БУЛКА Н.И. ВЕРБАЛЬНАЯ КРЕАТИВНОСТЬ:АДАПТАЦИЯ ТЕСТА П.ТОРРЕНССА

Наряду с понятием творчество и творческое мышление в психологии все чаще используется понятие «креативность», под которым по-нимается способность к творчеству. Концепция креативности получила свое распространение благодаря работам Дж.Гилфорда и П.Торренсса. Торренсс определял креативность как процесс появления чувствительности к проблемам дефицита знаний, их дисгармонии, несоответствия и т.д.; фиксации этих проблем; поиска их решения, выдвижения гипотез; и, наконец, формулировка и сообщение результата.

Гилфорд и Торренсс разработали целые системы тестов для исследования креативности. Например, в состав батареи Торренсса входит 12 тестов, которые диагностируют вербальную, невербальную и словесно-звуковою креативность. Наиболее широкое распространение получили словесные (вербальные) и фигурные (невербальные) тесты. Надежность тестов, по данным автора, составляет от 0,7 до 0,9, причем вербальные тесты более надежны, чем невербальные. Предлагаем вашему вниманию адаптированный тест Торренсса «Необычное использование», который входит в группу вербальных тестов на креативность.

Одним из главнейших признаков творческого мышления является умение изменять функции, переструктурировать материал, выявлять скрытые возможности предметов и явлений. Изобретение часто связано с изменением их функций, когда они используются не по обычному назначению, а в новом, ранее не присущем им качестве. Во многих случаях для того, чтобы найти новое решение, нужно перестраивать основные функциональные связи между понятиями в старой системе знаний.

Тест «Необычное использование» позволяет определить такие качества. Он является модификацией теста Гилфорда на использование предмета. Однако в тесте Гилфорда предлагается перечислить как можно больше способов использования предмета, а в модификации Торренсса требуется перечислить необычные (а не любые) способы применения обычного предмета. В этом задании человеку нужно пре-одолеть ригидность, отойдя от тривиальных ответов использования предмета в обычной функции. Тест адаптировался в 1999–2000 гг. на выборке учеников школ г.Львова. В нашем исследовании приняли участие дети от 8 до 11 лет (ученики 2-5 классов). Всего было опроше-но 204 школьника, среди них – 106 мальчиков и 98 девочек.

В качестве стимульного материала была выбрана спичка, поскольку она дает возможность нахождения многовариантного функцио-нального необычного использования.

Тест позволяет определить четыре показателя креативности: продуктивность, гибкость, оригиналь-ность и детализацию. Показатель продуктивности определяется подсчетом количества предложенных идей (по одному баллу за идею). Результаты по этому показателю в нашем исследовании колебались от 0 до 20 баллов. Показатель гибкости определяется количеством разных категорий ответов, количеством аспектов использования предмета. Категории объединяют идеи, которые имеют что-то общее в способе использования, способе действия с предметом. На основе анализа результатов нами были созданы таблицы идей и их категорий для упрощения обработки данных.

К оригинальным (по показателю гибкости) мы относили ответы, которые отличаются от очевидных, банальных. Определялась их ча-стота, по которой ответам с необычным использованием, которые встречаются реже, чем в 2% случаев, присуждается два балла. 1 балл засчитывается за ответы с частотой 2–4,9% и 0 баллов – за ответы с частотой 5% и больше. Кроме того, добавочные премиальные баллы ставятся за чрезвычайную оригинальность ответа, который содержит интересное, необычное функциональное использование спичек. Для этого использовался метод экспертной оценки. Таким ответам добавочно присуждались 1 или 2 балла. Что касается детализации, то в своих тестах Торренсс не применял этот показатель к вербальным заданиям. Мы же попробовали применить его в своем исследовании. При оценке детализации баллы выставлялись за каждую значимую деталь, которая присутствовала в ответе, когда способ использования спички не просто назывался, а и описывался каждый шаг, как это сделать.

Поскольку тест Торренсса «Необычное использование» применяется для исследования вербальной креативности, то для полноты дан-ных, мы рекомендуем использовать его вместе с тестом для изучения невербальной креативности «Закончи рисунок» (другое название – «Неоконченные фигуры» – «Complete figures»), который является вторым субтестом фигурной батареи тестов креативности Торренс-са.

Январь 24, 2019 Общая психология, психология личности, история психологии
Еще по теме
Коломиец Екатерина Федоровна ОСОБЕННОСТИ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ВЕРБАЛЬНОЙ И ОБРАЗНОЙ КРЕАТИВНОСТИ ЛИЦ С РАЗЛИЧНЫМИ ТИПАМИ ТЕМПЕРАМЕНТА.
1.3. Тестовая батарея ROADS предназначена для определения ПОКАЗАТЕЛЕЙ ФЛЮИДНОГО (НЕВЕРБАЛЬНОГО), КРИСТАЛЛИЗОВАННОГО (ВЕРБАЛЬНОГО), ПРАКТИЧЕСКОГО ИНТЕЛЛЕКТА И КРЕАТИВНОСТИ. ОНА ВКЛЮЧАЕТ 6 СУБТЕСТОВ, 5 ИЗ КОТОРЫХ ВЫПОЛНЯЮТСЯ В УСЛОВИЯХ ОГРАНИЧЕННОГО ВРЕМЕНИ (ВСЕГО 80 МИНУТ):
ТУССИНА А.М. АДАПТАЦИЯ ТЕСТА ЛОКУСА КОНТРОЛЯ ДЛЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
Крылова М.А. КРЕАТИВНОСТЬ И АДАПТАЦИЯ У СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Хрящева Н.Ю. КРЕАТИВНОСТЬ КАК ФАКТОР АДАПТАЦИИ В ИЗМЕНЧИВОМ МИРЕ
Крылова Мария Андревна ТИПЫ КРЕАТИВНОСТИ И СОЦИАЛЬНО ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ СТАРШЕКЛАССНИКА
Банюхова А.Е. КРЕАТИВНОСТЬ И ТОЛЕРАНТНОСТЬ: ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ИЗОЛЯЦИЯ ИЛИ СПОСОБЫ АДАПТАЦИИ?
Иосько Т.Н. ВЛИЯНИЕ КРЕАТИВНОЙ СЕМЕЙНОЙ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙСРЕДЫ НА КРЕАТИВНОСТЬ ДЕТЕЙ
ОБРАЗНЫЙ И ВЕРБАЛЬНЫЙ КОД
Вербальные показатели ММКМ
Вербальный контакт
Вербальная и невербальная коммуникация
ВЕРБАЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Вербальная коммуникация
МЕТОД ВЕРБАЛЬНОЙ ДЕСЕНСИБИЛИЗАЦИИ
Добавить комментарий