Белова Д.Е., Куделько Н.Н. ВЗАИМОСВЯЗЬ КРЕАТИВНОСТИ И НЕЙРОТИЗМАУ УЧАЩИХСЯ МУЗЫКАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Одно из важнейших качеств, определяющих успешность адаптации человека в современном обществе, – способность конструировать множество альтернативных, новых вариантов решения проблемных ситуаций. Поэтому одной из актуальных проблем является изучение креативности как способности человека к нестандартному мышлению. Особенно значим данный феномен в творческих профессиях.

Область креативности сложна для исследований. Еще в 60-х годах было описано более 60 определений креативности и их число до сих пор растет. Как отметили исследователи, «процесс понимания того, что такое креативность, сам требует креативного действия». В нашей работе мы основываемся на концепции Д.Гилфорда, который понимает под креативностью процесс дивергентного мышления.

Особый интерес вызывает изучение взаимосвязи креативности и нейротизма (эмоциональной неустойчивости) в творческих профессиях. Так, в исследованиях Д.Маккинона архитекторы среднего уровня креативности показали высокую степень нейротизма. У наименее креативных архитекторов степень нейротичности была ниже. Ж.Желад обнаружил, что креативные дизайнеры и создатели рекламы характеризуются большей нейротичностью, чем специалисты тех же областей, которые явно не относятся к креативным личностям.

Цель нашего исследования – изучить особенности взаимосвязи креативности и нейротизма на примере подростков. Для этого возраста характерно стремление к необычному, новому, что является предпосылкой многостороннего развития интеллекта. Задача исследования – изучение особенностей креативности в группах подростков, посещающих музыкальную и общеобразовательную школу.

В исследовании приняли участие 61 подросток в возрасте 13-15 лет: 30 подростков, посещающих музыкальную школу по разным специальностям (оркестр – 11 человек, фортепиано – 10 человек и скрипка – 9 человек), и 31 подросток, которые обучаются в средней школе.

Методы исследования: тесты дивергентного мышления и личностных творческих характеристик Ф. Вильямса, опросник Г.Ю.Айзенка.

В результате можно сделать следующие выводы.

Подростки, посещающие музыкальную школу, обладают высоким уровнем креативности и уровнем, приближенным к высокому (71,5-94,3; тестовая норма 51,4-91,8). 30 % участников исследования отличаются уровнем креативности выше среднего. Подростки, которые не посещают музыкальную школу, также имеют высокий уровень креативности и уровень, приближенный к высокому (65,96-89). 9,6% участников исследования отличаются уровнем креативности выше среднего.

Достоверных различий по итоговому показателю креативности не выявлено, однако наблюдаются различия по отдельным компонентам: у подростков, которые посещают музыкальную школу, выше уровень разработанности мышления, т.е. способность приукрасить простую идею или ответ, чтобы сделать ее более интересной (U=294, p=0,014), и уровень самооценки воображения (U=325, p=0,041).

В группе подростков, обучающихся в музыкальной школе, различий не обнаружено, мы объясняем это недостаточным объемом выборки.

Данные корреляционного анализа показали, что взаимосвязи показателя креативности и нейротизма проявляются по-разному: школьники, не посещающие музыкальную школу, характеризуются тем, что чем выше уровень эмоциональной неустойчивости, тем выше общий показатель креативности (r=0,404, p=0,024). В отличие от этого у подростков, посещающих музыкальную школу, показатель нейротизма взаимосвязан только с одним из компонентов креативности: с показателем уровня разработанности, – чем выше уровень неустойчивости, тем ниже их способность углубить идею, приукрасить ее (r=-0,362, p=0,049).

Полученные результаты являются основой дальнейших исследований, а также разработки рекомендаций по развитию креативности.

Январь 24, 2019 Общая психология, психология личности, история психологии
Еще по теме
Кравчик К. Б. ВЛИЯНИЕ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНОГО МЫШЛЕНИЯ И КРЕАТИВНОСТИ
Мугатабарова Эльмира Касимовна Белова Дина Евгеньевна ВЗАИМОСВЯЗЬ САМООЦЕНКИ И УРОВНЯ СУБЪЕКТИВНОГО КОНТРОЛЯ
СОЦИАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ УЧАЩИХСЯ СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЫ
Подколзина Л.Г. Проблема мотивации учения учащихся вечерней сменной школы
Щукин А.В. кратковременнАЯ памятЬ учащихся начальной школы с дисграфиЕЙ
Сравнительные данные об особенностях развития устной речи учащихся специальной (коррекционной) школы и обучающихся
ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ ПО ОТНОШЕНИЮ К ПРЕДСТАВИТЕЛЯМ ИНЫХ КУЛЬТУР У УЧАЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
Ильиных А. Е. КРЕАТИВНОСТЬ И СОЦИАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ: ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОСВЯЗИ
Машошина Анастасия Андреевна ВЗАИМОСВЯЗЬ МЕЖДУ КРЕАТИВНОСТЬЮ И ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫМИ ХАРАКТЕРИСТИКАМИ
К ВОПРОСУ О ВЗАИМОСВЯЗИ ИНТЕЛЛЕКТА, КРЕАТИВНОСТИ И ЛИЧНОСТНЫХ ЧЕРТ У ДЕТЕЙ.
ИЗУЧЕНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ДЕКЛАРИРУЕМЫХ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ И ОСОБЕННОСТЕЙ ИНТЕЛЛЕКТА И КРЕАТИВНОСТИ ПЕРСОНАЛА.
Егорова И.Н. ВЗАИМОСВЯЗЬ ПРОБЛЕМНЫХ ЗОН В СИСТЕМЕ ОТНОШЕНИЙ ЛИЧНОСТИ УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ УЧАЩИХСЯ С НАРУШЕННЫМ ПОВЕДЕНИЕМ
Иосько Т.Н. ВЛИЯНИЕ КРЕАТИВНОЙ СЕМЕЙНОЙ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙСРЕДЫ НА КРЕАТИВНОСТЬ ДЕТЕЙ
Куделько Наталья Николаевна, Меринова Екатерина Владимировна ОБРАЗ НАРКОМАНА В ПРЕДСТАВЛЕНИИ СТУДЕНТОВ
Добавить комментарий