Тэ Чжин Ми, Обухова Л.Б. ЭКСПЕРТНАЯ ДИАГНОСТИКА МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ТЕМОЙ РАБОТЫ ЯВЛЯЕТСЯ ИЗУЧЕНИЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ РАЗВИТИЯ ПЕСЕННОГО ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. ОДНОЙ ИЗ ЗАДАЧ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ БЫЛО СОЗДАНИЕ И АПРОБИРОВАНИЕ АВТОРСКОЙ МЕТОДИКИ, ВЫЯВЛЯЮЩЕЙ НАЛИЧИЕ И СТЕПЕНЬ ВЫРАЖЕННОСТИ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ 5–6 ЛЕТ. МЕТОДИКА ОПРЕДЕЛЕНИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ВКЛЮЧАЛА ДЕСЯТЬ РАЗНЫХ ЗАДАНИЙ, КОТОРЫЕ ПРЕДЪЯВЛЯЛИСЬ ДЕТЯМ В ИГРОВОЙ ФОРМЕ. ТРИ ЗАДАНИЯ БЫЛИ НАПРАВЛЕНЫ НА ДИАГНОСТИКУ ИНТОНАЦИОННОГО И ЗВУКОВЫСОТНОГО СЛУХА, ДВА ЗАДАНИЯ – НА ДИАГНОСТИКУ ЧУВСТВА РИТМА; И ПО ОДНОМУ ЗАДАНИЮ – НА РАЗЛИЧЕНИЕ ДЕТЬМИ РЕГИСТРА И ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЛАДОВЫХ РАЗЛИЧИЙ В МУЗЫКЕ (ОЩУЩЕНИЕ МАЖОРА – МИНОРА). В МЕТОДИКУ ТАКЖЕ БЫЛО ВКЛЮЧЕНО ЗАДАНИЕ НА ОПРЕДЕЛЕНИЕ СПОСОБНОСТИ ДЕТЕЙ К ПЕСЕННОМУ ТВОРЧЕСТВУ, В ХОДЕ КОТОРОГО ДЕТИ ДОЛЖНЫ БЫЛИ ИЗ УЖЕ ИЗВЕСТНОГО ИМ СТИХОТВОРЕНИЯ СДЕЛАТЬ ПЕСЕНКУ.

ЕЩЕ ОДНО ЗАДАНИЕ БЫЛО НАПРАВЛЕНО НА ВЫЯВЛЕНИЕ У РЕБЕНКА ОДНОВРЕМЕННО ВСЕХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ДАННЫХ И СТЕПЕНИ ИХ ВЫРАЖЕННОСТИ. ДЕТСКОЕ ПЕНИЕ ЛЮБИМОЙ ПЕСНИ ПОЗВОЛЯЕТ СРАЗУ ОПРЕДЕЛИТЬ НАЛИЧИЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ, А ИМЕННО: ЧИСТОГО ИНТОНИРОВАНИЯ; РИТМИЧЕСКОГО ИСПОЛНЕНИЯ; ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ; ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПОДХОДА. ДАННОЕ ЗАДАНИЕ ЯВЛЯЕТСЯ ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫМ, И ЕГО РЕЗУЛЬТАТ СРАВНИВАЛСЯ С АНАЛИЗОМ ДАННЫХ ПРЕДШЕСТВУЮЩИХ ЗАДАНИЙ.

КАЧЕСТВО И ПРАВИЛЬНОСТЬ ВЫПОЛНЕНИЯ ВСЕХ ЗАДАНИЙ ОЦЕНИВАЛИСЬ ЭКСПЕРТОМ – ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ МУЗЫКАНТОМ ТЭ ЧЖИН МИ ПО 4-БАЛЛЬНОЙ ШКАЛЕ. ПРИ ДИАГНОСТИКЕ ЧУВСТВА РИТМА И ИНТОНАЦИОННОГО, ЗВУКОВЫСОТНОГО СЛУХА ДЕТЯМ ПРЕДЛАГАЛИСЬ 4 ЗАДАНИЯ, РАЗНЫЕ ПО УРОВНЮ СЛОЖНОСТИ, ЕСЛИ РЕБЕНОК БЕЗОШИБОЧНО ВЫПОЛНЯЛ САМОЕ СЛОЖНОЕ ЗАДАНИЕ, ТО ЕМУ СТАВИЛОСЬ 4 БАЛЛА. В ТОМ СЛУЧАЕ, ЕСЛИ РЕБЕНОК НЕ СПРАВЛЯЛСЯ С ЭТИМ ЗАДАНИЕМ, ТО ЕМУ ПРЕДЛАГАЛОСЬ ЗАДАНИЕ НА 3 БАЛЛА, ПОТОМ НА 2 БАЛЛА И Т.Д. ДРУГИЕ ЗАДАНИЯ МЕТОДИКИ (ДЕТСКОЕ ПЕНИЕ, РАЗЛИЧЕНИЕ РЕГИСТРА, ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЛАДА МУЗЫКИ И СПОСОБНОСТИ К ПЕСЕННОМУ ТВОРЧЕСТВУ) ОЦЕНИВАЛОСЬ ЭКСПЕРТОМ ИНАЧЕ, ПО КАЧЕСТВУ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ.

