БРАЧНО-СЕМЕЙНЫЕ ОТНОШЕНИЯ И САМОРЕАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ

Рассмотрев самореализацию в личной жизни как в одной из основных сфер жизнедеятельности, обратимся непосредственно к проблемам брачно-семейных отношений и самореализации личности, предполагая преемственность, взаимовключенность данной проблематики, но не тождественность. Ракурс рассмотрения брачно-семейных отношений в свете самореализации личности избран нами, исходя из позиций сущностного подхода к этой проблематике, отражающего психологическое содержание динамики таких отношений, акцентирующего сущность их создания и распада, адекватности и несостоятельности. Вместе с тем следует отметить во многом определяющее влияние на брачно-семейные отношения этапа их создания, т. е. вступления в брачные отношения, когда, по сути, брачно-семейные отношения как таковые и начинают складываться, формироваться. Начинает осуществляться процесс становления брачно-семейных отношений, который непосредственным образом отражается на всей дальнейшей жизнедеятельности семьи. На этом, безусловно, сказываются многие факторы, в том числе жизненный опыт. Наиболее наглядно это проявляется у лиц, имеющих достаточный жизненный опыт (часто ранее состоявших в браке), что подробнее рассматривается в следующем разделе.

На наш взгляд, брачно-семейные отношения могут быть исследованы в русле изложенного подхода к проблеме самореализации личности. Обратимся к критерию и модели самореализации личности с позиций брачно-семейных отношений. Предлагаемый нами интегральный критерий самореализации (удовлетворенность, полезность (продуктивность)) применительно к брачно-семейным отношениям может быть представлен следующим образом. На основании многочисленных данных из области психологического консультирования и психотерапии семьи можно говорить о том, что удовлетворенность свидетельствует о психологическом здоровье (по Маслоу), конгруэнтности (по Роджерсу) и в целом о позитивной эмоциональной атмосфере в семье. Полезность (продуктивность) отражает то обстоятельство, что брачно-семейные отношения, большей частью, способствуют развитию членов семьи. По мнению Э. Фромма, самореализация (в различной степени) присуща всем людям. В брачно-семейных отношениях самореализация, на наш взгляд, прежде всего неразрывно связана с продуктивной любовью (по Фромму — «быть», а не «казатъся»), а также с саморазвитием в понимании А. Ангъяла, как сочетанием автономии и гомономии, развитием глубинных потребностей и способов их удовлетворения, увеличением многогранности поведения.

В структурно-функциональной модели самореализации адекватность брачно-семейных отношений самореализации личности отражается следующим образом. В позитивном случае блоки ХОЧУ и МОГУ супругов или претендентов в супруги дополняют друг друга, т. е. комплементарно связаны, а блоки НАДО и ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЯ способствуют адекватному функционированию механизмов интеграции семьи на фоне соответствующих смысложизненных и ценностных ориентации. Комплементарность ХОЧУ и МОГУ означает, что направленность интересов, желаний и влечений одного из супругов поддерживается и находит понимание у другого, причем содействие и сотворчество носят сбалансированный характер, не отвлекая чрезмерных ресурсов. Наряду с этим партнер выступает в качестве носителя многих положительных свойств в дополнение к аутентичности. Самореализация в брачно-семейных отношениях предполагает не только сбалансированность ХОЧУ, МОГУ и НАДО у каждого из партнеров, но и взаимную гармонизацию. Высокий уровень самореализации соответствует зрелости всех компонентов структурно-функциональной модели самореализации личности. Брачно-семейные отношения только тогда способствуют самореализации личности, когда имеет место взаимная адекватная согласованность всех компонентов модели. Если эта согласованность достигается за счет деформации каких-либо компонентов модели, возникают барьеры в ходе самореализации. Вместе с тем подобные блоки у каждого из партнеров могут иметь как определенное сходство, так и различия. На наш взгляд, наибольшее сходство относится к смысложизненным и ценностным ориентациям, включающим и ценностные ориентации относительно брачного союза и семьи в целом, представления о счастье, что выражается в согласованности механизмов семейной интеграции, их обусловленности жизнеутверждающими ценностями, близкими к ценностям самоактуализации, по А. Маслоу.

