Депрессия, мания и суицидальное поведение

В психоанализе депрессия и мания рассматриваются как расстройства, связанные с серьезными трудностями, возникающими в активний оральный период (садистский или каннибальский), такими, как помехи во время кормления, змоциональное отторжение и отчуждение, а также сложности в ранних взаимоотношениях матери и ребенка. И вследствие зтого суицидальные стремления истолковываются как враждебные действия против спроецированного вовнутрь обьекта, образа «злой матери», и главным образом ее груди. Но в свете наблюдений над холотропными состояниями, подобная картина должна быть пересмотрена и существенно расширена. В своем сегодняшнем виде она неправдоподобна и безосновательна и не обьясняет какие-либо базовые клинические наблюдения, относящиеся к депрессиям.

К прим еру, почему сущесгвуют два коренным образом отличающиеся вида депрессий, ее заторможенная и возбужденная разновидности? Отчего подавленные люди, как правило, биознергетически блокированы, как зто подтверждает високая частота случаев головних болей, сдавливания в груди, болей психосоматических и задержки жидких выделений? Отчего они заторможены физиологически и у них наблюдается потеря аппетита, нарушение работы желудочно-кишечного тракга, запор и отсутствие месячных? Почему у индивидов, которые находятся в состояний подавленносги, включая и тех, у кого наблюдается заторможенная депрессия, обследования выявляют високий уровень биохимического напряжения? Почему они чувствуют безвыходносгь положення и часто говорят, что

«ощущают себя застрявшими»?

На зти вопросы психотерапевтическая школа, которая мировоззренчески ограничена послеродовой биографией и Фрейдовым индивидуальным бессознательным, ответить не может. В зтом отношении еще менее сосгоятельными выглядят теории, которые пытаются обьяснить депрессивные рассгройсгва как последсгвия химических отклонений, произошедших в организме. Ведь совершенно невероятно, чтобы какое-либо химическое изменение могло само по себе обьяснить всю сложносгь клинической картины депрессии, включая ее тесную связь с манией и самоубийсгвом. Но положение полносгью меняется, как только мы представим себе, что зти рассгройсгва имеют значимые околородовые и надличностные сосгавляющие. Мы сразу начинаем видеть депрессию в новом свете, и многие депрессивные проявлення внезапно оказываются логичными.

Затор моженные депрессии, как правило, имеют важные корни во второй перинатальной матрице. Феноменология сеансов, проходящих под влиянием БПМ-2, так же как и люди сразу же после переживаний, недосгаточно разрешенных во время сеанса, в котором преобладала зта матрица, выказывают все сущесгвенные признаки глубокой депрессии. Человек, находящийся под воздейсгвием БПМ-2, переживает мучительную душевную и змоциональную боль — безысходносгь, отчаяние, непреодолимое чувство вины и ощущение неполноценности. Он чувсгвует глубочайшую тоску, отсутсгвие желания что-либо делать, потерю интереса ко всему на свете и неспособносгь радоваться жизни. И жизнь в таком сосгоянии кажется ему крайнє бессмысленной, змоционально пусгой и нелепой.

Весь мир и собсгвенная жизнь видятся такому индивиду словно сквозь черные очки, с избирательным исходным восприятием и осознаванием лишь болезненных, дурных и трагических сгорон жизни и полнейшей слепотой по отношению к чему-либо благоприятному. И положение зто кажется чрезвычайно нестерпимим, неотвратимым и безвыходным. Иногда оно сопровождается утратой способности видеть цвета, и когда такое происходит, весь мир воспринимается как черно-белое киноизображение. Но, несмотря на присутствие в зтом сосгоянии чрезмерного страдания, оно не сопровождается плачем или иными внешними драматическими проявленнями, а характеризуется только всеобщим двигательным торможением.

Ибо, как я уже упоминал ранее, заторможенная депрессия связана с биознергетическими блокировками в различных частях тела и с серьезным подавлением базовых физиологических функций. И типичными сопутствующими признаками зтого вида депрессии высгупают чувства угнетенности, стеснения и ограничения, ощущения удушья, напряжений и зажимов в различных частях тела, а также головные боли. Наряду с зтим очень распросгранены задержка жидкого кала и мочи, запоры, сердечные боли, утрата интереса к еде и половым отношениям, склонносгь к ипохондрическому исголкованию различных физических симптомов.

