Динамика российских менталитетов на стыке веков

Один из основателей социально-психологической науки в нашей стране Е.С.Кузьмин неоднократно отмечал отставание исследований в сфере массовых явлений и процессов, больших социальных групп по сравнению с другими областями социальной психологии. Это положение остается и сейчас. Поэтому понятен интерес ученых, проявляемый в последние годы к феномену, определяемому понятием «менталитет». Однако трактуется данный термин весьма неоднозначно и расплывчато.

В нашем понимании менталитет – это исторически сложившееся групповое долговременное умонастроение, единство (сплав) сознательных и неосознанных ценностей, норм, установок в их когнитивном, эмоциональном и поведенческом выражении. Считать, что у народа только один менталитет – неправильно, тем более у такого народа, как русский, не говоря уже о многонациональном народонаселении России.

Исходя из философских, культурно-исторических и социопсихологических предпосылок, можно определить основные российские менталитеты нашего времени. Дедуктивно они закладываются философскими универсальными категориями-оппозициями: Дух (Бог) – материя (идол) по вертикали; общество (коллектив) – личность (индивидуальность) по горизонтали. Обобщение всех этих данных позволяет выделить следующие базовые российские менталитеты (В.Е.Семенов, 1994):

* православно-российский (вверху вертикальной координаты) имеет корни в тысячу лет на Руси, активно возрождается с конца 80-х годов; ценности Бога, Духа, заповедей Христовых, совести, соборности;

* коллективистско-социалистический (справа по горизонтальной координате) имеет корни в крестьянской общине, рабочей артели, партийных ячейках, сформировался за три четверти века в СССР; ценности коллективизма, вождизма, социальной справедливости, конформности, труда на благо общества, интернационализма и др.;

* индивидуалистско-капиталистический (слева по горизонтальной координате): корни уходят на Запад, сформировался в России в XIX в., возрождается (скорее, в одиозном виде) в наше время; ценности индивидуализма, рационализма, личного успеха, прагматизма, потребительства, денег как абсолютной универсалии и др.

* криминально-мафиозный (внизу вертикальной координаты): существовал всегда, имеет корни в пороках людей, заметно проявился с конца 70-х годов нашего века; вульгарный материализм и гедонизм, культ грубой силы и обмана, клановая иерархия, мифология, ритуалистика.

Помимо указанных четырех основных менталитетов следует еще назвать менталитеты неправославных конфессий (исламский, буддийский, иудейский, различных видов христианства), а также мозаичный конформистский псевдоменталитет (порождение «массовой культуры» и СМИ, конгломерат «осколков» вышеуказанных менталитетов). И конечно, в реальности существуют своеобразные промежуточные умонастроения между каждой парой смежных базовых менталитетов.

В личностно-персонифицированном аспекте истоки базовых российских менталитетов просматриваются в традиционных русских фольклорных и легендарных образах святого, крестьянина-воина, «иноземца-немца» и разбойника. Замечательное воплощение упомянутых российских менталитетов мы нашли также в романе Ф.М.Достоевского «Братья Карамазовы» в образах Алеши, Мити, Ивана и их брата по отцу Смердякова. Российские менталитеты вообще чрезвычайно ярко отражаются в отечественном искусстве, как прошлом, так и современном.

В постперестроечный период основные российские менталитеты достаточно четко проступают и в партийно-групповом политическом обличье (православное и земское движение, коммунистические партии, демократические прозападные партии, криминально-мафиозное проникновение в некоторые партии и движения).

Несмотря на всю пеструю динамику современной российской духовно-психологической жизни, все яснее проступает основная диалектика противоборства самобытного российского, русского умонастроения, генетически связанного с идеологиями славянофильства, почвенничества, евразийства, и подражательного прозападного менталитета, ранее отраженного в идеологии российского западничества и либерализма. Первый менталитет закономерно связан с православием, соборностью, коллективизмом, харизматическим лидерством, второй – с протестантством, атеизмом, индивидуализмом, манипуляторством.

Январь 24, 2019 Общая психология, психология личности, история психологии
Еще по теме
ПИЩИК В.И. ПРОБЛЕМА ТРАНСФОРМАЦИИ РОССИЙСКОГО МЕНТАЛИТЕТА
Семенов В.Е. ПЛЮРАЛИЗМ В ПСИХОЛОГИИ В АСПЕКТЕ СОВРЕМЕННЫХ РОССИЙСКИХ МЕНТАЛИТЕТОВ
Психология труда в России на рубеже ХIХ–ХХ веков
Васиков Алексей Александрович ИССЛЕДОВАНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ ЧЕРТ СТУДЕНТОВ МЛАДШИХ КУРСОВ КОНЦА XX НАЧАЛА XXI ВЕКОВ
С. П. Шклярук, А.М. Беглер СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД В ИЗУЧЕНИИ МЕНТАЛИТЕТА
Салтыкова О.В. Отражение национального менталитета в картине мира человека
САЛТЫКОВА О.В. ОТРАЖЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНОГО МЕНТАЛИТЕТА В КАРТИНЕ МИРА ЧЕЛОВЕКА
Шарикова Л.А., Аброськин А.П. ЭТНОМИФ И СИНКРЕТИЗМ ЭТНОСОВ И МЕНТАЛИТЕТОВ
Бабаева А.В. Менталитет и поведение в русской культуре
2.10. ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ МЕНТАЛИТЕТ И ОДНА ПСИХОЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ГИПОТЕЗА
СВЕТУХИНА Е.А. РОССИЙСКАЯ СЕМЬЯ В СЕМЕЙНОЙ ТЕРАПИИ
ТОЛЕРАНТНОСТЬ И ГРАЖДАНСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ В РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ
Психологические проблемы российской политики
СПЕЦИФИКА МЕЖЭТНИЧЕСКОЙ КОММУНИКАЦИИ В СУБЪЕКТАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ГОЛЫНЧИК Е.О. ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О СПРАВЕДЛИВОСТИ У РОССИЙСКИХ РЕСПОНДЕНТОВ
СТРЕСС И ОСОБЕННОСТИ ЕГО ПРЕОДОЛЕНИЯ РОССИЙСКИМИ ПОДРОСТКАМИ
ОБРАЗ РОССИЙСКОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ В ПРЕДКРИЗИСНЫЙ ПЕРИОД
Гришин В.В. Иррациональные идеи в социальных представлениях российских избирателей
Добавить комментарий