Бианки В.А., Шаронова П.А. ВЛИЯНИЕ РИТМА МУЗЫКИ НА ВНИМАНИЕ СТУДЕНТОВ

Мы обратились к психологии личности и к проблемам восприятия музыки в смысле исследования влияния музыкального ритма на внимание. Проверялось две гипотезы: о наличии влияния ритма музыки на внимание и о существовании оптимальных для внима-ния ритмов.

Исследование проводилось на выборке студентов первого курса различных факуль-тетов СПбГУ (30 человек). Средний возраст испытуемых – 17-19 лет. Музыка представля-ла собой современные однотипные электронные композиции без вокала. Прослушивание осуществлялось с помощью профессиональной музыкальной аппаратуры при мощности звука в 30 ватт.

Для определения наиболее вероятного диапазона значений оптимальных ритмов бы-ло проведено предварительное исследование на выборке из 10 человек. Данные предварительного исследования послужили основанием для выбора ритмов (измеряемых в ударах в минуту), которые использовались в основной серии экспериментов.

Сбор эмпирического материала осуществлялся по следующей схеме. Тестирование проводилось в течение 3-х недель по 2 раза в неделю. На первом занятии испытуемые вы-полняли задания в тишине, а на остальных – при наличии музыкального фона. Ритм музыки в течение каждого отдельного занятия был постоянным. От занятия к занятию ритм учащался. Испытуемым давалась инструкция: в течение первых 15 минут просто слушать музыку (в первом эксперименте – соблюдать тишину), а затем, также под музыку, выполнить тест на внимание («Корректурная проба»).

Обработка полученных данных проводилась в два этапа. Первый этап заключался в подсчете средних значений по всей выборке. Второй этап обработки начался после того, как были получены все данные. Он состоял в анализе корреляций между ритмом музыки с одной стороны и вниманием с другой на различных уровнях достоверности. Также были построены графики, показывающие отношение измеряемых показателей при каждом ритме к «норме» этих показателей (для нахождения оптимального диапазона за «норму» были взяты значения, измеренные без музыки) и к среднестатистическим показателям.

Наилучшие результаты испытуемые показали при фоновой музыке с ритмом 90-150 ударов в минуту (у/м), а «пики» внимания пришлись на 95 у/м и 125 у/м. В этих точках получились приблизительно одинаковые данные по количеству просмотренных строк и по количеству ошибок. Причем показанные при этих ритмах результаты были выше среднестатистических и выше значений, полученных без музыки.

Эти данные показывают, что ритм музыки влияет на внимание и что существуют оптимальные ритмы, при которых студенты наиболее успешно выполняли задание. Результаты подобных исследований в дальнейшем могут оказаться полезными для организации учебного процесса и, особенно, для домашних занятий школьников и студентов.

Январь 24, 2019 Общая психология, психология личности, история психологии
Еще по теме
ВЛИЯНИЕ ЭМОЦИЙ НА ВОСПРИЯТИЕ И ВНИМАНИЕ
Ослабление ритма: почему ближе к старости хуже спится
Фаликман М.В. Влияние семантической группировки стимулов на эффект «мигания» внимания
ВЛИЯНИЕ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ВНИМАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УСПЕШНОСТЬ ИХ ОБУЧЕНИЯ
Бианки В.А. Пространственный аспект психологических исследований
Ф. Р. Малюкова ДЕФЕКТЫ ВНИМАНИЯ, ХАРАКТЕРНЫЕ ДЛЯ СТУДЕНТОВ СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ
БИАНКИ В.А. РЕЗУЛЬТАТЫ ВЫБОРОВ КАК ИСТОЧНИК ПОЛИТИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ
Серавин А.И., Шаронова П.А. ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ТВОРЧЕСТВА
ШАРОНОВА П.А. ОСОБЕННОСТИ МЫШЛЕНИЯ В ПАРУСНОМ СПОРТЕ
СЕРАВИН А.И., ШАРОНОВА П.А. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СПЕЛЕСТОЛОГОВ
Шаронова Юлия Игоревна СОВРЕМЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ФЕНОМЕНЕ "КОМПЬЮТЕРНАЯ ЗАВИСИМОСТЬ"
ВЛИЯНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ НА АДАПТАЦИЮ СТУДЕНТОВ-ПЕРВОКУРСНИКОВ
Чернов А.В. ВЛИЯНИЕ РЕФЛЕКСИИ НА ИНТЕНСИВНОСТЬ ПСИХИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ СТУДЕНТОВ НА СЕМИНАРЕ
4.4. Влияние лидерских качеств на организаторские способности студента в вузе
ОЛЕВСКАЯ И.З., ТЕРЕЩЕНКО Н.В. ВЛИЯНИЕ ГЕНДЕРНЫХ РАЗЛИЧИЙ НА ПСИХОЛОГИЧЕСКУЮ КУЛЬТУРУ СТУДЕНТОВ
Тимофеев Вадим Александрович, Лукьянов Александр Николаевич ВЛИЯНИЕ ИНФОРМАЦИОННОГО СТРЕССА НА СЕРДЕЧНЫЙ РИТМ У СТУДЕНТОВ С РАЗЛИЧНЫМ УРОВНЕМ ТРЕВОЖНОСТИ
ПАРАМЕТРЫ МУЗЫКИ
Сорокина Юлия Львовна ВЛИЯНИЕ САМОРЕГУЛЯЦИИ НА ВЫБОР КОПИНГ- ПОВЕДЕНИЯ СТУДЕНТАМИ В СТРЕССОВЫХ СИТУАЦИЯХ
Добавить комментарий