Вся подобная симптоматика вполне согласуется с пониманием зтого вида депрессии как проявлення БПМ-2. Зто подтверждается парадоксальними биохимическими открьггиями. Ибо у людей, сградающих заторможенной депрессией, как правило, оказывается повышенное содержание катехоламинов и сгероидных гормонов в крови и моче, указывающих на високую степень ПСИХОЛОГИческого напряжения. Подобная биохимическая картина в точносги соответсгвует тому обсгоятельсгву, что БПМ-2 представляет чрезвычайно напряженное внутреннее положение, где нет никакой возможности для внешнего дейсгвия или проявлення («сидение снаружи — бегсгво внутри»).

Психоаналитическая теория увязывает депрессию с трудностями на ранней оральной стадии и змоциональным отчуждением. Хотя зта связь, очевидно, верна, она не обьясняет важнейшие сторони депрессии: чувство засгревания, безысходности оттого, что ощущения указывают на отсутствие выхода, биознергетическую блокировку, равным образом как и ее физические проявлення, включая биохимические показатели. Современная же модель психики показывает, что Фрейдовское обьяснение, в сущносги, верно лишь отчасги. Если СКО, связанные с заторможенной депрессией, и включают биографические составляющие, сголь выпяченные психоанализом, то более полная картина и более всеобьемлющее понимание должны включать в себя рассмотрение движущих сил БПМ-2.

Раннєє отчуждение и оральное разочарование имеют много общего с БПМ-2, и включенносгь обеих состояний в одну и туже СКО отражает глубокую логику, связанную с переживаннями. БПМ-2 включает в себя прерывание симбиотической связи между плодом и организмом матери, которое вызывается сокращениями матки и связанным с зтим сдавливанием артерий. Сголь суровое положение и утрата биологически и чувственно значимой связи с матерью прерывает посгупление кислорода, питання и тепла к плоду. Дополнительными следствиями маточних сокращений являются накопления вредных выделений в теле плода, что ввергает его в положение, неприятное и чреватое власностями.

Таким образом, єсть определенный смысл в том, что ТИПИЧНЫЄ составляющие СКО, функционально связанных с заторможенной депрессией (и с БПМ-3), включают в себя либо отделение от матери, либо отсутствие матери в пер йод м ладен чесгва или раннего детства и вытекающие из зтого чувства одиночесгва, холода, голода и страха. Они представляют, в некотором смисле, «високую октаву» более резкого и мучительного отделения, вызванного маточными сокращениями. Но более по верхиосгные слой связанных с зтим СКО отражают те семейные обсгоятельсгва, которые оказывались суровыми и тягостными для ребенка и исключали неповиновение или какой-либо выход. Подчас они также включают воспоминания и о том, как индивид играл роль козла отпущения в компаниях сверсгников, имел жестоких хозяев, сградал от политического или социального угнетения. Все подобные перипетии усиливают и увековечивают роль жертвы, находящейся в безвыходном положений, что характерно для БПМ-2.

Важная категория СКО, играющих ведущую роль в развертывании движущих сил депрессии, включает воспоминания о событиях, которые представляли угрозу жизни или телесной целосгносги индивида и в которых он играл роль беспомощной жертвы. Подобное наблюдение— новый вклад в понимание депрессий со сторони исследований холотропных состояний. Психоаналитики и академические психиатры, работающие с влечениями и мотивациями, выделяют роль психологических сосгавляющих в патогенезе депрессии, но совсем не обращают внимания на психические травмы, происходящие от физических повреждений.

Психотравматические последсгвия серьезных заболеваний, увечий, хирургических операций и происшествий, связанных с угопанием в воде, випускались из виду и недооценивались конформисгски насгроенным большинсгвом психиатров, что само по себе удивительно ввиду их повсемесгного выпячивания именно биологических факгоров. Для тех теоретиков и клиницисгов, которые рассматривают депрессию как следсгвие засгревания на оральной фазе либидинального развития, открытие того, что в развитии зтого рассгройсгва играют важную роль физические травмы, представляет собой серьезное научное опровержение. Однако оно кажется совершенно логичным в свете предсгавленной нами модели, которая относит патогенное значение на счет СКО, включающих в себя обьединенные чувсгвенные и физические условия травмы рождения.

