5.1. ЧТО ПРИНОСИТ УМЕНИЕ В ПОВСЕДНЕВНУЮ РАБОТУ ЧЕЛОВЕКА?

Большая часть времени жизни современного человека связана с тем, что можно назвать работой, профессиональной деятельностью. Социальная профессиональная деятельность – это неотъемлемая часть жизни каждого. Можно даже сказать, что современный человек просто не мыслит свою жизнь вне социальной деятельности: для него вопрос о том, как можно жить, «не работая» и «ничем не занимаясь», не просто абсурден – он ставит его в тупик. «А как может быть иначе?» – возникает у него вопрос. Сегодня сложилась такая ситуация, что многим тяжело даже разделить свои профессиональные и личные дела: можно сказать, что у многих жизнь проходит на работе или – на стыке рабочих и личных интересов. Поэтому не сказать, как именно отражается приход Досуговой Культуры «на работе», и в чем он проявляется – и что в этих условиях надо делать, на что ориентироваться – просто нельзя.
Если у человека – который с утра просыпается, едет на работу, там проводит большую часть дня и возвращается домой уставший – не возникает понимания того, что меняется практически в тех делах, которыми он занимает большую часть своего дня, то у него возникает вопрос: «А зачем мне вообще эти знания нужны, и какая практическая польза от них? Мне что, своих проблем мало? Сижу я, как проклятый, работаю весь день с документами – головы поднять некогда, а вы мне о «досуговой культуре»: издеваетесь?!».
И действительно, у заваленного насущными проблемами человека нередко просто нет времени долго размышлять о том, как может быть в его жизни иначе, а, тем более, о том, как по-другому может развиваться его жизнь: огромная скорость требующих решения дел не позволяет ему даже на минуту остановиться, поднять голову и увидеть мост через реку – а вынуждает бросаться вплавь, чтобы быстрее достигнуть противоположного берега. Представьте косаря, которому за день нужно скосить все поле: он хватает косу и весь «в мыле» бросается в работу, ругаясь на то, что кто-то рядом поставил мешающий ему агрегат под названием «комбайн», – ему некогда задуматься о его назначении – «ему надо косить».
Можно, к примеру, понять непонимание бухгалтера, который весь день занят финансовыми документами: какое дело ему до какого-то нового этапа и Умения? «Какая связь между работой с документами и «ментальными полями», кроме как – новая бухгалтерская компьютерная программа? Что, от этого Умения документов меньше станет, отчетность сдавать надо будет реже – что от этого «умения» изменится реально? Что – документы не исчезнут, отчетности останутся?… Тогда какой мне в этом прок?» – говорит бухгалтер.
Да, приходится признать: документы, как были документами, так ими же и останутся; мало того, Умение – не компьютерная программа, поэтому оно даже не облегчит их составление. «Тогда я не пойму разницы, – говорит бухгалтер, – в том, как мне горбатиться над документами – с новым «умением жить» или «со старым»?».
Человеку, до такой степени погруженному в дело, даже не приходит в голову сама мысль о том, что можно «не горбатиться»: «А как иначе-то?!» – возмущается он. Сама мысль о том, что можно получить результат иным способом, причем превосходящим обычный, достигаемый «привычным способом», даже не приходит ему в голову. Между тем, в задачах на сообразительность это называется «выйти за рамки» привычного мышления. Но даже сама мысль о том, что можно получить не худший результат, но с меньшей затратой сил, времени – кажется ему бредовой: весь его опыт работы приходит в состояние крайнего возмущения, ярости и протеста.
В этом примере произошло то, что можно назвать «разговором на разных языках» – на разные темы. В действительности, бухгалтер хотел понять, как новые знания усилят его профессиональный опыт – помогут получать результат привычным способом, без каких-то внешних изменений: условий, отношений. На что получил ответ, что знания его опыт не усилят, а в этих условиях, в которых он привык работать, они ничего не дадут. Само же отношение бухгалтера к тому, что он привык делать в этих условиях, выразилось в характеристике «горбатиться», которой он хотел сказать, сколько сил, энергии отнимает у него эта работа. По сути, все требование бухгалтера сводилось к тому, чтобы просто сделать менее мучительным процесс «горбатенья» над документами. То есть со стороны бухгалтера звучало желание облегчить его работу без кардинальных перемен самого процесса и условий работы.
Действительно, нередко человеку даже не приходит в голову мысль о том, что можно вообще не мучиться, а – изменить сами условия, которые его мучают и отнимают силы.
Проще говоря, человеку гребущему в лодке, дать не более мощные весла, тем более, что он себе уже стер руки в кровь, а – поставить на лодку мотор.
Причина такого непонимания в том, что человек настолько увлекается самим процессом гребли, что забывает, с какой целью он гребет, а, тем более – куда он хочет приплыть. Первый вопрос состоит в том, что именно человек считает основным результатом своей работы. Объяснюсь.
О чем беспокоится бухгалтер, и что «треплет» ему нервы? Он беспокоится о том, чтобы по документам «все сходилось»: он постоянно что-то перепроверяет, требует недостающие документы от сослуживцев, выискивает где-то затерявшиеся квитанции. Подумайте: что человеку нужно для того, чтобы он перестал нервничать? Ему нужны все необходимые бумаги, на поиски которых – «вышибание» из сослуживцев и восстановление утерянных – он не тратит силы и время. Чем он занимается, по сути, в первую очередь в условиях «бардака»: попытками организовать некий порядок движения и хранения документов, который, кстати, необходим всей организации. То есть, по сути, он все время борется за правильную и удобную ему организацию нормального рабочего процесса. Нередко это превращается в «качание» личных амбиций и рабочие конфликты, которые и портят ему нервную систему окончательно.
Побывав в этих «баталиях», человек окончательно «звереет» – у него в голове только одно: все ли документы в порядке?! Когда он находится в таком полуозверевшем состоянии, когда у него перед глазами стоят только вопросы «добытья» недостающих бумаг, из-за которых что-то не сходится, и процесс добывания которых ему предстоит еще и завтра, и послезавтра, вполне естественно, что ему нет дела не до чего другого, кроме как до документов: он считает, что именно работа с самими документами его изматывает. Поэтому на прямой вопрос: «облегчит ли новое знание работу с документами как таковыми?» – он получает прямой ответ – «нет»; он считает «выбивание» документов всего лишь естественной частью своей работы, второстепенной и малозначащей, и главным делом – именно их проверку.
Когда же мы говорим о том, что Умение изменит ему жизнь – оно просто естественно и без труда позволит ему в считанные недели организовать порядок с движением документов, который он не мог создать несколько лет, причем, ничего специально для этого не делая и ни с кем специально не разговаривая, – то в состоянии озверения он просто не понимает, какое это имеет к нему отношение, и как это ему что-то в жизни изменит. Когда приобретаются только основы Умения, и он, наконец, перестает «рычать» и начинает спокойно дышать, то ему кажется, что случилось чудо, которое он, пытаясь проанализировать с позиции известных ему знаний, никак не может объяснить: все наладилось и решилось «как-то само собой». Но чуда нет – просто произошло приведение старого умения человека в Умение нового уровня. Понять эту связь и начать все более адаптироваться к новой эпохе или продолжать считать это «каким-то» чудом, везением или думать, что «наконец-то начальник стал добрее» – личный выбор человека.
Теперь, думаю, в общих чертах понятно, как Умение формировать свой образ жизни, даже первое Умение Коммуникации, влияет на те дела, которые даже внешне никак не связаны с ним, а сам человек их просто считает не более чем просто рабочими обязанностями. В этом принципиальная разница между применением «лечебного подхода» и приобретением Умения: «лечебный» подход, к которому мы так привыкли, будет помогать человеку «не нервничать в процессы работы с документами», временно снимет напряжение, но – не изменит ситуацию, которая, в этом случае, уже через пару месяцев снова начнет «трепать нервы». Но так как, по уже понятным причинам, «лечебный» подход более понятен человеку – и, тем более, понятен его временный «обезболивающий» эффект – то человек склонен обращаться именно к нему: получает облегчение на пару месяцев, потом снова возникает напряженность – и он снова идет ее снимать…
<< | >>
Источник: Кронин С.И. МЫШЛЕНИЕ ПОБЕДИТЕЛЯ. 2004