Специфика брачно-семейных отношений во многом определяется функциями семьи, динамикой ее развития и наряду с этим характером влияния факторов, которые могут обусловливать как особенности механизмов интеграции семьи, так и явные ее нарушения. Особое значение приобретают представления членов семьи о данных параметрах жизнедеятельности семьи и их последующая реализация. Когда эти представления неадекватны, возникают проблемы самореализации в личной жизни. Либо человек корректирует свои представления, и соответственно свои семейные функции и роли, либо его семейная жизнь сопровождается конфликтами, в том числе и внутриличностными, негативно влияющими на психическое здоровье членов семьи.

Принимавшие участие в наших исследованиях лица с трудностями самореализации в личной жизни (клиенты службы знакомств), как оказалось, наряду с этим имели проблемы самореализации в профессиональной сфере. В свою очередь лица, имевшие трудности самореализации в профессиональной сфере (клиенты службы занятости), испытывали трудности самореализации в личной жизни. Они либо не состояли в браке, либо (в большинстве своем) были разведены, либо находились в конфликтных семейных отношениях. Таким лицам присущи искаженные семейные представления, что отразилось в выявленных нами особенностях образа мира и интегральных личностных характеристиках, а также в используемых ими стратегиях.

Представление о своей семье, т. е. «внутренняя Картина» жизни семьи [Эй-демиллер Э. Г., Юстицкис В., 1999], имеющаяся у индивида, играет важную, нередко определяющую роль в жизни семьи. Такое представление создает установку на определенное восприятие ситуаций, складывающихся в семье, предопределяет ожидания и притязания индивида, его понимание семейных проблем и возможностей их разрешения.

Семейные психотерапевты отмечают, что семейные представления часто и во многом детерминированы обыденными представлениями о закономерностях «природной» и «социальной» семьи (Н. Heckhauzen)

Э. Г. Эйдемиллер и В. Юстицкис подтверждают, что «наивные представления» (D. Clauss) нередко используются индивидом для регулирования своих семейных отношений. Они сказываются как на формировании семейных представлений, так и на интерпретации собственного поведения и поведения членов семьи. При этом в попытках выявления причин происходящего, прояснения семейных отношений велика роль процессов каузальной атрибуции. Неосознанное использование членами семьи некоторых приемов и правил (F. Heider), базирующихся на «наивных представлениях», и соответственно неадекватно протекающих процессов каузальной атрибуции на фоне деформированных представлений о себе и о своих отношениях с другими людьми усугубляет семейные проблемы, а порой и является их источником.

Динамика брачно-семейных отношений уже во многом заложена в используемых сценариях, содержащих типичные варианты развития событий и типичные эмоциональные состояния, настроения членов семьи. Сценарии в большой степени определяются ожиданиями, притязаниями и выбором стратегий поведения в прогнозируемых ситуациях в семье. Таким образом, сценарии семейных ситуаций организуют восприятие их индивидом, задавая селективность данного восприятия, тот угол зрения, под которым рассматривается и трактуется все происходящее. Многократно повторяясь, составляющие сценариев могут восприниматься стереотипно. Без достаточного осознания на их основе могут формироваться неадекватные обобщения — «наивные представления» о чувствах и поведении других людей в подобных ситуациях, «отчуждение» членов семьи от семейного опыта, нередко обретающее характер психологической защиты [Nichols М. Р., 1984]. Наряду с этим Э.Г.Эйдемиллер и В.Юстицкис выделяют процесс активизации сценариев, придавая особое значение одно- или многосторонности и степени конкретизации сценария: образ семейного события не возникает (первый уровень), сссхематическое представление (второй уровень), перцептивная и эмоциональная насыщенность образа (третий уровень). На развитие представлений о семье, безусловно, влияют такие факторы, как: «нормативность» жизни семьи (в модели самореализации -блок НАДО), выражаемая в чрезмерной фиксации на обязанностях, долге; устойчивость либо неустойчивость уклада семейной жизни, в том числе и ранее в семьях родителей; уровень семейной и психологической культуры. Неспособность, неумение осознать чувства, мысли и состояния других членов семьи, мотивы, которыми они руководствуются, в целом, как мы отмечали выше, неразвитость механизмов самореализации, в частности рефлексии, может стать существенным препятствием в развитии брачно-семейных отношений.