В отличие от заторможенной депрессии феноменология возбужденной депрессии по своим движущим силам связана с БПМ-3. Ее базовые сосгавляющие могуг наблюдаться как во время сеансов холотропных переживаний, проходящих под влиянием третьей матрицы, так и в периоды после них. Здесь подавляемые знергии момента рождения блокированы не полносгью, как зто было в случае заторможенной депрессии, связанной с БПМ-2. Так что прежде полносгью зажатые знергии находят выход и частично разряжаются в виде разнообразных разрушительных и саморазрушающих сгремлений. И важно подчеркнуть, что возбужденная депрессия отражает сосгояние сил, находящихся в промежуточном положений между полной знергетической заторможенносгью и свободной разрядкой, потому что полная разрядка зтихзнергий положила бы конец подобному сосгоянию и привела к

исцелению.

Характерними чертами зтого вида депрессии являются високая сгепень напряжения, беспокойсгво, психомоторное возбуждение и неугомонносгь. Люди, переживающие сосгояние возбужденной депрессии, очень ПОДВИЖНЫ. Они имеют склонносгь кататься по полу, метаться из сторони в сторону и биться головой о стену. Ихзмоциональная боль находит выражение в громких воплях и криках, они могут царапать себе лицо, рвать на себе волосы и одежду. Физическими симптомами, часто связанными с зтим состоянием, являются напряжения в мышцах, тремор, болезненные судороги, маточные и кишечные спазмы. Сильные головные боли,тошнота и затрудненное дыхание только дополняют клиническую картину.

В СКО, связанных с зтой матрицей, присутствуют агрессия и насилие, разного рода жестокости, сексуальное совращение или нападки, болезненные медицинские вмешательства и болезни, вызывающие удушье и напряженное дыхание. В противоположность СКО, относящимся к БПМ-2, субьекгы, находящиеся в таких положеннях, не являются пассивными жертвами — они предпринимают активные попьггки отбиваться, защищаться, устранять препятсгвия или бежать. Воспоминания о яросгных сголкновениях с родителями или родными братьями и сестрами, первых д раках со сверсгниками, случаях сексуального совращения и изнасилования, зпизодах воєнних ДЄЙСГВИЙ — типичные примеры такого рода.

Психоаналитическая интерпретация манни, как признают многие психоаналитики, еще менее убедительна и удовлетворительна, нежели депрессии (РепісЬеІ, 1945). Тем не менее, большинство авторов как будто бы сходятся на том, что мания предсгавляет собой средсгво избежать ощущения скрытой депрессии и что она включает в себя отторжение болезненной внутренней реальносги и побег во внешний мир. Она отражает победу зго и ид над суперзго, насильственное искоренение запретов и ограничений, завышение самооценки и разрастание чувственных и агрессивных влечений.

Несмотря на все зто, мания отнюдь не осгавляет впечатления подлинной свободи. ПСИХОЛОГИЧЄСКИЄ теории маниакально-депрессивных расстройств выделяют сильную раздвоенность пациентов, сградающих манией, и то, что одновременные чувства любви и ненависги вредят их способносги усганавливать отношения с другими людьми. Типичная маниакальная страсть к вещам обычно рассматривает ся как проявление сильной оральной фиксации, а периодичносгь мании и депрессии считается указанием на ее связь с чередованием насыщения и голода.

Многие из других обескураживающих черт случаев маниакальных расстройств сганут легко обьяснимыми, если посмотреть на их связь с движущими силами перинатальных матриц. Мания психогенетически сопряжена в переживаним с переходом от БПМ-3 к БПМ-4. Оно указывает, что индивид часгично уже соприкасается с четвертой перинатальной метри цей, но, несмотря на зто, все еще находится под определяющим влиянием третьей. И как только маниакальная личносгь полносгью возвращается на уровень биологического рождения, оральные влечения по своей природе оказываются прогрессирующими, а не регрессирующими. Они, скорее, указывают на сосгояние, к которому маниакальный индивид сгремится, которого сграсгно жаждет, но которого еще не доби лея сознательно, нежели предсгавляют регрессию на оральный уровень. Ибо расслабление и оральное удовлетворение характерну для состояния после биологического рождения, а в триаде желаний, типичной для мании — быть в покое, спать и єсть, отправлять есгесгвенные потребности организма, — наводнены побуждениями, связанными с конечной сгадией рождения.

