ЧЕРНЕЦКАЯ О.В. КОЛИЧЕСТВЕННЫЙ АНАЛИЗ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ОБ ИЗНАСИЛОВАНИИ

Социальные представления (мифы) об изнасиловании – общественные конструкты, искажающие восприятие факта насилия, оправдывающие поведение совершившего насилие и обвиняющие потерпевшую от насилия. Их выявление и исследование на данный момент имеет значение как при построении программ для потерпевших, в судебной практике, так и в психологическом консультировании. Значимость обусловлена тем, что представления об изнасиловании опираются на комплекс мировоззренческих установок, относящихся к сексуальности, взаимоотношениям полов, гендеру. В нашей работе основной акцент сделан на конструировании и валидизации методики, позволяющей выяв-лять мифы об изнасиловании и стереотипные представления, лежащие в их основе. Был проведен анализ приведенных ниже англоязычных методик и методических приемов с последующим использованием их элементов в сконструированной нами методике. Здесь дана классификация по методическому основанию:

1. Исследования аттитюдов к изнасилованию с использованием «виньеток» (кратких описаний ситуаций). После предъявлений виньеток делаются замеры аттитюдов опросниками, которые проверяют связь между знакомством со стимульным материалом и ответственностью, приписываемой жертве. Виньетки варьируются в соответствии с изменениями параметров, заложенных в описании. Данный методический прием дает возможность изучения динамики аттитюдов к изнасилованию и атрибуции виновности (Pollard, 1992).

2. Исследования с использованием порнографических материалов. Основным приемом является показ сексуально возбуждающих и агрессивных фрагментов фильмов. Известно, что порнография с элементами насилия способствует актуализации мифов об изнасиловании, а также усиливает агрессивные сексуальные реакции мужчин (Donnerstein, Linz, 1986, Malamuth, Check, 1981).

3. Исследования с использованием образовательных программ, в процессе которых испытуемые знакомятся с материалами, демонстрирующими страдания жертвы. Это способ актуализации и последующего разрушения существующих у испытуемых аттитюдов к изнасилованию и мифов о сексуальности (Lonswey, Fitzgerald 1994).

4. Шкалы для количественного измерения аттитюдов к изнасилованию используются для исследования различных социально-психологических детерминант изнасилования, которые поддаются осознанию, вербализации и ранжированию по силе. a) Шкала аттитю-дов к изнасилованию, состоящая из 32 вопросов (Field, 1978). Исследование с использованием этой шкалы показало, что когнитивная (информационная) карта аттитюда к изнасилованию представлена восьмью независимыми факторами; b) Шкала принятия мифов об изнасиловании (Burt, 1980). М. Берт предположила, что принятие мифов об изнасиловании обусловлено демографическими факторами, личностными особенностями, жизненным опытом и наиболее сильно – когнитивными характеристиками (принятие полоролевых стереотипов, сексуальный консерватизм, принятие межличностного насилия, вера в межполовое соперничество). Эти детерминанты вошли в оригинальную методику в виде блоков; c) Шкала способности к эмпатии при знакомстве с ситуацией изнасилования (Deitz et al., 1982) – направлена на измерение способности к пониманию поведения жертв изнасилования или преступников, способности идентифицировать себя с одним из героев ситуации.

Учитывая все сказанное, мы постарались создать наиболее целостную методику, исследующую принятие мифов об изнасиловании в России (Чернецкая, 2000). Комплексная методика состояла из: 1) анкеты, выявляющей информацию об изнасиловании, полученную, в основном через СМИ; 2) вопросов о знакомстве с людьми, ставшими жертвами изнасилования; 3) вопросов об опыте физического насилия, полученного внутри семьи: в детстве или в супружеских отношениях; 4) личного опыта пережитого насилия с различением позиций респондентов; 5) шкальной части методики, включившей в себя измерения когнитивной сферы.

Сконструированная нами методика адаптирована к российской культуре и, на наш взгляд, является эффективным инструментом исследования структуры представлений об изнасиловании, а также сексуальности, гендерных стереотипов, межличностного насилия.

Январь 24, 2019 Общая психология, психология личности, история психологии
Еще по теме
СИМВОЛИЧЕСКИЕ И КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ МОДЕЛИ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ
КОЛИЧЕСТВЕННЫЙ И КАЧЕСТВЕННЫЙ АНАЛИЗ ПСИХИЧЕСКИХ ФАКТОВ
Гавлина И.И., Тарасов С.Г. ПРИМЕНЕНИЕ КОЛИЧЕСТВЕННЫХ ОЦЕНОК ПРИ АНАЛИЗЕ РЕКЛАМЫ МЕТОДОМ ФОКУС-ГРУПП
ИЗНАСИЛОВАНИЯ.
КОЛОДИЙ А. ИЗНАСИЛОВАНИЕ КАК СТРЕМЛЕНИЕ К ДОМИНИРОВАНИЮ В СРЕДНЕВЕКОВЬЕ
Анализ методологии исследований социальных представлений
Юркова Е.В. ДРУЖБА: ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СОЦИАЛЬНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ
К ПРОБЛЕМЕ ОНТОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ТЕРПИМОСТИ В ФИЛОСОФИИ
Недошивина М.А. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ПОВСЕДНЕВНОМ ГЕРОИЗМЕ И АЛЬТРУИЗМЕ
Красилова Е.С., Прокофьева Ю.А. Гендерный анализ представлений молодежи о старости
КРАСИЛОВА Е.С., ПРОКОФЬЕВА Ю.А. ГЕНДЕРНЫЙ АНАЛИЗ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ МОЛОДЕЖИ О СТАРОСТИ
Доценко Е.В., Михеев Ю.А. О методах психосемантического анализа представлений о другом человеке
Ушаков В. О. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О МЕХАНИЗМАХ РЕГУЛЯЦИИ В КОНТЕКСТЕ ПСИХОЛОГИИ
Рыжова Нина Евгеньевна АНАЛИЗ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ УПРАВЛЕНЦЕВ ОБ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ, ГРУППОВОЙ И КОМАНДНОЙ РАБОТЕ
Шевырёва Анна Сергеевна ПСИХОСЕМАНТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ОБРАЗОВ МОЛОДОГО И СРЕДНЕГО ПОКОЛЕНИЙ В ПРЕДСТАВЛЕНИЯХ ЛИЦ ЮНОШЕСКОГО И ЗРЕЛОГО ВОЗРАСТОВ
Количественные и качественные исследования
Добавить комментарий