном этапе развития группы в качестве символа может выступать один из членов данной группы – в этом и состоит эффект лидерства.

С другой стороны, отношение человека и социальной группы могут быть рассмотрены как опосредованные символом.

В отличие от знаковых (языковых) средств, которые порождают психическое по механизму интериоризации, символ порождает психическое отраже-ние социальных свойств той или иной организованности по механизму атрибуции. Основой процедуры приписывания в данном случае выступает функциональное содержание деятельности человека в группе. Однако само функциональное никогда не выражается полностью в символическом, так же как символическое не может быть сведено к функциональному.

В качестве результата восприятия социальных характеристик группы выступает такая сфера индивидуального сознания, как «Мы-концепция», – достаточно устойчивое представление индивида о тех социальных группах, членом которых он является (или хотел бы яв-ляться), на основе которого он строит свои внутригрупповые отношения. Отличительной чертой образов Мы-концепции является их принципиальная «незавершенность» для самого субъекта. Нечто подобное впервые возникает в психике на самом раннем этапе онтогенеза, когда у ребенка складывается господствующее на всем протяжении младенческого возраста сознание «пра-мы». По оценке Л.С.Выготского, «пра-мы» – это первоначальное сознание психической общности, которое предшествует возникновению сознания соб-ственной личности. Суть этого типа сознания состоит в том, что активность ребенка по отношению к внешнему миру всегда опосредована другим человеком. Тем самым если отражательная функция сознания в определенной степени уже принадлежит ребенку, то исполнительная функция активности в большинстве своем принадлежит связанному с ним взрослому.

Аналогичным образом можно сказать, что в рамках «Мы-концепции» сосредоточивается социальность взрослого. Отличительной чер-той этой социальности выступает то, что отношение субъекта к окружающим предметам всегда опосредовано социальными структурами организованности. Центром любой ситуации социального взаимодействия в рамках социальной общности выступают структуры органи-зованности. Смысл всякой ситуации в рамках социальной общности для субъекта определяется этим центром, а исполнительная функция активности субъекта во многом принадлежит структуре. В итоге личная активность субъекта вливается в русло его социальных отноше-ний.

Январь 24, 2019 Общая психология, психология личности, история психологии
Еще по теме
Сидненко Т.И. КОНФЛИКТ КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ И СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВОЕ ЯВЛЕНИЕ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ Н.И.КАРЕЕВА
ВКЛАД ТЕОРЕТИКО-АТРИБУТИВНОГО ПОДХОДА В ИЗУЧЕНИЕ МОТИВАЦИИ ДОСТИЖЕНИЯ
Томилина Светлана Владимир ИНТЕНТ-АНАЛИЗ ПУБЛИКАЦИЙ-ОТКЛИКОВ НА ЛОЖЬ
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА ИСКУССТВА
Онучин А.Н. АТРИБУТИВНЫЕ АСПЕКТЫ ИНТЕРПРЕТАЦИИ ПОВЕДЕНИЯ «ДРУГОГО» СУБЪЕКТОМ СОЦИАЛЬНОЙ ПЕРЦЕПЦИИ
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРОФИЛАКТИКЕ СОЦИАЛЬНО-ЗНАЧИМЫХ БОЛЕЗНЕЙ
Юркова Е.В. ДРУЖБА: ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СОЦИАЛЬНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ОСОБЕННОСТЕЙ ВЛИЯНИЯ РЕКЛАМЫ НА ПОВЕДЕНИЕ
Лысенко Е.М., Новикова Н.А. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ОСОБЕННОСТЕЙ НАЦИОНАЛЬНОГО САМОСОЗНАНИЯ
9.2. Результаты исследования тендерных особенностей личностной беспомощности в рамках социально-психологического подхода
ТЕМА 4. ВОСПИТАНИЕ КАК СОЦИАЛЬНОЕ ЯВЛЕНИЕ В СТРУКТУРЕ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛЮДЕЙ
ТЕМА 2 . СОЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА КАК ОБЛАСТЬ самостоятельного научного знания и социокультурное явление современности
Добавить комментарий