Белякова М., Пенина С., Харитонова Т. ЧУВСТВОВАТЬ СЕБЯ РУССКИМ: ПРОБЛЕМА ЭТНИЧЕСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

В отечественной психологии отмечается возросший интерес к проблеме этнической идентичности в условиях обострения национальных конфликтов на постсоветском пространстве [Стефаненко Т.Г., 1999., Лебедева Н.М.,1999, др.] Сам термин «этническая идентичность» вошел в научную терминологию в середине ХХ века и обозначает осознание своей принадлежности к определенной этнической общности. В структуре этнической идентичности выделяют два основных компонента: когнитивный и аффективный. Самыми важными составными частями когнитивного компонента признаются этническая осведомленность и этническое самоназвание [Арутюнян Ю.В., Дробижева Л.М., Сусоколов А.А., 1998]. Аффективный компонент отражает отношение к собственной этнической общности [Солдатова Т.У., 1998]. Практически все психологи вслед за Ж.Пиаже считают, что «реализованной» идентичности ребенок достигает в младшем подростковом возрасте [Стефаненко Т.Г, 1999., Хотинец В.Ю., 2000]

Однако в настоящее время исследователи отмечают наличие несформированной или «размытой» этнической идентичности у подростков. На основе изучения ли-тературы была сконструирована программа исследования значимости идентификации себя с русскими в структуре «Я–концепции» подростков, различающихся не только уровнем психического развития, но и особенностями культурной среды.

В исследовании приняли участие две группы подростков: ученики 10 кл. (Гуманитарно-художественной школы) (21ч.) и школы-интерната № 10 (19 ч.) для детей с ЗПР. Условия жизни детей ГХШ направлены на создание богатой культурной среды и возможностей для творческого самовыражения каждого ребенка. Организация обучения и воспитания детей в школе-интернате предполагает сохранение связей ребенка с семьей, однако характеризуется относительной культурной изоляцией. Для изучения системы ценностей в структуре «Я–концепции» использовалась методика «Косвенного измерения системы самооценок» [КИСС, Федотова, Соколова Е.Т., 1982] и интервью. Список ценностей модифицировался и были выделены следующие дополнительные параметры: «самое русское «лицо», похожее на маму», «успешное», «похожее на меня в будущем».

Полученные в исследовании данные свидетельствуют о низкой значимости качества «русское» в системе современных ценностей подростков, воспитывающихся в культурно-насыщенной среде, и демонстрируют значительные отклонения в показателях по сравнению с депривированными подростками.

Качество «русское» в системе ценностей детей из культурно насыщенной среды занимает самый низкий ранг, это отторгаемый детьми параметр, так как он соот-ветствует представлениям о родителях, низко оцениваемых детьми.

Быть русским для детей – значит фактически находиться в прошлом, как родители, быть неуспешными, несчастливыми.

Значимость качества «русское» в системе ценностей подростков с ЗПР превышает представленность этого параметра в структуре «Я– концепции», следовательно, для подростков из школы-интерната «быть русским» является больше ценностью, чем реальностью. Этой группой детей «русский», идентифицируемый с родителями, воспринимается как счастливый, обладающий успехом и силой.

Анализ результатов исследования позволяет сделать следующие выводы: ценностная система детей в «норме» состоит из признания значимости собственного бу-дущего, успешности и реального образа настоящего. Низкая значимость идентификации с мамой свидетельствует о наличии реакции эмансипации, когда подросток стремится выйти из семьи, расширяя сферу социального общения.

Ценностная система детей с ЗПР характеризуется большей разорван-ностью, не отражает решения возрастных задач подросткового периода и инфантильна, так как преобладает традиционными ценностями, характерными для младшего школьного возраста: значимость доброты, силы, успеха и ценности будущего. Для «нор-мально» развивающихся детей конфликт с родителями, вызванный реакцией эмансипации, включает и конфликт с собственной этничностью. Для детей с ЗПР реак-ции эмансипации носят скорее скрытый личностный характер, не связанный с отвержением русской этничности.

Приведенные данные свидетельствуют о том, что будущая социальная элита с достаточным уровнем дохода, с высшим образованием отрицают свою этничность и фактически находятся в этническом вакууме.

Январь 24, 2019 Общая психология, психология личности, история психологии
Еще по теме
Осьмак Е. О. ДИНАМИКА ЭТНИЧЕСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ ЭМИГРАНТОВ ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ ИЗ РОССИИ В США
В.А. Кривошеее ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ЭТНИЧЕСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ БЕЛОРУСОВ
ГЛАВА 1; Теоретическое обоснование проблемы конституциональной психотипологической и; личностной изменчивости, у молодежи в современной России.
СМЕТАНОВА Ю.В. ДИАЛОГ С БОГОМ И ПРОБЛЕМА ИДЕНТИЧНОСТИ В АСПЕКТЕ СОВРЕМЕННОГО ПРОТЕСТАНТИЗМА
Т.А. Попова ОСОБЕННОСТИ ЭТНИЧЕСКОЙ ИДЕНТИФИКАЦИИ И САМООТНОШЕНИЯ У РУССКИХ И КОМИ-ПЕРМЯКОВ
ФОРМИРОВАНИЕ ЭТНИЧЕСКОГО САМОСОЗНАНИЯ В РУССКИХ И ХАКАССКИХ СЕМЬЯХ
Н.О. Леоненко ИССЛЕДОВАНИЕ ЭТНИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ РУССКОГО ХАРАКТЕРА И ЛИЧНОСТИ
Смолина Т.Л. КРОСС-КУЛЬТУРНОЕ исследование этнических стереотипов русских и поляков
Карпенко В.В. ОБРАЗ РУССКОГО ЧЕЛОВЕКА КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ ЕГО ЭТНИЧЕСКОГО САМОСОЗНАНИЯ
ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ВОСПИТАНИЕ И ЭТНИЧЕСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ
Алексеева Екатерина Михайловна Иванова Татьяна Константиновна ПРЕДСТАВЛЕНИЯ РОССИЙСКИХ СТУДЕНТОВ О ГЕРМАНИИ И НЕМЦАХ, О РОССИИ И РУССКИХ
Глава 1. ЭТНИЧНОСТЬ И ЭТНИЧЕСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ
Структура и развитие этнической идентичности
ПРИРОДА И ФЕНОМЕНОЛОГИЯ ЭТНИЧЕСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ
МАМЕДОВА З.З. ИССЛЕДОВАНИЕ ЭТНИЧЕСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ МЕТИСОВ И АЗЕРБАЙДЖАНЦЕВ
О ТРАНСФОРМАЦИИ ЭТНИЧЕСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ?
Хаматкоева Л. Б. Шукашвили В. Ю. ВЗАИМОСВЯЗЬ ТИПА ЭТНИЧЕСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ С ЛИЧНОСТНЫМИ ОСОБЕННОСТЯМИ
Добавить комментарий