Бобылев Е.Л. ОБЪЕКТИВНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ МЕТОД В ПСИХОЛОГИИ ИСКУССТВА Л.С. ВЫГОТСКОГО

Л.С. Выготский задачу своего исследования определял как пересмотр традиционной психологии искусства и попытку наметить новую область исследования для объективной психологии. Центральной идеей психологии искусства он считал признание преодоления материала художественной формой, что, в свою очередь, давало возможность признать искусство общественной техникой чувства. Методом исследования этой проблемы он избрал объективно- аналитический метод — метод анализа художественных систем раздражителей. Автор, вслед за эстопсихологами, смотрел на художественное произведение как на совокупность эстетических знаков, способных возбудить в людях эмоции, и пытался на основании анализа этих знаков воссоздать соответствующие им эмоции. Но отличие метода Л.С. Выготского состояло в том, что он не интерпретировал эти знаки как проявление душевной организации автора или его читателей. Л.С. Выготский пытался изучать чистую и безличную психологию искусства безотносительно автора и читателя, исследуя только форму и материал искусства. Л.С. Выготский пришел к психологии искусства как к особой области научного объяснения реакций личности на художественные произведения. Эстетическую
реакцию ученый объяснял дарвиновским «началом антитезы» в том виде, в котором оно было представлено у Г.В. Плеханова. Таким образом, эстетическое понималось не как самостоятельный духовный феномен, а как телесная реакция, стоящая в одном ряду с другими формами поведения. Психологическое объяснение эстетической реакции, по мнению ученого, должно быть психофизиологическим, т.е. охватывающим не только сознательные процессы, но и процессы, происходящие в организме как целостной системе, реализующей свою активность посредством нейромеханизмов. Работа этих механизмов также подчинена социокультурным факторам, под действием которых возникают испытываемые субъектом чувства, в том числе и эстетические. Гуманистической концепции Л.С. Выготского близки взгляды М.М. Бахтина, который проблему литературного текста считал предметом гуманитарных наук. Вопрос о взаимовлиянии ученых до конца еще не ясен, но они, несомненно, были знакомы с идеями друг друга. Гуманизм концепций Л.С. Выготского и М.М. Бахтина заключался в исследовании социальной обусловленности глубинных структур человеческой психики, а вернее, ее специфически человеческих свойств.

Таким образом, Л.С. Выготским впервые был введен в психологию особый, активирующий нервно-мышечную работу человека агент: поэтическое творение как продукт культуры, в объективном строении которого заложено противочувствие, т.е. схема организации телесных реакций на него, приводящая к катарсису. Механизм воздействия художественной формы приводил к тому бессознательному, которое являлось социальным, а не инстинктивно — биологическим. Это социальное бессознательное, воздействуя на личность, и производит эффект катарсиса. Заслуга Л.С. Выготского заключается в том, что он впервые в науке обозначил проблему значения структурных характеристик художественного текста в преобразовании эмоциональной сферы личности.

Дальнейшее преобразование психологии на базе марксистской философии привело Л.С. Выготского к преодолению ограниченности рефлексологической формулы «стимул-реакция». С введением понятия инструментального акта, обозначившего активное начало человека в преобразовании своих психических процессов, категория «эстетическая реакция» заменялась категорией «эстетическое переживание», которая являлась более прогрессивной с психологической и общенаучной точки зрения. Несмотря на некоторую схожесть концепций, к постижению психологического феномена искусства Б.А. Грифцов и Л.С. Выготский шли независимо друг от друга и с совершенно различных сторон; первого интересовал процесс художественного творчества, второго — главным образом художественное восприятие («эстетическое проживание»); первый опирался на традиции описательной психологии, второй — на достижения экспериментальной психологической науки. Несмотря на это, между их работами есть сходство не только в названиях, но и в содержании. Оба исследователя старались исходить прежде всего из объективного материала самих художественных произведений, оба уделяли большое внимание психологической типологии жанров, независимой от личности конкретного автора или читателя. По-своему каждый из них решал задачу методологического обновления психологии искусства, связанную с осознанием суверенности творческого акта.

Январь 24, 2019 Общая психология, психология личности, история психологии
Еще по теме
6.11. АНАЛИТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ РАБОТ
ГЛАВА АНАЛИТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ФУНКЦИЙ
5.2. Психотехника и психология Л. С. Выготского
Захарьева И.А. ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНО-АНАЛИТИЧЕСКАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ КАК МЕТОД ПОДДЕРЖКИ СЕМЬИ
АНАЛИТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ (ANALYTICAL PSYCHOLOGY)
ПСИХОЛОГИЯ ИСКУССТВА (PSYCHOLOGY OF THE ARTS)
Л.ВЫГОТСКИЙ. СОБРАНИЕ СОЧИНЕНИЙ В ШЕСТИ ТОМАХ . Том Второй: ПРОБЛЕМЫ ОБЩЕЙ ПСИХОЛОГИИ, 1982
6.5. Объективное и субъективное в психологии. Психология и кибернетика
О. Н. Кошутин ЦИАЛЬНАЯ ВКЛЮЧЕННОСТЬ / ИСКЛЮЧЕННОСТЬ: ПСИХОЛОГИЯ ИСКУССТВА ПОВЕДЕНИЯ
ОБЪЕКТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ (OBJECTIVE PSYCHOLOGY)
Объективность законов психологии
РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОГРАММЫ ОБЪЕКТИВНОЙ ПСИХОЛОГИИ В ДОРЕВОЛЮЦИОННЫЙ ПЕРИОД
Бобылев Евгений Леонидович ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ СТУДЕНТОВ ГОУ ВПО
Лев Выготский (1896-1934).
ТРАДИЦИЯ Л.С. ВЫГОТСКОГО.
Концепция внутренней речи Л. С. Выготского
ВЫГОТСКИЙ: СОЦИАЛЬНО-КОГНИТИВНАЯ ТЕОРИЯ
Аналитическая теория личности
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА ИСКУССТВА
Мельникова Л.Р. Л.С.Выготский о роли игры в развитии рече-мыслительной деятельности
Добавить комментарий