В психотерапии переживання время от времени можно наблюдать преходящие маниакальные случаи іп зізіи пдзсепйі как явлення, говорящие о неполном возрождении. Зто обычно происходит, когда ИНДИВИДЫ, вовлеченные в собьггие Преображення, уже достигли последней стадии переживання борьбы смерти и возрождения и испьггали чувегва высвобождения из мук рождения. Тем не менее, в то же самое время они не готовы и не способны всгретиться с материалом, связанным с БПМ-3, который так и осгался неразрешенным. И как следсгвие беспокойного цепляния за зту неувер енную и призрачную победу, новые положительные чувегва оказываются усугубленными до сгепени кари кату рноеги. Образ «подбадривающего свисга в темноте», по всей видимосги, как нельзя более верно подходит для передачи подобного состояния. Преувеличенная и вынужденная природа маниакальных змоций и поведения явно выдает, что они являются не выражениями подпинной радосги и свободы, а образованиями, противодейсгвующими страху и агрессивносги.

Субьекты, принимавшие ЛСД, чьи сеансы подход или к концу в сосгоянии незавершенного возрождения, проявляли все типичные СИМПТОМЫ мании. Они были сверхдеятельны, расхаживали по комнате лихорадочными шагами, пытаясь завязагь отношения и побрататься со всеми, кго вокруг них находилея, и не пересгавая говорили о своем ощущении победы и благосгности, о чудесных чувегвах и о том величайшем переживании, которое у них только что было. Они были склонны превозносить чудеса врачевания с помощью ЛСД и с ходу сосгавляли мессианские и претенциозные проекту Преображення мира, чтобы дать возможносгь каждому человеку испытать такое же переживание. Распад едерживающих начал суперзго приводил к совратительсгву, промискуитетным сгремлениям и неприсгойным разговорам. Чрезвычайная жажда егимулов, знакомегв и общесгвенных связей была соединена с возроешей живосгью, обосгренным самолюбием, повышением самооценки, как и с потаканием своим желаниям в различных житейских обсгоятельсгвах.

Потребносгь в возбуждении, а также поиски драматических собьггий и деятельности, которые характерну для маниакальных пациентов, служат двум целям одновременно. С одной стороны, они дают выход тем стремлениям и побуждениям, которые являются часгью приведенной в действие БПМ-3. С другой сгороны, ввязывание во внешние бурные обстоятельства, которые по силе и по качеству под стать внутреннему смятению, помогают уменьшить невыносимый «змоционально-когнитивный диссонанс», угрожающий маниакальным личностям, — ужасающее понимание того, что их внутренние переживання не соответсгвуют внешним обсгоятельствам. И вполне есгесгвенно, что сголь серьезное расхождение между внутренним и внешним подразумевает душевную болезнь.

Отто Феникел (1945) подчеркивал, что многие важные стороны мании сближают ее с психологией карнавалов — событий, что дают возможносгь для разрешенного обществом высвобождения влечений, во всех других случаях запрещенных. Зто дополнительно подтверждает глубокую связь мании с движением перехода от БПМ-3 к БПМ-4. Ибо на последних сгадиях события смерти и возрождения многие люди переживают видения живописных карнавальних сцен. И подобно карнавальним шесгвиям, проводящимся в реальной жизни, они включают образы черепов, скелетов и других сим воло в, связанных со смертью, и маскарадные украшения, появляющиеся в ходе зтого жизнерадосгного праздника. В холотропных же сосгояниях зто происходит в верхней точке БПМ-3, когда мы начинаем ощущать, что в сголкновении со смертью мы можем вижить и восгоржесгвовать.

Если индивидов, переживающих такое сосгояние, убедить взглянуть внутрь себя, посмотреть в лицо тяжелым чувсгвам, которые остались неразрешенными, и позволить совершиться событию (воз)рождения, то маниакальные признаки из их настроения и поведения исчезнут. И в своем чисгом виде переживание БПМ-4 характеризуется излучением радосги, возросшей восприимчивосгью, глубоким расслаблением, спокойсгвием и отрешенносгью. В таком сосгоянии ума люди обладают ощущением внутреннего покоя и полной удовлетворенносги. Но их радосгь и восторженносгь не преувеличены до сгепени гротескной пародии, а их поведение не имеет признаков вынужденносги и вычурносги, характерних для маниакальных состояний.

СКО, психогенетически связанные с манией, содержат воспоминания о происшесгвиях, в которых удовольствие было пережито в обсгоятельсгвах, внушающих сомнение и неуверенносгь в подпинносги и дпительносги удовлетворения.

