Батуев А.С. ЧЕЛОВЕКОЗНАНИЕ КАК ПРОБЛЕМА СЕГОДНЯШНЕГО ДНЯ

Борис Герасимович Ананьев стоял у начала создания единой системы знаний о человеке и активно проводил идею материалистического монизма в толковании природы человека. В этом плане теряют всякий научный смысл извечные научные дискуссии о биологическом или социальном происхождении человека. Б.Г.Ананьев четко определил свою позицию, он писал: «Противоречие между этими формами и их различными психофизиологическими характеристиками не могут отвлекать нас от единства человека во всей множественности его состояний и свойств. Это единство представлено в исторической природе человека, взаимопроникновении социального и биологического, в социальной детерминации биофизиологических механизмов, развития, слияния натурального и культурного развития человека, в его психической эволюции, в развитии индивидуального сознания».

Надуманная проблема о примате биологического или социального решалась в монистическом плане и Л.С.Выготским, который писал: «Неразрешимость психической проблемы для старой психологии и заключалась в значительной мере в том, что из-за идеалистического подхода к ней психическое вырывалось из того целостного процесса, часть которого оно составляет, и ему приписывалась роль самостоятельного процесса, существующего наряду и помимо процессов физиологических… мы должны изучать не отдельные вырванные из единства физиологические и психические процессы, которые при этом становятся совершенно непонятными для нас, мы должны брать целый процесс, который характеризуется со стороны субъективной и объективной одновременно».

И сегодня, наряду с весьма перспективными разработками о биосоциальной природе человека (Мамзин, Пуляев, Бороноев и др.), к сожалению приходится встречать в литературе достаточно путаные дуалистические измышления о «человеке биологическом и человеке социальном» (Сапунов).

Б.Г.Ананьев относился с большим вниманием к идеологии, разрабатываемой А.А.Ухтомским и широко использовал принцип историзма в своих теоретических высказываниях и экспериментальных исследованиях, нацеленных на построение человекознания.

Это обстоятельство объясняет сходство в позициях двух крупных отечественных ученых относительно единой биосоциальной природы человека.

Не удивителен интерес Б.Г.Ананьева к самым ранним этапам становления психофизиологии человека, к его раннему онтогенезу. Он отлично понимал, что период раннего детства представляет собой исключительное время в развитии человека, где биологическое и социальное уже настолько прочно амальгированы, что на каждом следующем этапе развития они представляют неразрывное единство.

Сегодняшние исследования перинатального периода становления психофизиологии ребенка отчетливо свидетельствуют о справедливости монистической теории Б.Г.Ананьева о природе человека. Более того, современная наука представляет убедительные доказательство неправомерности каких бы то ни было попыток расчленения человека на «биологическое» и «социальное», «врожденное» и «приобретенное».

Последнее заставляет нас пересмотреть многие психофилософские догматы и по-новому взглянуть на действительное человекознание, где в неразрывном единстве представлены сведения, полученными разными науками. Настало время отказаться от практиковавшихся долгие годы жестких границ между науками о человеке и понять, что человекознание — это проблема междисциплинарная по своей сущности. А поэтому нет нужды продолжать поддерживать жесткую дифференциацию наук о человеке, а наоборот — целесообразно уверенно встать на платформу междисциплинарной интеграции, к чему нас и призывал Б.Г.Ананьев.

Январь 24, 2019 Общая психология, психология личности, история психологии
Еще по теме
Ананьев Б. Г.. Психология и проблемы человекознания (Первое издание), 1976
1.1. АКМЕОЛОГИЯ КАК НАУКА СИСТЕМЫ ЧЕЛОВЕКОЗНАНИЯ
Батуева А.Г. ОСОБЕННОСТИ БЕРЕМЕННЫХ В СВЯЗИ С РАЗЛИЧИЯМИ В РОДИТЕЛЬСКИХ УСТАНОВКАХ
Снетков ПЕРИОДИЧЕСКАЯ ТАБЛИЦА ЧЕЛОВЕКОЗНАНИЯ
Планирование рабочего дня по методу «Альпы».
13.3. Самоконтроль результатов недели и дня
Островская Е.П. Буддийская антропософская психология в контексте современного человекознания
Ананьев В.А. ПСИХОЛОГИЯ ЗДОРОВЬЯ - НОВАЯ ОТРАСЛЬ ЧЕЛОВЕКОЗНАНИЯ
К 70-летию со дня рождения Зигмунда Фрейда
ГЛАВА ЗАРОЖДЕНИЕ КОМПЛЕКСНОГО ЧЕЛОВЕКОЗНАНИЯ В НАУЧНОЙ ШКОЛЕ В.М.БЕХТЕРЕВА
АЛЬТЕРНАТИВНО-ТЕСТОВЫЕ ЗАДАЧИ ДНЯ САМОКОНТРОЛЯ
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИДЕИ А. И. ГЕРЦЕНА: 200-ЛЕТИЕ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ
Я.А. КОМЕНСКИЙ – «КОЛУМБ ПЕДАГОГИКИ» (420-ЛЕТИЕ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ)
А МОЖНО ЛИ ПРОСТО В ТЕЧЕНИЕ ДНЯ ОТМЕЧАТЬ НЕГАТИВ И ЕГО ПРИПЕЧАТЫВАТЬ КЛЮЧЕВЫМ СЛОВОМ?
Памяти Августы Викторовны Ярмоленко(к 100-летию со дня рождения)
Кабрин В.И. Психологический универсум личности: комплексный подход и транскоммуникативная перспектива человекознания новой эпохи
Часть 1. Психология человека - составная часть научного человекознания
СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ (Симпозиум, посвященный 90-летию со дня рождения Е.С. Кузьмина, основоположника Санкт-Петербургской школы социальной психологии)
Зубелевич Л.И. Профидентичность как педагогическая проблема
Добавить комментарий