О. И. Даниленко КУЛЬТУРНЫЕ МОДЕЛИ ПОВЕДЕНИЯ И ДУШЕВНОЕ ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА

Содержание внешнего опыта и внутреннего мира индивида зачастую противоречивы, поэтому формирование человека как индивидуальности происходит как сложный процесс, включающий в себя кризисные моменты. Преодоление этих кризисов, а также их предупреждение происходит в процессе решения человеком трех типов задач: целеполагания; адаптации к природным и социальным условиям; саморегуляции. Поскольку жизненная ситуация человека меняется, раз и навсегда решить эти задачи невозможно: к ним требуется возвращаться вновь и вновь. Успешность или неуспешность решения этих задач для конкретного человека выражается, в частности, в том, насколько ему удается сохранить и укрепить свое душевное здоровье.

Критериями душевного здоровья выступают: переживание человеком внутренней гармонии; адекватность социокультурным требованиям и социокультурному окружению; благоприятный прогноз. Задачи целеполагания, адаптации и саморегуляции решались людьми исходя из индивидуальных предпосылок в конкретных общественно-исторических и социальных условиях. Удачные ответы закреплялись в культурных моделях. Так сохранялись, продолжают храниться и передаются следующим поколениям в виде культурной традиции и культурного наследия социально одобренные способы решения проблем: экзистенциальных (в том числе проблемы смысла жизни); жизнеобеспечения; поведения в социальных группах — больших и малых; психологической защиты и совладающего поведения. Культурные модели запечатлены и транслируются в различных формах, в числе которых: идеальная модель образа жизни как целого, присутствующая в исторической культурной ментальности; образцы поведения конкретных людей, предлагаемые в качестве позитивного примера или предостережения; прямые указания в форме наставлений, пословиц, поговорок, примет; косвенные указания в форме обобщенных символов, выраженных в объектах, ритуальных действиях; «воплощенные переживания», зафиксированные в плодах душевной деятельности людей — дневниковых записях, художественных произведениях, философских трудах.

В отношении психологов к культуре наблюдается двойственность.

С одной стороны, признается факт, что превращение индивида в личность требует освоения культурных моделей как специфически человеческих способов деятельности. С другой стороны, психотерапевты и консультанты, встречающиеся в своей работе с неблагоприятным влиянием культурных моделей на внутренний мир и поведение человека, склонны фиксировать негативное влияние культуры. Например, это ярко проявляется в исследовании защитных механизмов психики (З. Фрейд, К. Хорни, Э. Берн и др.) или в заявлении А. Маслоу о «сопротивлении аккультурации» как признаке душевного здоровья человека. В традиционном обществе человек получал прочную, непротиворечивую, подкрепленную авторитетом религии систему культурных предписаний относительно всех сторон его жизнедеятельности. Задача состояла в том, чтобы «вписаться» в уже готовую систему традиций, усвоив в качестве смыслообразующих те жизненные цели и способы их реализации, которые были заранее заготовлены для него как представителя определенного этноса, вероисповедания, социального слоя, пола, возраста.

В современном обществе развитие человека как индивидуальности, способной преодолевать трудные жизненные ситуации без утраты душевного здоровья, оказывается возможным, лишь если индивид способен самостоятельно и творчески находить цели, способные придать его жизни смысл, способы адаптивного взаимодействия с социумом и конкретными людьми, основы и приемы гармонизации внутреннего мира. Культурные модели поведения неизбежно участвуют в этом процессе. Важно, чтобы усвоенные модели были продуктивны для данного человека как индивидуальности. Помощь человеку в осмыслении и оценке практикуемых им моделей поведения, в освоении новых, адекватных для него в условиях актуального социокультурного окружения способов взаимодействия с внутренней и внешней реальностью, составляет, на наш взгляд, одно из перспективных направлений практической психологии. Для его успешной реализации необходимы теоретические и эмпирические исследования, раскрывающие механизмы участия культурных моделей поведения в жизнедеятельности человека.

Январь 24, 2019 Общая психология, психология личности, история психологии
Еще по теме
ДАНИЛЕНКО О.И., КАЛИНИЧЕВА А.Б. ИНТЕЛЛИГЕНТНОСТЬ КАК МОДЕЛЬ ПО-ВЕДЕНИЯ: ПСИХОСЕМАНТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
10.2. Транскоммуникативный универсум исследования ноодинамики душевной жизни человека
3. ФРЕЙД: КОНФЛИКТ КАК ПОСТОЯННЫЙ ЭЛЕМЕНТ ДУШЕВНОЙ ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА
Цветкова И. В. РОЛЬ СОЦИО-КУЛЬТУРНЫХ СТЕРЕОТИПОВ В ФОРМИРОВАНИИ ВНУТРЕННЕЙ КАРТИНЫ ЗДОРОВЬЯ
14.2. НАУКА И «МОДЕЛИ» РЕАЛЬНОСТИ (МОДЕЛИ ЧЕЛОВЕКА, ОРГАНИЗАЦИИ, ОБЩЕСТВА)
А.И. Анисимов СОЦИАЛЬНОЕ ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА
М. В. Иванов ОСВОЕНИЕ КУЛЬТУРНЫХ НОРМ ПОВЕДЕНИЯ СТУДЕНТАМИ: ИННОВАЦИОННЫЙ ПОДХОД
Дрынкина Т.И. Кросс-культурный анализ нормативных регуляторов экономического поведения
4. ИННОВАЦИОННОЕ ПОВЕДЕНИЕ КАК ОТВЕТ ЧЕЛОВЕКА НА ПЕРЕМЕНЫ: МИР, МЕНЯЮЩИЙ ЧЕЛОВЕКА, И ЧЕЛОВЕК, МЕНЯЮЩИЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ И ОБРАЗ МИРА
КУЛЬТУРНАЯ ОСВЕДОМЛЕННОСТЬ КАК ФАКТОР ПРЕОДОЛЕНИЯ ЭТНОЦЕНТРИЗМА И ФОРМИРОВАНИЯ ТОЛЕРАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ГУМАНИТАРИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ
В.М. Снетков МОДЕЛЬ РАЗВИТИЯ СОЗНАНИЯ КАК ИНСТРУМЕНТА АДАПТАЦИИ И ОСНОВЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ
САМОРЕГУЛЯЦИЯ ЗДОРОВОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ В СОЦИАЛЬНО ОПАСНОМ ПОЛОЖЕНИИ
Пузыревич Наталия Леонидовна ФЕНОМЕН РИСКОВАННОГО ПОВЕДЕНИЯ В КОНТЕКСТЕ ПРОБЛЕМЫ ЗДОРОВЬЯ ПОДРОСТКОВ
Винокурцева Ирина Владимировна Жуковская Елена Владимировна ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О БОЛЬНОМ ЧЕЛОВЕКЕ В КУЛЬТУРНО- ЯЗЫКОВОЙ КАРТИНЕ МИРА СТУДЕНТОВ
Добавить комментарий