Баскакова Софья Александровна, Котова Татьяна Николаевна ВЕРА И БОЛЕЗНЬ (КЛИНИЧЕСКИЙ И ПСИХОСЕМАНТИЧЕСКИЙ ПОДХОДЫ)

В поле зрения психиатра попадают люди с необычными переживаниями религиозного характера, представляющими трудность в плане правильной клинической оценки. Эвристически встает вопрос о влиянии веры, религии на психику человека: патогенное, негативное ли это влияние ( как в случаях так называемых тоталитарных сект ) или, наоборот, лечебно-профилактическое. Разграничение собственно религиозных переживаний и психических расстройств, в клинической картине которых присутствуют религиозные переживания — актуальная проблема психиатрии и смежных с ней наук о человеке. Найти некоторые подходы и критерии для оценки этих состояний — основная цель настоящей работы. Методологической основой исследования является модель трихотомической концепции личности ( Б.А. Воскресенский, 1990; Д.Е. Мелехов, 1997), истоки которой восходят к христианской антропологии. Концепцию трихотомии удобно представить в виде трех вписанных друг в друга окружностей. Внутренний круг — тело, органы и системы органов в их взаимосвязи и взаимодействии. В случаях патологии это поле деятельности врачей-интернистов. Средний круг — это душа, ансамбль, складывающийся из отдельных психических процессов ( мышление, эмоции, сознание и т. д.), лежащих в основе психической деятельности. Именно их нарушения квалифицирует и коррегирует врач-психиатр. Внешний круг — это дух, ценностный аспект психической деятельности, это то, что человек ставит выше себя, ради чего он живет. Духовное в человеке организует его мировоззрение, формирует его Образ Мира. Выделяют различные аспекты Образа Мира и один из них — религиозный аспект.

В исследовании в качестве первоочередной задачи мы попытались выявить варианты взаимоотношения веры и проявлений болезни у душевнобольных-верующих. Обследовались больные шизофренией с различными типами течения и синдромальными проявлениями. Все они считали себя православными христианами. Клиническая реальность показала наличие трех групп больных. В первой религиозные переживания целиком и полностью являлись проявлением болезни ( многолетние галлюцинаторные «разговоры с Богом», «греховность вселенского масштаба», высокое божественное происхождение). Клинически это неблагоприятный тип течения шизофрении, характеризующийся выраженными негативными расстройствами. Вторую группу составили больные, чье православное мировоззрение сформировалось до начала заболевания, но

переживания религиозного плана вошли в картину болезни, как правило, в структуру острого приступа.

Клинически в этой группе преобладала приступообразно-прогредиентная шизофрения, которая сопровождалась более мягкими негативными изменениями. Третья группа — больные, у которых вера и болезнь «не соприкасались». Клинически это более благоприятные, чем во второй группе, варианты приступообразно- прогредиентной шизофрении, а также различные варианты периодической шизофрении с наименее выраженными изменениями личности.

Cфера духовного не входит в компетенцию психиатра, но для более содержательного исследования проблемы, выработки психотерапевтически-реабилитационных рекомендаций представлялось обоснованным и необходимым каким-то образом оценить некоторые ее составляющие в сопоставлении с вариантами психической паталогии. Это и было второй задачей. В религиозном сознании возникает ряд специфических понятий, приобретающих для человека особое значение. Естественно, что эти понятия формируют оценки человека, влияют на его личный способ осознания мира. Для оценки некоторых сторон религиозного Образа Мира был использован метод семантического дифференциала ( Е.Ю. Артемьева, 1999; А.Ш. Тхостов, 2002; В.Ф. Петренко, 2005). Этот подход мы назвали клинической психосемантикой.

В соответствии с результатами первого этапа были сформированы три группы обследуемых и контрольная группа, которую составили психически здоровые верующие. В качестве шкалируемых были отобраны 16 слов, обозначающих понятия, значимые для каждого христианина. Выявлены различия в организации семантических полей по группам ( причем некоторые из факторов могли интерпретироваться как имеющие психотерапевтическое значение). Выраженность этих особенностей выстраивалась в континуум, соответствующий выделенным группам, то есть имела место тенденция определенной взаимосвязи между особенностями духовной сферы ( по изучавшимся параметрам ) больных отдельных групп.

Считаем правомерным заключить, что разграничение духовного и душевного клинически содержательно, то есть позволяет врачу выделить, «сделать осязаемым» «здоровое» и «больное» в психике человека, оценить их динамические взаимоотношения, обосновать оптимальные формы помощи больному, включающие лечебно-психотерапевтическую тактику по отношению к больным каждой группы.

Январь 24, 2019 Общая психология, психология личности, история психологии
Еще по теме
НЕЛЮБИНА А.С. СУБЪЕКТИВНАЯ КАРТИНА БОЛЕЗНИ ПРИ СЕРДЕЧНО–СОСУДИСТЫХ ЗАБОЛЕВАНИЯХ С ПОЗИЦИИ ПСИХОСЕМАНТИЧЕСКОГО ПОДХОДА
Тарасова Вера Александровна, Просвиркина Ирина Александровна ИЗУЧЕНИЕ ПСИХИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ СТУДЕНТОВ В ПЕРИОД ЗАЧЕТНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ
Тарасова Вера Александровна ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ УЧЕНИКОВ 11- ГО КЛАССА ЧЕЛЯБИНСКОГО ОБЛАСТНОГО ЛИЦЕЯ-ИНТЕРНАТА
Никонова Татьяна Николаевна ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ У СТУДЕНТОВ ФИЗКУЛЬТУРНОГО ВУЗА
Высотина Татьяна Николаевна РОДИТЕЛЬСКОЕ ОТНОШЕНИЕ В СЕМЬЯХ ДЕТЕЙ СО СЛОЖНЫМ НАРУШЕНИЕМ РАЗВИТИЯ
Трипутень Оксана Сергеевна, Юрок Татьяна Николаевна К ВОПРОСУ О СОСТОЯНИИ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ
Дагаева Елена Александровна, Радомская Марина Николаевна СТРУКТУРА ИМИДЖА ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВУЗА
Чернова Татьяна Александровна ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ЗАЩИТА ПРИ ЗАБОЛЕВАНИЯХ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА
Тылечкина Юлия Александровна Молева Ксения Николаевна ВЗАИМОСВЯЗЬ ОСОБЕННОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ И УСПЕШНОСТИ У ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СПОРТСМЕНОВ
ПСИХОСЕМАНТИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ЭМПИРИЧЕСКОМУ ИЗУЧЕНИЮ СМЫСЛА ЖИЗНИ.
Добавить комментарий