Баскакова Я.Э. Структура И уровЕНЬ развития художественно-графических способностей

Целью нашей работы являлось изучение структуры художественно-графических способностей в зависимости от уровня их развития. Изначально нами предполагалось, что у будущих учителей начальных классов уровень развития обозначенных способностей ниже, чем у будущих учителей изобразительного искусства (ИЗО). В качестве испытуемых выступили студенты первого курса Пермского педагогического колледжа №1 (будущие учителя начальных классов, 36 человек) и Пермского педагогического училища № 4 (будущие учителя ИЗО, 32 человека). Всего 68 респондентов.

В результате проведенного исследования было установлено, что структура художественно-графических способностей определяется уровнем их развития. Так, у способных к рисованию испытуемых (студенты художественно-графического отделения) обозначенная структура включает в себя изобразительно-моторную чувствительность при рисовании с натуры и «вслепую»; образную творческость, в том числе гибкость мышления, способность создавать большое количество осмысленных идей, давать необычные, уникальные ответы, детально разрабатывать придуманные идеи, дополнять, расширять их границы. У менее способных к рисованию (студенты отделения начальных классов) структура художественно-графических способностей включает в себя изобразительно-моторную чувствительность при рисовании с натуры, быстроту и гибкость разработки идей. В выборке рисующих испытуемых в факторной структуре художественно-графических способностей отдельные компоненты усиливают друг друга, а в выборке менее способных к рисованию испытуемых – взаимно компенсируют друг друга.

Проведенное исследование привело нас к пониманию актуальности проблемы преподавания различных дисциплин одним учителем. В силу специфики профессии учитель начальных классов должен обучить детей математике, требующей от него математических способностей, письму и чтению. Достаточно часто такой учитель ведет музыкальные занятия, требующие от него музыкальных способностей, уроки физкультуры, изобразительного искусства, также требующие специальных способностей. В то же время, как показало наше исследование, художественно-графические способности будущего учителя начальных классов выражены в значительно меньшей степени, чем у будущего учителя ИЗО, имеющего узкую специализацию.

Январь 24, 2019 Общая психология, психология личности, история психологии
Еще по теме
ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ И МУЗЫКАЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ.
5.5. ЯЗЫКОВЫЕ И ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ СПОСОБНОСТИ МУЖЧИН И ЖЕНЩИН
Аванесян М.О. МЕТАФОРИЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ В СТРУКТУРЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ
Как оценить уровень интеллектуальных способностей
Четырнадцать рекомендаций, повышающих уровень интеллектуальных способностей
Дашков И.М., Курганский УРОВЕНЬ ИНТЕЛЛЕКТА ИЛИ ЕГО СТРУКТУРА
Гриценко Ю.А. РАЗВИТИЕ СМЫСЛОПОИСКОВОЙ АКТИВНОСТИ И ВЗАИМОДЕЙ-СТВИе С ХУДОЖЕСТВЕННЫМ ТЕКСТОМ
ГРИЦЕНКО Ю.А. РАЗВИТИЕ СМЫСЛОПОИСКОВОЙ АКТИВНОСТИ И ВЗАИМО-ДЕЙСТВИЕ С ХУДОЖЕСТВЕННЫМ ТЕКСТОМ
СТРУКТУРА СПОСОБНОСТЕЙ
ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О СУЩНОСТИ И СТРУКТУРЕ СПОСОБНОСТЕЙ
Кремень Ф.М. АНАЛИЗ МЕНТАЛЕОБРАЗУЮЩИХ В СТРУКТУРЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ
РАЗЛИЧИЯ В СТРУКТУРЕ ОБЩИХ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ИСПЫТУЕМЫХ В ГРУППАХ.
УРОВЕНЬ ПЕРЕЖИВАНИЯ ОДИНОЧЕСТВА КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТНОГО АДАПТАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА ПЕРВОКУРСНИКОВ
Баскакова Софья Александровна, Котова Татьяна Николаевна ВЕРА И БОЛЕЗНЬ (КЛИНИЧЕСКИЙ И ПСИХОСЕМАНТИЧЕСКИЙ ПОДХОДЫ)
Кузнецова Елена Владимировна СТРУКТУРА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ И ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ГОРОДСКИХ И СЕЛЬСКИХ ШКОЛЬНИКОВ
ОЦЕНКА РАЗНОУРОВНЕВЫХ СТРУКТУР КОГНИТИВНЫХ И МЕТАКОГНИТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ КАК ИНТЕГРИРОВАННЫХ СВОЙСТВ ИНТЕЛЛЕКТА*
23.4. Развитие способностей
Развитие способностей
РАЗВИТИЕ И СНИЖЕНИЕ КОГНИТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ
9.2.3. ГРАФИЧЕСКИЕ ПЛАНШЕТЫ
Добавить комментарий