И в равной сгепени надежды или притязания на демонстративно счасгливое поведение в положеннях, отнюдь зтого не оправдывающих, по всей види мости, также подпитываются из маниакального склада СКО. Кроме того, в истории маниакальных пациентов часто обнаруживают противоположные воздействия на их самооценку, например, гиперкритическое и подрывающее веру в себя отношение со стороны одного из родителей, сочетающееся с переоценкой, психологическим восхвалением и нагнетанием нереальных ожиданий другого. Я наблюдал также, что у некоторых моих европейских пациентов перемежающееся переживание всеобщей скованности и полной свободы, характерное для пеленания детей, по всей види мости, психогенетически связано с манией.

Все приведенные выше наблюдения, связанные с работой с переживаннями, говорят о том, что биологическое рождение с его внезапным переходом от мучений к ощущению поразительного облегчения, по-видимому, представляет собой естественную основу для сменяющих друг друга образцов маниакально-депрессивных расстройств. Зто, конечно, никоим образом не исключает участия в клинической картине биохимических составляющих. Например, вполне можно допустить, что благоприятные и неблагоприятные СКО имеют соотносимые с ними конкретные би охи ми ческие сосгавляющие или могут даже быть избирательно приведены в дейсгвие определенными химическими изменениями в организме. Однако даже если обследование и смогло выявить, что мания или депрессия имеют выраженные сопутсгвующие биохимические составляющие, то сами по себе химические факторы никак не способны обьяснить сложную природу и особые психологические черты зтих змоциональных расстройств.

Трудно и вообразить себе положение, более явно предопределенное химически, чем лечебный сеанс ЛСД. И все-таки наши познания относительно точного химического состава препарата и назначаемых дозировок очень мало помогут в обьяснении психологи ческого содержания переживання. В зависимости от обстоятельств, субьект, принявший ЛСД, может пережить либо иссгупленный восторг, либо депрессивное, маниакальное или параноидальное состояние. Подобным же образом естественно протекающая депрессия или мания, при всей сложносги своей клинической картину, не может быть обьяснена простой химической формулой. Постоянно всгает вопрос: играют ли в расстройстве решающую роль биологические составляющие или они являются лишь сопутствующими симптомами. К при меру, вполне В03М0ЖН0, что физиологи ческие и биохимические изменения при маниакально-депрессивных расстройствах предсгавляют собой воспроизведение условий, сущесгвовавших в организме рождающегося ребенка.

Новое понимание депрессии, включающее в себя движущие силы перинатальных матриц, предлагает новое перспекгивное проникновение в психологию суицида — явлення, которое для психоаналитически направленнях исголкований в прошлом представляло собой серьезное теоретическое затруднение. Ибо всякая теория, пытающаяся обьяснить явление самоубийсгва, должна была ответить на два важных во проса. Первый: почему отдельный индивид сгремится совершить самоубийство — действие, очевидно нарушающее непреложное во всем осгальном веление инстинкта самосохранения, могущесгвенной силы, продвигающей зволюцию земной жизни. Второй вопрос, в не меньшей сгепени обескураживающий, связан с особой избирательносгью в выборе средсгв самоубийсгва. По-видимому, сущесгвует тесная связь между сосгоянием ума, в котором пребывает депрессивная личносгь, и типом самоубийсгва, которое она замышляет или пытается совершить.

Таким образом, суицидальное сгремление предсгавляет собой не просто побуждение покончить с жизнью, но и сделатьзто каким-то особым образом. Может показаться вполне есгесгвенным, что тот, кто принимает смертельную дозу успокоительных или барбитуратов, ни когда не прыгнет со скалы и не бросится под поезд. Однако подобная привередливосгь в выборе средсгв дейсгвует и совершенно обратным образом: человек, решивший совершить кровопролитное самоубийство не воспользуется таблетками, даже если они лежат под рукой. Данные психоделических исследований и других видов работы с переживаннями в холотропных сосгояниях проливают новый свет как на глубокие мотивы суицида, так и на озадачивающий вопрос об избирательносги его способов.