В нашем исследовании это нашло свое отражение в брачных интенциях, интегральных личностных характеристиках (смысложизненных и ценностных ориентациях), самоактуализационных характеристиках, мотивационно-потребностной сфере и особенностях образа мира лиц, испытывающих затруднения самореализации в личной жизни.

В брачных интенциях супругов либо претендентов в супруги (ранее состоявших в браке), содержащих представления о мотивах вступления в брак и причинах развода, а также выявленных при консультировании нарративах явно прослеживаются «наивные представления» о брачно-семейных отношениях и их каузальная интерпретация, в основе которых лежат семейные постулаты.

По мнению Э. Г. Эйдемиллера и В. Юстицкиса, семейные постулаты — это суждения членов семьи о своей семье, о том, какой должна быть семья, истинность которых представляется им очевидной и которыми они руководствуются. Семейные постулаты могут быть привнесены из родительской семьи или ближайшего окружения и критично, рефлексивно не переосмыслены либо сформированы вопреки представлениям о семье родителей. Такие постулаты настолько стереотипны и ригидны, что сомнение в их верности вызывает раздражение либо удивление.

Авторы выделяют прежде всего такие видов постулатов, как убеждения и неосознаваемые суждения. Постулаты могут быть ситуационными (стимульная модель ситуации), психологическими (модель «накопления положительных качеств») и нравственными (модель «злых сил»). Все они отражают «наивную концепцию личности» и низкий уровень ее самореализации, а также большей частью незрелые механизмы самореализации. Убеждения — иллюзорные устойчивые примитивные логические умозаключения. Неосознаваемые суждения часто зиждутся на неотрефлексированных представлениях о семье, автоматизмах семейного поведения, недостающем эмоциональном опыте. «Самоочевидные» суждения связывают с исследованиями А. Ферреры [Ferreira A. J., 1966] «семейных мифов», их влияния на решение семейных проблем и в целом взаимоотношения в семье. Некоторые исследователи приводят списки «самоочевидных суждений» [Glick 1. D., Kessler D. R., 1980].

«Представления членов семьи о своей семье буквально насыщены (пронизаны) самоочевидными истинами — семейными постулатами…. Постулаты играют немаловажную роль в формировании и функционировании образа семьи. Они взаимосвязаны….Семейные постулаты выполняют интегрирующую функцию. Они соединяют общие, внесемейные представления индивида (о жизни, о людях вообще, о других семьях, о семьях вообще) с его представлениями о своей семье» [Эйдемиллер Э. Г., Юстицкис В., 1999, с.109-110]. В то же время семейные постулаты направляют процесс активизации семейных представлений. Наряду с этим то, как индивид представляет семейную ситуацию, включающую помимо представления о близких также представление о самом себе, своих потребностях и возможностях, обусловливает характер брачно-семейных отношений.

Затруднения самореализации в брачно-семейных отношениях прежде всего вызваны нарушением таких представлений и, соответственно, критериев самореализации.

