А.И. Белкин АНАЛИЗ ГРАФФИТИ С ПОЗИЦИЙ БИХЕВИОРИЗМА И ГЕШТАЛЬТПСИХОЛОГИИ

В данной работе проведен анализ психологической природы граффити с позиций основных направлений классической психологической науки: бихевиоризма, психоанализа, гештальтпсихологии и гештальттерапии, психологии деятельности. С позиций основных направлений психологической науки феномен граффити предстает в разных ракурсах. Для классической психологии граффити - явление, связанное с рядом неудовлетворенных потребностей индивида, вызванное сублимацией либидозных влечений (психоанализ), выступающее как следствие механизмов подражания и социального научения (бихевиоризм) или неотреагированных в прошлом эмоций и чувств (гештальтпсихология), как особого рода деятельность, антиобщественная по своему характеру (марксистская психология).
Усилия представителей бихевиоризма направлены на изучение внешних стимулов, которые вызывают ту или иную поведенческую реакцию (схема S-R), в нашем случае - на действия по написанию граффити. Наиболее подходящим объяснением в рамках этого направления служит механизм подражания, который ведет к выводу о том, что создание граффити является результатом научения. Однако ряд эмпирических фактов не укладывается в схемы этого направления, так как существуют надписи и рисунки, являющиеся результатом свободного творчества без апелляции к каким-либо образцам. Так, например, среди граффити встречаются стихи, выражающие чувства к любимому человеку или пространные рассуждения философского характера. К тому же граффити не всегда создаются как результат подражания. Современная психологическая наука, отмечая продуктивность использования методов бихевиоризма в психологической практике, признает методологическую ограниченность этого направления для исследования механизмов психологических феноменов, которые сводятся в этом случае к простой объяснительной схеме S-R.
С точки зрения психологии деятельности (марксистской психологии), культура представляет собой «совокупность всех видов преобразовательной деятельности человека и общества, а также результатов этой деятельности, воплотившихся в материальных и духовных ценностях». Поэтому, с данной точки зрения, граффити не являются частью культуры, так как не представляют собой вид созидающей преобразовательной деятельности общества.
Это направление может быть продуктивным в исследовании данного феномена, оно требует поэтапного анализа действий, операций авторов граффити. С позиций этого направления неинституциональная изобразительная деятельность является асоциальной по своему характеру, чаще всего ее исполнителями являются отдельные индивидуумы или диффузные группы (А.В. Петровский), т. е. она характеризует индивидуумов социальной группы, находящейся на первых стадиях развития групповой динамики либо антиобщественных по своим социальным установкам.
Другой подход может быть сформулирован в русле гештальтпси- хологии и гештальттерапии. Согласно основному постулату этого учения, люди организуют получаемую информацию таким образом, что ее наиболее значимые составляющие занимают в сознании центральное место, тогда как менее значимые отходят на задний план. Любой организм функционирует по принципу саморегуляции. Люди в естественном состоянии поддерживают в себе динамическое равновесие (гомеостаз) посредством осознания возникающих потребностей и их удовлетворения по мере появления. При возникновении какой- либо потребности на нее переключается большая часть внимания, а все остальное отходит на задний план. Важнейшим для гештальтпси- хологии и гештальттерапии является понятие соотношения фигуры и фона. Процессы саморегуляции организма основаны на постоянном формировании и завершении фигур (гештальтов). Гештальт - это фигура или конфигурация, из которой ничего нельзя изъять, не разрушив ее при этом полностью. Как только потребность удовлетворена, гештальт отходит на задний план, сливается с фоном, уступая место новому гештальту. Постоянное формирование и завершение гештальтов составляет естественный ритм жизнедеятельности организма.
Достоинство этого подхода - в обращении к терапевтическому потенциалу граффити, однако, как и в ряде других направлений классической психологии, игнорируется влияние культурных факторов. С позиций гештальтпсихологии граффити предстает, наряду с другими изобразительными формами, средством отреагирования и завершения незавершенных гештальтов, поддержания процесса гомеостазиса, что отражает стремление организма к достижению оптимальной саморегуляции.
<< | >>
Источник: АНАНЬЕВСКИЕ ЧТЕНИЯ 2011. СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ И ЖИЗНЬ. 2011

Еще по теме А.И. Белкин АНАЛИЗ ГРАФФИТИ С ПОЗИЦИЙ БИХЕВИОРИЗМА И ГЕШТАЛЬТПСИХОЛОГИИ:

  1. Гештальтпсихология
  2. ПРИНЦИП НЕПОСРЕДСТВЕННОСТИ В ГЕШТАЛЬТПСИХОЛОГИИ И ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ
  3. 5.1. Проблема усвоения опыта и подкрепления в гештальтпсихологии
  4. БИХЕВИОРИЗМ
  5. БИХЕВИОРИЗМ И ТЕОРИИ НАУЧЕНИЯ
  6. Бихевиоризм и необихевиоризм
  7. БИХЕВИОРИЗМ СЕГОДНЯ.
  8. Бихевиоризм
  9. ФОРМАЛЬНЫЙ БИХЕВИОРИЗМ.
  10. 2. Бихевиоризм и неореализм
  11. 2.3. Бихевиоризм как наука о поведении