УКАЗАННЫЙ БЛОК МЕТОДИК БЫЛ АПРОБИРОВАН В ШКОЛЕ-САДЕ № 457 ВЫБОРГСКОГО РАЙОНА. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПРОВОДИЛАСЬ В ДВУХ ГРУППАХ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА: СТАРШЕЙ И ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ. С КАЖДЫМ РЕБЕНКОМ ДАННАЯ МЕТОДИКА ПРОВОДИЛАСЬ ИНДИВИДУАЛЬНО, ЧТО ЗАНИМАЛО ПРИМЕРНО 10–15 МИНУТ.

ВСЕГО В ЭКСПЕРИМЕНТЕ ПРИНЯЛО УЧАСТИЕ 36 ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

ПО КОЛИЧЕСТВУ ПОЛУЧЕННЫХ БАЛЛОВ ВСЕ ДЕТИ БЫЛИ РАЗДЕЛЕНЫ НА 3 УРОВНЯ: ВЫСОКИЙ УРОВЕНЬ СТАВИЛСЯ РЕБЕНКУ, ЕСЛИ ОН БОЛЕЕ 70 % ЗАДАНИЙ ВЫПОЛНИЛ НА 4 БАЛЛА И ОСТАЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ НА 3 БАЛЛА; СРЕДНИЙ УРОВЕНЬ ПОЛУЧАЛИ ТЕ ДЕТИ, КОТОРЫЕ БОЛЕЕ 50 % ЗАДАНИЙ ВЫПОЛНИЛИ НА 3 БАЛЛА И У КОТОРЫХ НЕТ ЗАДАНИЙ, ВЫПОЛНЕННЫХ НА 2 БАЛЛА; НИЗКИЙ УРОВЕНЬ ПОЛУЧИЛИ ДЕТИ, У КОТОРЫХ БОЛЕЕ 50 % ЗАДАНИЙ ВЫПОЛНЕНО НА 2 БАЛЛА.

ТАКИМ ОБРАЗОМ, 16,7 % ДЕТЕЙ ИМЕЮТ ЯРКО ВЫРАЖЕННЫЕ МУЗЫКАЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ, ОНИ НАХОДЯТСЯ НА ВЫСОКОМ УРОВНЕ. ЗНАЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ ДЕТЕЙ (56,5 %) ИМЕЕТ СРЕДНИЙ УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ. И 27,8 % ДЕТЕЙ НАХОДЯТСЯ НА НИЗКОМ УРОВНЕ, Т.Е. МУЗЫКАЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ У НИХ ВЫРАЖЕНЫ ОЧЕНЬ СЛАБО.

АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ, ПОЛУЧЕННЫХ ПО КАЖДОМУ ЗАДАНИЮ ОТДЕЛЬНО, ПОЗВОЛИЛ СДЕЛАТЬ ВЫВОД О ТОМ, ЧТО У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЛУЧШЕ РАЗВИТО ЧУВСТВО РИТМА, ЧЕМ ИНТОНАЦИОННЫЙ ЗВУКОВЫСОТНЫЙ СЛУХ. ТАК, 33,3 % ДЕТЕЙ ОТЛИЧНО ВЫПОЛНИЛИ ЗАДАНИЯ НА ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЧУВСТВА РИТМА И 38,4 % ДЕТЕЙ ПЛОХО СПРАВИЛИСЬ С ЭТИМИ ЗАДАНИЯМИ. В ТО ВРЕМЯ КАК ТОЛЬКО У 11,1 % ДЕТЕЙ ЗВУКОВЫСОТНЫЙ, ИНТОНАЦИОННЫЙ СЛУХ РАЗВИТ ОТЛИЧНО И У 41,6 % ДЕТЕЙ РАЗВИТ ПЛОХО. МОЖНО УТВЕРЖДАТЬ ТАКЖЕ, ЧТО ДЕТИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ХОРОШО РАЗЛИЧАЮТ РЕГИСТР И ЛАД МУЗЫКИ (МАЖОР – МИНОР), ТАК КАК В ОБОИХ СЛУЧАЯХ БОЛЕЕ 50 % ДЕТЕЙ ОТЛИЧНО СПРАВИЛИСЬ С ЗАДАНИЕМ (61,1 % И 83,3 % СООТВЕТСТВЕННО). ЧТО КАСАЕТСЯ НАЛИЧИЯ У ДЕТЕЙ 5–6 ЛЕТ СПОСОБНОСТИ К ПЕСЕННОМУ ТВОРЧЕСТВУ, ТО ДАННАЯ МЕТОДИКА ПОКАЗАЛА, ЧТО 2,8 % ДЕТЕЙ ОТЛИЧНО ВЫПОЛНИЛИ ЭТО ЗАДАНИЕ И 61,1 % ДЕТЕЙ ВООБЩЕ НЕ СМОГЛИ С НИМ СПРАВИТЬСЯ.

ТАКИМ ОБРАЗОМ, МЫ СЧИТАЕМ, ЧТО СОСТАВЛЕННАЯ НАМИ МЕТОДИКА ЯВЛЯЕТСЯ КОМПЛЕКСНОЙ И ПОЗВОЛЯЕТ ОПРЕДЕЛИТЬ НАЛИЧИЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРИ МАЛЫХ ВРЕМЕННЫХ ЗАТРАТАХ И В ИГРОВОЙ, ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОЙ, ДОСТУПНОЙ ДЛЯ РЕБЕНКА ФОРМЕ. ДАННАЯ МЕТОДИКА ПРОСТА В ПРИМЕНЕНИИ, НЕ ТРЕБУЕТ НИКАКИХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ (КРОМЕ ПИАНИНО) И МОЖЕТ БЫТЬ ПРОВЕДЕНА МУЗЫКАЛЬНЫМ РАБОТНИКОМ В ЛЮБОМ ДЕТСКОМ САДУ, ЕСЛИ У НЕГО РАЗВИТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КАЧЕСТВА МУЗЫКАНТА, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ ЭКСПЕРТНОЙ ОЦЕНКИ ВЫРАЖЕННОСТИ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ.

Январь 24, 2019 Общая психология, психология личности, история психологии
Еще по теме
ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ПОМОЩЬЮ МУЗЫКАЛЬНЫХ СРЕДСТВ
Некрасова А.П. ЯЗЫКОВАЯ СПОСОБНОСТЬ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Семёнова Н.А. ОСОБЕННОСТИ ПАМЯТИ ЛЕВОРУКИХ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Ефимова Ю. В. КОРРЕКЦИЯ СТРАХОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ИГРОТЕРАПИИ
Семенова З.Ф. ОСОБЕННОСТИ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ДОУ
ФОРМИРОВАНИЕ СЛОВАРЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
ОСОБЕННОСТИ КОММУНИКАТИВНОЙ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
ХАРИТОНОВА И. В. ОПРЕДЕЛЕНИЕ УРОВНЯ СОЦИАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ПОМОЩЬЮ МОДИФИЦИРОВАННОЙ МЕТОДИКИ ГИЛФОРДА И САЛЛИВАНА
БОЛОТОВА Е.В. РАЗВИТИЕ СПОСОБНОСТЕЙ К ЭМОЦИОНАЛЬНО-МОТИВАЦИОННОЙ РЕГУЛЯЦИИ МЫСЛИТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Перлова Юлия Викторовна Смирнова Виктория Викторовна ПОЛОВОЗРАСТНАЯ ИДЕНТИФИКАЦИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Лашманова Ольга Александровна КОРРЕКЦИОННАЯ ПРОГРАММА ФОЛЬКЛОРНЫХ ЗАНЯТИЙ, НАПРАВЛЕННАЯ НА РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ УСТОЙЧИВОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Добавить комментарий