Суицидальное воображение и суицидальная направленносгь время от времени могут наблюдаться на любой стадии работы с холотропными со стояннями. Однако особенно частими и навязчивыми они являются в моменты, когда субьект сгалкивается с бессознательным, связанным с неблагоприятными перинатальными матрицами. Наблюдения над психоделическими и холотропными сеансами и случаями духовных обосгрений открывают, что суицидальные стремления распадаются на две категории, которые имеют совершенно определенные связи с околородовыми собьггиями. Мы уже видели, что переживание заторможенной депрессии функционально связано с БПМ-2, а возбужденная депрессия производна от БПМ-3. В таком случае различные виды суицидальныхфантазий, сгремлений и действий могут пониматься как бессознательно побуждаемые попьггки избежать зти невыносимые психологические состояния двумя путями. Каждая из них отражает конкретную сторону ранней биологической истории индивида.

Самоубийство первого типа, или ненасильсгвенный суицид, основывается на бессознательной памяти о том, что безвыходному положенню БПМ-2 предшесгвовало внутриматочное сущесгвование. Индивид, сградающий от заторможенной депрессии, пытается вырваться из невыносимого переживання второй перинатальной матрицы, избирая путь, который был легче всего досгупен в зтом положеним, путь возврата в первоначальное неразделимое единсгво дородового состояния (БПМ-1). Уровень бессознательного, вовлеченного в зто движение, обычно недосгигаем, пока индивид не обладает возможностью глубокого самоосвоения через переживание. Если же необходимая проницательность отсутствует, то человек в обыденной жизни тянется к таким положенням и состояниям, которые, как кажется, имеют некоторые общие черты с дородовым состоянием.

Залегающее в основе зтого вида суицидальных стремлений и поведения бессознательное намерение снизить силу болезненных раздражителей, связанных с БПМ-2, имеет конечную цель от них избавиться, чтобы досгичь неразделимого состояния «океанического сознания», характеризующего змбриональное состояние. Легкие виды суицидальных намеренний зтого типа проявляются в виде желания не существовать или впасть в глубокий сон, забыть все и уже никогда не пробудиться вновь. Действительные же планы и попытки зтой группы самоубийц включают использование больших доз снотворного или успокоительного, утопление или удушение углекислым газом.

Зимой же зто бессознательное побуждение вернуться в матку может принимать вид лежання на снегу и закапывание себя в снег во время прогулок на природе. Представление, скрывающееся за зти ми действиями, заключается в том, что при замерзании первоначальные неприятности быстро исчезают и сменяются ощущением тепла и уюта, будто ты находиться в теплой матке. Самоубийство через вскрытие вен в ванне, наполненной теплой водой, также относится к зтой категории. В Древнем Риме заканчивать жизнь подобиым способом было даже модным, и им воспользовались такие выдающиеся люди, как Петроний и Сенека. Зтот вид самоубийсгва может показаться отличающимся от всех остальных в зтой категории, так как он связан с кровью. Тем не менее, его психологическое средоточие направлено на растворение границ и погружение в водную среду, а не на разрушение тела.

Самоубийство второго типа, или рззрутигельний суицид, бессознательно следует образцу, некогда пережитому во время биологического рождения. Оно тесно связано с возбужденным видом депрессии и соотнесено с БПМ-3. Для человека, находящегося под влиянием зтой матрицы, возвращение в океаническое состояние матки — решение неосуществимое, потому что оно должно было бы проходить через адскую безвыходную сгадию БПМ-2, что было бы психологически намного хуже, чем БПМ-3, так как зта сгадия включает в себя ощущение полного отчаяния и безнадежности.

Однако то, что действительно доступно как путь психологического ухода, так зто память о том, что однажды подобное состояние уже заверталось взрывоподобным избавлением и освобождением в момент биологического рождения. И чтобы понять зтот вид самоубийсгва, важно представлять себе, что во время нашего биологического рождения мы родились анатомически, но отнюдь не включили в себя змоционально и физически зто ошеломляющее событие. Индивид, замышляющий разрушительное самоубийство, использует память о своем биологическом рождении как готовый рецепт для подражания «второму рождению», а возникновение невероятно сильных и не перерабатываемых змоций и физических ощущений — для сознательной подготовки и направлення собьггия.

