Баянова Л. Ф. Багаева М. Н. КУЛЬТУРНЫЕ ЦЕННОСТИ В КОНТЕКСТЕ ПОЗИТИВНОЙ ЭТНИЧЕСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ

В рамках кросс-культурных исследований в западной психологии вслед за антропологами 50-х годов психологи предприняли попытки поиска культурных универсалий — общих для всех культур тем, касающихся «ядерного» образования культуры — ценностей. Эти универсалии Ховстеде назвал «культурными измерениями» (Hofstede G., 1991). В качестве предмета исследования культурных измерений Триандисом также называются ценности (Triandis H. C., 1980). Особый интерес изучение культурных ценностей приобретает в связи с исследованием этнического контекста. Культурные ценности представляют собой такие ценностные образования, по показателям которых обнаруживаются культурные различия, что эмпирически выявлено С. Шварцем в исследованиях в тридцати странах мира (Schwartsz, 1992).

Целью нашего исследования стало выявление характера связи культурных ценностей в группе с позитивной этнической идентичностью. Сама постановка цели исследования подразумевает научный интерес не к представителям того или иного этноса, а изучение ценностной сферы личности в зависимости от степени ее этнической идентификации. Концептуально такая постановка цели означает, условно выражаясь, исследование не «по горизонтали», когда сравниваются ценности разных этнических групп, а «по вертикали», когда анализируются ценности в зависимости от степени этнической идентичности. Этот принципиальный момент связан с тем, что мы оцениваем этнос как универсальный культурный конструкт, принадлежность к которому осуществляет человек как субъект взаимодействия с культурой.

Для определения этнической идентичности нами использована методика Г. У. Солдатовой, С. В. Рыжовой (Солдатова Г. У., Рыжова С. В., 1994), для определения культурных ценностей — методика Шварца в адаптации Карандашева В. Н. (Карандашев В. Н., 2004). В эмпирическую выборку вошли 81 участник в возрасте от 17 до 20 лет, из которых выявлены две группы по этнической идентичности — этнически индифферентные (11 человек) и с позитивной этнической идентичностью (70 человек). Проявлений других типов идентичности в обследованной группе не выявлено, что, на наш взгляд, является показателем общей тенденции распределения типов этнической идентичности.

Анализ интересующих нас факторов проявления культурных ценностей в ценностно-смысловой сфере мы произвели в группе с позитивной этнической идентичностью.

Центральным звеном нашего иссле-
дования является изучение соотношения и взаимосвязи этнической идентичности человека с его культурными ценностями — основным элементом, характеризующим культуру (Карандашев В. Н., 2004). Ценности же в свою очередь описывают те представления, с которыми люди определенной общности связывают хорошее и желательное в культуре, т. е. выражают культурные идеалы.

Корреляционный анализ выявил наличие определенных взаимосвязей. В группе с позитивной этнической идентичностью обнаружены взаимосвязи ценностей и типа этнической идентичности с прямой и положительной направленностью (т. е. чем выше один показатель, тем выше другой, и наоборот). В соответствии с концепцией С. Шварца и В. Билски, ценности входят в два блока — самоопределение-самовозвышение и сохранение-открытость изменениям. Данные авторы выделили определенные противоречия между ценностями:

1. Ценности сохранения (безопасность, конформность) противостоят ценностям изменения (стимуляции).

2. Ценности самоопределения — отказа от собственных интересов в пользу других людей (доброта, универсализм) противостоят ценностям самовозвышения, акцентирующим собственные интересы (гедонизм).

В группе с позитивной этнической идентичностью преобладают личностные ценности, направленные на ограничение действий и побуждений, причиняющих вред другим (конформность, r = 0,25), потребность в адаптированности и предсказуемости мира, снижении неопределенности (безопасность, r = 0,23), понимание, благодарность, терпимость и поддержание благополучия всех людей и природы (универсализм, r = 0,34).

Таким образом, исследование обнаруживает, что для людей с позитивной этнической идентичностью характерна следующая тенденция: чем больше развиты ценности сохранения и самоопределения, тем ярче проявляется оптимальный баланс толерантности по отношению к собственной и другим этническим группам.

Январь 24, 2019 Общая психология, психология личности, история психологии
Еще по теме
Баянова Л. Ф. Галеев Д. Р. Массаров Б. Н. КУЛЬТУРНЫЕ ЦЕННОСТИ ПРИ РАЗНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ
ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ВОСПИТАНИЕ И ЭТНИЧЕСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ
МЕТОДОЛОГИЯ ЭТНИЧЕСКОЙ И КРОСС-КУЛЬТУРНОЙ ПСИХОЛОГИИ
Глава 1. ЭТНИЧНОСТЬ И ЭТНИЧЕСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ
Структура и развитие этнической идентичности
Комарова А. И. КУЛЬТУРНЫЕ ЦЕННОСТИ В КОЛЛЕКТИВИСТСКИХ КУЛЬТУРАХ
В.А. Кривошеее ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ЭТНИЧЕСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ БЕЛОРУСОВ
ПРИРОДА И ФЕНОМЕНОЛОГИЯ ЭТНИЧЕСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ
Хаматкоева Л. Б. Шукашвили В. Ю. ВЗАИМОСВЯЗЬ ТИПА ЭТНИЧЕСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ С ЛИЧНОСТНЫМИ ОСОБЕННОСТЯМИ
О ТРАНСФОРМАЦИИ ЭТНИЧЕСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ?
Смолина Т.Л. КРОСС-КУЛЬТУРНОЕ исследование этнических стереотипов русских и поляков
И. Ш. Уруджева ЭТНИЧЕСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ И ТОЛЕРАНТНОСТЬ КАК ФАКТОРЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Леоненко Н. О. ЭТНИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ Я-КОНЦЕПЦИИ И ТЕРМИНАЛЬНЫХ ЦЕННОСТЕЙ ПОДРОСТКОВ
Добавить комментарий