Борисов Руслан Викторович ЯЗЫК И ТОЛЕРАНТНОЕ СОЗНАНИЕ В ПОЛИКУЛЬТУРНОМ СОЦИУМЕ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН.

Внимание мировой общественности к проблеме терпимости и взаимопонимания людей разных культур буквально приковано на протяжении последних десятилетий. Это вызвано осознанием той опасности, которую несут проявления нетерпимости в современном обществе: в мире беспрестанно растет число социальных, региональных и этнических конфликтов, большое количество которых перерастает в вооруженные столкновения, под угрозой оказываются не только основные права человека, но и сами человеческие жизни.

Вовлечёнными в гущу этих явлений оказываются и учащиеся. Часто учащаяся молодёжь непосредственно участвует в них, а нередко становится жертвой этих неуправляемых событий. Кроме того, на недостаточно сформировавшееся сознание школьников через средства массовой информации обрушивается лавина противоречивой информации, вызывающей дезориентацию их личности, повышающей уровень ситуативной и личностной тревожности, возбуждающей жестокость и агрессию.

Нами была выдвинута гипотеза, что язык оказывает влияние на формирование толерантного сознания учащейся молодёжи в поликультурном социуме. Проблема взаимосвязи языка и толерантного сознания затрагивается в работах Т.Г. Стефаненко, Ж.Т. Уталиевой, Г.И. Кисловой. Анализ отечественной и зарубежной этнопсихологической, этнологиче-

ской, этносоциологической и исторической литературы позволил нам сделать вывод о неразработанности вопроса, касающегося влияния языка на формирование толерантного сознания учащихся старших классов из числа титульных и не титульных народов поликультурного Дагестана.

С целью уточнения задач и выдвинутой гипотезы было проведено исследование по методике «Язык и этническая идентичность» (Г.И. Кисло- ва, В.Н. Цатуров) и опросника «Толерантное сознание» (Л.Л. Супруно- ва). Всего было опрошено 100 старшеклассников 11 национальностей трёх средних школ столицы Дагестана г. Махачкалы. Выборка отбиралась методом случайных чисел.

Методика «Язык и этническая идентичность» позволила нам выявить компетентность учащихся в родном и неродном (русском) языке. Результаты исследования, проведённого по данной анкете, позволили нам всех респондентов разделить на следующие 3 группы: 1 — с равновысоким уровнем компетентности в двух языках; 2 — с доминантным родным языком и 3 — с доминантным не родным языком (языком межнационального общения — русским).

В первую группу были внесены 12,1% учащихся старших классов, во вторую группу — 2,7%, в третью группу — 85,2% старшеклассников. По нашему мнению, высокий уровень компетентности учащейся молодёжи в неродном — русском языке связан, с тем, что в опросе принимали участие респонденты, проживающие в поликультурной столице Дагестана — Махачкале. Данная методика также позволила выяснить, что при определении своей национальности нынешняя молодёжь главным признаком считает национальность отца. Этот критерий выбрали 67% старшеклассников. Это можно объяснить тем, что издавна в Дагестане было велико влияние отца на воспитание детей. 13% всех опрошенных старшеклассников главным критерием определения своей национальности считают язык общения.

Анализ ответов по опроснику «Толерантное сознание» свидетельствует о тенденции к позитивным межличностным взаимоотношениям с представителями различных этнических групп и представляет собой соотношение позитивного образа собственной этнической группы с позитивным отношением к другим этническим группам, т.е. налицо толерантное сознание. Данный факт также свидетельствует о том, что для большинства учащейся молодёжи многонационального социума Дагестана характерна позитивная этническая идентичность, которая представляет собой некий залог толерантности, столь необходимый в любом поликультурном обществе, а в рамках реалий Северного Кавказа в целом — и Дагестана в частности — является, без преувеличений, жизненно важным принципом.

Таким образом, высокая степень компетентности старшеклассников в языке межнационального общения — русском языке — самым непосредственным образом влияет на формирование толерантного сознания молодёжи в поликультурном пространстве Дагестана. Это подтверждает и проведённый корреляционный анализ взаимосвязи языковой компетенции и толерантного сознания.

В целях формирования культуры межэтнического общения в поликультурной среде необходимо организовать сотрудничество на принципах толерантного поведения. Здесь на помощь приходит язык межнационального общения — русский, являющийся для большинства наших респондентов неродным языком. Именно русский язык представляет собой важный фактор формирования толерантного сознания старшеклассников в поликультурном социуме Республики Дагестан.

Январь 24, 2019 Общая психология, психология личности, история психологии
Еще по теме
МЕЖКОНФЕССИОНАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ ДАГЕСТАН: ПОЛИТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
ПРЕОБРАЗОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
ТОЛЕРАНТНОСТЬ КАК ОСНОВА ЭТНОКОНФЕССИОНАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ НАРОДОВ ДАГЕСТАНА
К ВОПРОСУ О ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ К МЕЖКУЛЬТУРНОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ В ПОЛИКУЛЬТУРНОМ ОБРАЗОВАНИИ
ЯЗЫК И СОЗНАНИЕ ЧЕЛОВЕКА
ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ПЕДАГОГОВ О РОЛИ И МЕСТЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ В СИСТЕМЕ ПОЛИКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ПОЛИКУЛЬТУРНЫЙ» ПЕДАГОГ КАК ИСТОЧНИК ФОРМИРОВАНИЯ ТОЛЕРАНТНОЙ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТА
СЕВЕРОКАВКАЗСКИЙ СОЦИУМ: ОТ ТОЛЕРАНТНОСТИ К ИНТЕГРАЦИИ
ФОРМИРОВАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ И ПРОФИЛАКТИКА КСЕНОФОБИЙ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН
ГРАЖДАНСКИЙ КОНТЕКСТ ЖИЗНИ СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО СОЦИУМА СКВОЗЬ ПРИЗМУ ТОЛЕРАНТНОСТИ
ПРОБЛЕМЫ МИГРАЦИИ И ФОРМИРОВАНИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ: НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
РАЗВИТИЕ ТОЛЕРАНТНОГО СОЗНАНИЯ У ПОДРОСТКОВ
Добавить комментарий