Как и в случае ненасильственного суицида, индивиды, вовлеченные в зто движение, не имеют выхода через переживание к околородовому уровню бессознательного. Позтому у них отсутсгвует интуитивное знание того, что идеальной сгратегией в их положений было бы внутренне завершить собьггие

— вновь пережить память о собсгвенном рождении и связать ее в переживании со своими послеродовыми обстоятельсгвами. Но не ведая о подобном решении, зти люди переносят событие вовне и сгремятся разыграть во внешнем мире некое происшествие, которое включало бы те жезлементы и имело бы схожие переживательные составляющие. И базовая сгратегия разрушительного суицида следует образцу пережитого во время родов: усиление напряжения и чувсгвенных сграданий до критической точки, а также досгижение взрывоподобного разрешения посреди различных видов биологических выделений.

Ведь подобное описание справедливо как для биологического рождения, так и для разрушительного суицида. Как то, так и другое включают внезапное завершение чрезмерного физического и чувсгвенного напряжения, мгновенную разрядку невероятно разрушительных и саморазрушительных знергий, нанесение обширных повреждений тканям и присутсгвие органических сосгавляющих — крови, фекали й и внутренн остей. Сопоставление фотоснимков, запечатлевших биологическое рождение, и тех, что изображают жертв разрушительного самоубийсгва, ясно указывает на формальное сходсгво между зтими происшесгвиями, позтому для бессознательного их легко перепугать друг с другом. Кроме того, связь между типом травм ы рождения и избранием способа самоубийсгва была подтверждена клиническими исследованиями расоЬзоп еі аі., 1987).

Суицидальные фантазии и дейсгвия, принадпежащие к зтой категории, включают смерть под колесами поезда, в турбинах гидрозлектросганций или в преднамеренных автомобильных аварцях. Дополнительные примеры включают перерезание собсгвенного горла, высгрел в голову, закалывание себя ножом или прыжок из окна, с крыши или с обрыва. По-видимому, самоубийство посредством повешения относится к более ранней фазе БПМ-3, характеризующейся чувствами сдавливания, удушья и сильного полового возбуждения. Также категория разрушительного суицида охватывает и некоторые культурно предписанные виды самоубийства, такие как харакири, камикадзе и впадение в безудержное желание убивать — амок.

В прошлом последние три вида самоубийсгв рассматривались как зкзотические образы суицидального поведения, имеющие месго исключительно в восгочных культурах. Но в последние десятилетия случаи подобного впадения в амок, заключающиеся в беспорядочных убийсгвах, которые заканчиваютея только со смертью нападавшего, егановятея все более частими в Соединенных Штатах и сгранах Запада. И самое тревожное, что зти случаи имеют возрасгающее распросгранение ереди подросгков и даже детей школьного возрасга. А образ поведения камикадзе как вид диверсии также неоднократно наблюдалея в арабских сгранах Ближнего Восгока.

Работа с холотропными сосгояниями принесла завораживающие озарения относительно обескураживающего во проса о выборе особой формы и конкретного вида самоубийства, сголь плохо п они маємо го в прошлом. Ненасильсгвенное самоубийство отражает общее сгремление уменьшить силу болезненных змоциональных и физических раздражителей. Конкретний же выбор средств при зтом типе самоубийства, по-видимому, определяетея биографическими и надпичносгными сосгавляющими. Однако разрушительный суицид вовлекает механизмы совершенно иного рода. В зтой связи я не раз замечал, что индивиды, замышляющие какой-то особый вид самоубийства, подчас уже испьггывали в обыденной жизни те физические ощущения и чувегва, которые будут задейсгвованы при его совершении. И характерно, что работа с переживаннями, усиливая зти чувегва и ощущения, приводит к необычайно бистрому освобождению от них.

Таким образом, люди, чьи саморазрушительные фантазии и сгремления сосредоточены на поездах и турбинах гидрозлекгросганций, уже сградают от сильних ощущений, чувегвуя, как машина рвет и раздирает на части ихтело. Те индивиды, у кого есгь склонносгь наносить себе резаные раны ИЛИ проколи, часто жалуютея на нестерпимую боль именно в тех частях тела, которые они намерены повредить, либо переживают болевые ощущения в зтих месгах во время сеансов психотерапии переживання. Подобным же образом сгремление повеситься основывается на сильних и глубоких уже сложившихся чувегвах удушення и удавлення. Подобные ощущения боли и удушья легко опознаваемы как злементы БПМ-3. И если усиление симптоматики происходит во время лечения и обеспечивается необходимым руководегвом, оно может привести к разрешению зтих неприятных положений и иметь терапевтические последствия. А стало быть, все вышеперечисленные саморазрушительные сгремления могуг рассматриваться как бессознательные, неверно направленные и искаженные усилия, направленные на

самоисцеление.