Еще по теме 5.1. ЧТО ПРИНОСИТ УМЕНИЕ В ПОВСЕДНЕВНУЮ РАБОТУ ЧЕЛОВЕКА?:

  1. Опьянение в неподходящее время (например, на работе). Воздержание мешает течению повседневной жизни
  2. 1.5. ТО, ЧТО ХОЧЕТ КАЖДЫЙ ЧЕЛОВЕК
  3. ЧТО ЖЕ ТАКОЕ ЧЕЛОВЕК?
  4. 6.1. ЧТО ТАКОЕ «ВОЛЕВОЙ ЧЕЛОВЕК»
  5. 2.2.1. ЧТО ТАКОЕ ТЕЛЕСНЫЕ БЛОКИ ЧЕЛОВЕКА
  6. 2.6.1. Что такое «Пространственные Координаты» человека
  7. 5.2. ПОЧЕМУ «ТРЯСУТСЯ» ОРГАНИЗАЦИИ, ИЛИ ЧТО ПРОИСХОДИТ НА РАБОТЕ
  8. ЧАСТЬ IV СИЛА МЫСЛИ ПРИНОСИТ СЧАСТЬЕ
  9. Глава 1 ЧТО ПРОИСХОДИТ С БЛИЗКИМИ ЧЕЛОВЕКА, СОВЕРШИВШЕГО СУИЦИД
  10. 2.16. ПУСТЬ ПРЕДСТОЯЩИЙ ПУТЬ ПРИНОСИТ РАДОСТЬ /общие рекомендации/
  11. 5.4 Память в повседневном контексте
  12. ОСНОВНЫЕ КОМПОНЕНТЫ ПРИГОДНОСТИ ЧЕЛОВЕКА К РАБОТЕ:
  13. ЧТО ОСТАЛОСЬ БЕЗ ИЗМЕНЕНИЙ: ТО, ЧТО РАБОТАЕТ, ОСТАЕТСЯ В СИЛЕ
  14. Повседневность и новизна
  15. 8.7. СТРАТЕГИИ РАБОТЫ С ОШИБКАМИ ЧЕЛОВЕКА 8.7.1. ЗАМЕНА РАБОТНИКА
  16. ИГРА ТРЕТЬЯ: ЧТО ИЗОБРАЖЕНО НА КАРТИНКЕ? ЧТО СЛУЧИЛОСЬ?
  17. А ЧТО, ЕСЛИ Я НЕПРАВИЛЬНО НАЗОВУ АСПЕКТ ИЛИ ПРОБЛЕМУ? ЧТО ПОДСОЗНАНИЕ СДЕЛАЕТ С НИМИ?
  18. § 23. Идеи подбора - «приискания» - работы, профессии для человека