Нарушения в семейных представлениях, по мнению семейных психотерапевтов, сводятся к неполноте представлений (отсутствуют существенные аспекты ситуации и особенности личности людей, участвующих в ней), ошибочности информации и некритической уверенности «в неизменяемости той или иной особенности ситуации или личностной черты индивидов, участвующих в ней… первый и второй виды нарушений приводят к тому, что индивид неправильно воспринимает ситуацию, ведет себя и реагирует неэффективно. Третий вид нарушений ограничивает возможности поиска выхода из ситуации, неудовлетворяющей индивида….Индивид… неправильно представляет себе, какие именно из его потребностей удовлетворяет семья, каковы истинные мотивы тех или иных его поступков в семье, каковы причины, по которым желательно разобраться в том, что происходит в семье… искажено или неправильно представление члена семьи о других: неправильно понимаются их желания, потребности, их отношения к различным сторонам действительности. В этом случае индивид строит свои отношения с данным членом семьи не учитывая каких-то важных мотивов и качеств» [Эйдемиллер Э. Г., Юстицкис В., 1999, с. 123-124].

Наряду с устоявшимся в психологической литературе представлением о семье как системе не существует однозначного понимания механизмов интеграции семьи, а ведь именно такие механизмы во многом обусловливают как адекватность развития брачно-семейных отношений, так и самореализацию в личной жизни супругов, что в целом сказывается на других сферах жизнедеятельности и на формировании предпосылок самореализации у детей. Некоторые исследователи ставят акцент на устойчивых способах поведения, отмечая, что семья представляет собой систему, управляемую правилами [Jackson D. D., 1965]. Такая последовательность правил может иметь характер «цепочки» (устойчивое поведение одного из членов семьи может повлечь за собой изменение поведения другого), однако чаще — «круга» (в силу взаимодействия).

Достаточно распространено мнение о семейном гомеостазисе как об источнике устойчивости. С этой точки зрения нередко говорят о том, что при наличии определенных отклонений члены семьи посредством ставших привычными действий возвращают семью, как систему, в устойчивое состояние. В качестве важного источника устойчивости часто выступают круговые последовательности — совокупность негативных явлений, последовательно и взаимно обусловливающих друг друга (J. Haley).

Таким образом, устойчивость семейных отношений может иметь двоякий план. «Негативный» гомеостазис существенным образом препятствует самореализации членов семьи. Прежде всего в этом случае нарушаются сами критерии самореализации (удовлетворенность, полезность). В то же время несомненно, что «устойчивость семейных отношений — важное условие свободы, самостоятельности, инициативы членов семьи. Члены семьи могут экспериментировать, пробовать что-то менять в своей жизни, ибо знают, что это не угрожает самому главному и устойчивому в их взаимоотношениях» [ЭйдемиллерЭ.Г., ЮстицкисВ., 1999, с 187].

В общем, проблематика брачно-семейных отношений и самореализации личности не может быть раскрыта без учета подходов к проблеме «семья — личность» в рамках семейной психотерапии с выделением психологического контекста. Не останавливаясь на различиях в понимании соотношения личности и семьи в разных школах семейной психотерапии, обратимся к сущности основных наиболее признанных современных представлений о соотношении личности и семьи. Распространено мнение, что именно на семейных отношениях, определяемых устойчивыми способами поведения, сложившимися в семье [Nichols М. Р., 1984], должно быть сфокусировано внимание семейных психотерапевтов. Сторонники другой точки зрения утверждают, что личность способна приподняться над обстоятельствами и проявить свою индивидуальность даже вопреки им [Minuchin S., 1974]. В семейной психотерапии широко обсуждаются причины семейных нарушений, возможные источники их локализации: либо это внутренний конфликт (психоаналитический подход), либо внешние поведенческие, эмоциональные проявления (бихевиористский).

Несомненно, что семья и личность являются самостоятельными объектами исследования, каждый из которых представляет собой систему, имеющую свой онтогенез, свою динамику развития. Личность — более динамичный объект, чем семья в целом, если иметь в виду устойчивые семейные отношения, поскольку нередко необходимо большое время для их формирования и трансформации.