Механизм разрушительного самоубийсгва требует относительно четкой памяти о внезапном переходе от борьбы в родовых путях к выходу во внешний мир и о последующем взрывоподобном освобождении. Если же зтот переход был затемнен сильной анесгезией, индивид почти на клеточном уровне в будущем будет запрограммирован на то, чтобы уходить от тяжелых напряжений и сильных неприятносгей в наркотическое сосгояние. Зто создасг в личносги, несколько иным образом находящейся под господсгвом БПМ-3, предрасположенносгь к алкоголизму и наркомании. А в чрезвычайных обсгоятельсгвах зто приведет к самоубийсгву при помощи наркотиков. При исследовании случаев суицидального поведения подробное изучение хода рождения должно быть дополнено био графи ческим анализом, так как послеродовые собьггия могут, со своей сгороны, в значительной сгепени определитьи перекрасить образчик самоубийства.

Когда же ИНДИВИДЫ со склонносгью к суициду проходят психоделическую или холотропную терапию и переживают собьггие смерти и возрождения, они взглядом, обращенным впрошлое, видят самоубийство как трагическую ошибку, основанную на недостаточном понимании себя. Но обычный человек не знает о том, что освобождение от невыносимого змоционального и физического напряжения можно благополучно пережить через символическую смерть и возрождение или через воссгановление связи с сосгоянием дородового существования. И как следствие, силой своих неприятносгей и сграданий он может быть втянут в поиски какого-то положення в материальном мире, которое включало бы сходные составляющие. И крайний исход для зтого подчас необратим и трагичен.

Обсуждение суицида было бы неполным, если бы мы не упомянули о том, какова же взаимосвязь между саморазрушительным поведением и превосхождением. Как мы уже видели ранее, переживання БПМ-1 и БПМ-4 не только предсгавляют собою возвращения к симбиотическим биологическим сосгояниям, но также обладают совершенно отличными духовными измерениями. Ибо для БПМ-1 зто переживание океанического зкстаза и космического единства, а для БПМ-4 — зто духовно-душевное возрождение и божественная зпифания. С зтой точки зрения суицидальные склонности обоих типов кажутся искаженной и неосознанной сграсгной жаждой превосхождения. Но предсгавляют собою они одно основополагающее заблуждение — смешение убийсгва само с убийсгвом зго. И позтому лучшим лекарством от саморазрушительных сгремлений и тяги к самоубийсгву оказывается переживание смерти зго и возрождения, а также последующее чувство космического единения.

В ходе духовно-душевной смерти и возрождения уничтожаются не только агрессивные и саморазрушающие побуждения, но в переживаний индивид усганавливает связь с надличностным, в свете коего самоубийство уже больше не кажется ему приемлемым выходом. Подобное ощущение несерьезносги подобного действия связано с посгижением того, что преобразования сознания и циклы смерти и повторного рождения будуг продолжаться и после его биологической кончины. А персонально для него зто следует и из осознания того, что невозможно убежать от собственных кармических следов.

Январь 24, 2019 Общая психология, психология личности, история психологии
Еще по теме
Глава 7 СУИЦИДАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ И АФФЕКТИВНЫЕ РАССТРОЙСТВА НАСТРОЕНИЯ (ДЕПРЕССИИ)
Адиатуллин Адель Владимирович СВЯЗЬ ДЕПРЕССИИ И СУИЦИДАЛЬНОГО РИСКА
ПСИХОДИАГНОСТИКА СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ
1. КОНЦЕПЦИЯ СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ.
3. МОТИВЫ И ПОВОДЫ СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ.
Особенности суицидального поведения детей и подростков
Актуальность проблемы суицидального поведения
А.С. Прохорова ЗАЩИТНЫЕ МЕХАНИЗМЫ ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКОВ С СУИЦИДАЛЬНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ
Измайлова А.В. ПРОБЛЕМА СКЛОННОСТИ К СУИЦИДАЛЬНОМУ ПОВЕДЕНИЮ У АКЦЕНТУИРОВАННЫХ ПОДРОСТКОВ
Классификация суицидального поведения.
Глава 4 ДИНАМИКА СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ
Глава 3 ДЕТЕРМИНАНТЫ СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ
Буланова Е.Е. Смысл жизни в связи со склонностью К суицидальному поведению
Добавить комментарий