Часть 28

Новые подходы к теории восприятия возникли в последние десятилетия в связи с применением основных понятий теории информации и ее математических методов, обычно относимых, впрочем: только к развитому, зрелому восприятию взрослого человека как оператора в системе «человек — машина».

В этой теории определение сигнала и его отдельного состояния (символа) сочетается с определением алфавита как совокупности таких состояний. Б.Ф. Ломов пишет, что, «пожалуй, наиболее трудный вопрос для психологических исследований — это вопрос о том, как определить алфавит в каждом конкретном случае.

Предположим, что человек воспринимает некоторый незнакомый предмет. Чтобы вычислить, сколько информации он получил, надо знать, какова длина алфавита, то есть надо знать общее число всех существующих предметов и вероятность встречи человека с каждым из них» [Ло мов Б. Ф., 1966, с. 174]..’ В связи с этим исследователям приходится прибегать к различным ограничениям, в том числе и к сведению всех свойств восприятия к категориальности.

Б.Ф. Ломов замечает по поводу такого ограничения: «Во-первых, хотя восприятие, во всяком случае развитое, и включает момент отнесения объекта к категории, оно не исчерпывается этим моментом. Более того, категориальность является не основной, а производной чертой, возникающей лишь на сравнительно высоких ступенях развития. Во-вторых, сенсорное обобщение, характерное длявосприятия, далеко не всегда осуществляется на основе тех же признаков, что и логическое» [Ломов Б. Ф., 1966, с. 75]. Б. Ф. Ломов рассматривает и некоторые другие моменты и заключает, что такой способ количественного анализа может быть применен не для определения восприятия, а лишь для информационных характеристик категориального узнавания. Следует обратить внимание на важность положения об отличии сенсорного обобщения от логического. В отношении восприятия цвета (сенсорных синтезов) и словесных обозначений (классификации названий цвета) это экспериментально показано Ф.Н. Шемякиным и З.М. Истоминой. Различие процессов восприятия как формирования эталона и опознания как сличения этого эталона в различныхобъектах, и их состояниях несомненно.

Хотя опознание, конечно, возможно только на основе сформированного восприятия, а восприятие развивается благодаря практике опознания.

Подход к восприятию с позиций анализа механизмов опознания открывает поэтому некоторые новые стороны в процессе наблюдения, в котором сливаются собственно перцептивные и апперцептивные процессы. В этом отношении интересны исследования В.Д. Глезера и его сотрудников. Благодаря специально разработанной методике В.Д. Глезер обнаружил, что время опознания сложного рисунка определяется «не элементами изображения, а сложными признаками, разделяющими один образ от другого в данном алфавите» [Ломов Б. Ф., 1966, с. 175]. Процесс опознания образов происходит путем разворачивания сложных признаков. Лишь после достаточной информации о первом образе зрительная система переходит к опознанию другого образа. Подобное оперирование образами и различными их алфавитами дало основание В.Д. Глезеру говорить о «словаре зрительных образов». Продолжая такую аналогию, можно было бы говорить не только о словаре зрительных образов, но и о своеобразном синтаксисе наблюдения, обусловленном внутренней речью и многоактностью визуально-вербальных компонентов наблюдения. Однако и словарь зрительных образов, и синтаксис наблюдения не являются чисто натуральным и процессами, если употреблять терминологию Л.С. Выготского. Они не являются и чисто культурными, поскольку подчиняются общим законам построения изображений на сетчатке и в зрительных центрах головного мозга. Мы имеем в этих случаях проявление сплава натуральных и культурных процессов, благодаря которым наблюдение как специально обусловленная деятельность человека преобразует и упорядочивает функции не только посредством речи и мышления, но и системой перцептивных действий. Исторически наблюдение возникло в процессе труда как систематизированное, наглядное суждение, о видимых связях между орудием труда и изменениях, проводимых с его помощью в предмете труда.

Январь 24, 2019 Общая психология, психология личности, история психологии
Еще по теме
Часть 1. Психология человека - составная часть научного человекознания
ЧАСТЬ 1
ЧАСТЬ 2
Часть третья
Часть пятая
Часть 4. ПРИНЦИП
Часть 2. Практические занятия
Часть II. Практика психоанализа
Часть Психические процессы
Часть I. С небес на землю
Часть II. Заменители счастья
Часть первая ИГРЫ Я
Часть вторая Я В ПУТИ
Часть ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ
Часть 3 Психология человека
Часть 1. ВЕК ТОЛП
Часть 5. МНЕНИЕ И ТОЛПА
Часть 9. СВЕТСКИЕ РЕЛИГИИ
Часть I Загадка сна
Добавить комментарий