В контексте самореализации личности в брачно-семейной и других сферах представляется необходимым рассмотреть особенности механизмов интеграции семьи, в значительной степени определяющие условия, которые способствуют либо препятствуют самореализации. Прежде всего к таким особенностям относятся ригидность, недифференцированность, сплоченность (характеристики принятия совместных решений и общности). Следует отметить, что ригидность брачно-семейных отношений, их чрезмерная нормированность и жесткая фиксированность семейных ролей, вызывая сопротивление изменениям, препятствуют самореализации личности. Более того, семья с жесткой, неизменчивой структурой признается семейными терапевтами патогенной. В такой семье существенно осложняется ход самореализации, возникают труднопреодолимые барьеры.

Представители различных направлений семейной психотерапии по-разному объясняют ригидность семьи: недостаточным набором решений семейных проблем (стратегическое направление); нарушениями коммуникации («резиновая преграда», «псевдовзаимность», «мистификация» и др.) (коммуникационное направление); косвенным мотивационным подкреплением устойчивых способов поведения (бихевиористское направление); несостоятельностью решения личностного конфликта в прошлом (психоаналитическое направление).

В соответствии с приводимыми нами определением самореализации, критериями, механизмами и моделью ригидность семьи проявляется в неадекватности, незрелости механизмов, в нарушении комплементарное™, гармоничности блоков модели в ходе их взаимодействия.

Поскольку развитие каждого из членов семьи и развитие семьи в целом являются в достаточной степени независимыми процессами, осуществляемыми в соответствии с присущими им закономерностями, их собственной природой, и взаимосвязанными с окружающим миром, возникают естественные противоречия между семьей и личностью. Методы, с помощью которых семья и сам человек разрешают имеющиеся противоречия, определяющим образом влияют на жизнедеятельность семьи и ее членов. То, насколько индивид чувствует себя естественно в рамках семьи — адаптируется к возникшим противоречиям (не в ущерб собственной самореализации), способен извлечь пользу для своего развития и развития других членов семьи или предпочесть иной подход (не ущемляя возможности для самореализации остальных), — способствует адекватному и своевременному разрешению семейных проблем либо в итоге препятствует самореализации.

В основе эффективности жизнедеятельности семьи в свете представлений о самореализации личности ее членов не менее важное место, чем ригидность, занимает структурная недифференцированность в семье, которая существенным образом препятствует самореализации, деформируя сам ее процесс. Можно сказать, что структурно-функциональная модель самореализации личности позволяет в определенной мере проникнуть в природу данного феномена, выделить и объяснить некоторые его сущностные характеристики, воздействующие на ход самореализации. Все это позволяет психологически глубже осмыслить наблюдения семейных психотерапевтов. «»Недифференцируемая семейная масса» (когда речь идет о семье) и «эмоциональное слияние» (…о члене семьи) вобрали в себя то, что способствует растворению личности в семье: неспособность осознать себя, свои интересы и потребности, видеть их в отношении с интересами и потребностями других членов семьи; недостаток — неспособность отделить сферу эмоций от рационального, сиюминутные побуждения от долгосрочных целей….Недифференцированные люди плохо отличают свои эмоции от мыслей» [Эйдемиллер Э. Г., Юстицкис В., 1999, с. 209]. Понятия «недифференцированная семейная масса» и «эмоциональное слияние» введены при исследовании негативных последствий деструктивных разрешений семейных противоречий [Bowen М., 1978].

Таким образом, при структурной недифференцированности в семье нарушаются критерии самореализации (удовлетворенность и полезность (продуктивность)) по отношению как к самому человеку, так и к членам семьи, блоки НАДО, ХОЧУ, МОГУ приобретают размытый характер, что затрудняет их осознание и представление о подобных блоках у других членов семьи. На фоне аналогичной недифференцированности потребностно-смысловой сферы, смысложизненных и ценностных ориентации в результате возникают труднопреодолимые барьеры на пути самореализации. Вследствие этого индивид, не осознавая того, ориентирован на неконструктивный тип взаимодействия, препятствует как собственной самореализации, так и самореализации других членов семьи.

Интеграция семьи зиждется на действии определенных социально-психологических механизмов, обеспечивающих ее жизнедеятельность. К таким механизмам относится механизм «общности судьбы», который включает в себя совокупность психологических и социально-психологических процессов. В их числе формирование представлений и навыков семейного удовлетворения различных потребностей, при этом именно семейная жизнь воспринимается как естественная и комфортная форма такого удовлетворения, забота о семье отождествляется с заботой о себе. Такая семейная идентификация, по мнению семейных психотерапевтов, предполагает взаимное доверие, семейную адаптацию. Следование семейным традициям, семейный отдых и бюджет способствуют укреплению общности судьбы, если содержат в себе указанные составляющие.

Исследователи отмечают, что семья с ослабленным механизмом интеграции (отрицание общности судьбы) имеет пониженный иммунитет по отношению к влиянию негативных факторов (внесемейных и внутрисемейных), воздействующих на жизнедеятельность семьи. Несомненно, что такой тип семьи не способствует самореализации членов семьи. Может иметь место и неадекватная форма интеграции, не способствующая, скорее, препятствующая самореализации. Данную форму иллюзорной интеграции представляют «семейные мифы» [Ferreira A. J., 1966] — публичный (декларируемый) образ семьи, поддерживаемый защитными механизмами, камуфлирующий конфликты и неудовлетворенные потребности членов семьи. Такая форма общности, направленная на казаться, а не быть (по Э. Фромму), деформирующим образом воздействует на процесс самореализации, искажая его сущность. За видимым благополучием кроется нарушенная аутентичность личности членов семьи, искаженным образом воспринимаемая мотивационно-потребностная сфера. Согласованный «миф» в семьях с нарушенными отношениями, в «невротических» семьях позволяет ее членам сохранить идеализированное представление о себе, «образ семьи» [Мишина Т. М., 1983].

Итак, взаимосвязь брачно-семейных отношений и самореализации личности имеет далеко неоднозначный характер и во многом определяется теми взаимоотношениями, которые складываются в семье, обусловлены личностными, интегрально-личностными особенностями членов семьи, прежде всего супругов, особенностями их внутреннего мира, представлениями о себе, о членах семьи и об образе семьи в целом. Ввиду того, что процесс становления брачно-семейных отношений преимущественным образом влияет на динамику их развития, обратимся к его последующему рассмотрению в контексте проблем самореализации личности.

Январь 24, 2019 Общая психология, психология личности, история психологии
Еще по теме
5. ПРОБЛЕМА САМОРЕАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ В БРАЧНО- СЕМЕЙНОЙ СФЕРЕ
5.4.ДЕТЕРМИНАНТЫ ЗАТРУДНЕНИЙ И ТРУДНОСТЕЙ САМОРЕАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ В БРАЧНО-СЕМЕЙНОЙ СФЕРЕ
5.1.САМОРЕАЛИЗАЦИЯ В БРАЧНО-СЕМЕЙНОЙ СФЕРЕ КАК В ОДНОЙ ИЗ ОСНОВНЫХ СФЕР ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
5.3.1. СТАНОВЛЕНИЕ БРАЧНО-СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ
Бирюкова Н.Н. ОТНОШЕНИЕ К БРАЧНОМУ ПАРТНЕРУ У ЛИЦ С РАЗНЫМ СЕМЕЙНЫМ СТАТУСОМ
ПОВЫШЕНИЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ВУЗА В ОБЛАСТИ БРАЧНО-СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ
ПОТРЕБНОСТИ ЖЕНЩИН И МУЖЧИН В БРАЧНО-СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЯХИ ОТНОШЕНИЕ К СУПРУЖЕСКОЙ НЕВЕРНОСТИ
A.M. Шишкова ВЗАИМОСВЯЗЬ ОСОБЕННОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ И СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ У МАТЕРЕЙ НАРКОЗАВИСИМЫХ
ВЛИЯНИЕ БРАЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ НА ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ МУЖЧИН И ЖЕНЩИН
Глава 1. ПСИХОКОРРЕКЦИЯ СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ
ГЛАВА 6. ПСИХОЛОГИЯ СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ
Добавить комментарий