Дмитриев ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСКУССТВЕННОГО РОДСТВА У НАРОДОВ СЕВЕРНОГО КАВКАЗА

При оценке этнической идентичности важно определить, на каком уровне социальной стратификации этноса культивируется оппозиция «свои–чужие». Для ряда северокавказских этносов таким уровнем исторически был субэтнический. Можно полагать, что развитие данной оппозиции внутри этнической идентичности повышает реактивность ее членов при межэтническом контакте. Этносы северокавказской общности отмечены особой активностью в межэтнических контактах, высокой адаптивностью к условиям иноэтничной среды и сохранением традиционной соционормативной культуры в условиях современного общества.

При синхронном наблюдении этнокультурные поведенческие установки выступают в смазанном виде, что вынуждает обратиться к их образцам, зафиксированным в прошлом. Одним из важнейших поведенческих стереотипов бытовой культуры северокавказских народов было существование индивида в рамках патронимической общности.

Между группами патронимий существовали отношения конкурентности в пользовании природными ресурсами, стимулированной конфликтности (что особо достигалось деятельностью молодежных союзов) и тщательно регулируемых отношений брачности. Кооперация между группами патронимий чаще всего имела место в рамках территориальной общины, ситуативного сплочения, отношений кровного и искусственного родства. Вне этих отношений патронимия занимала оборонительную позицию по отношению к внешнему миру.

Любой обмен членами патронимических группировок, включая брачный, проходил по принципу адопции, т.е. включения представителя «чужого» коллектива (или одиночки) в пространство «своей» патронимии, что требовало ритуала принятия нового члена родственного коллектива. Мы предлагаем распространить понятие адопции не только на принятие члена другой семьи, обозначаемое как усыновление, но также на включение в семью жен и детей, рожденных в браке.

Основанием для данного подхода является существование в прошлом обычая избегания, согласно которому члены брачной пары должны были реально или в расчете на стороннего наблюдателя избегать контактов между мужем и старшими родственниками жены, между женой и старшими родственниками жены, между мужем и женой и между отцом и детьми.

Женщина часто сохраняла принадлежность к роду ее отца, что могло выражаться в том, что по ее смерти тело захоранивалось на участке кладбища отцовской фамилии.

Адопция–усыновление осуществлялась в основном по отношению к лицам мужского пола. На усыновление шли одиночки, представители слабых фамилий. Также оно осуществлялось в целях предотвращения вражды между фамилиями. Ритуальными действиями при этом были имитации акта деторождения, кормления грудью, проникновение в центральную часть семейного пространства принимающей фамилии с прикосновением к сакральным предметам (центральный опорный столб, очажная цепь). Усыновленные занимали позицию младших членов принимающей фамилии. Возраст усыновляемого значения не имел.

Адопция–брак сопровождался сложным свадебным брачным ритуалом, кульминацией которого были обрядовые поединки при пересечении границ пространства семьи невесты и жениха, а также введение молодой в пространство очага жилища семьи мужа и в пространство принадлежавшего ей водного источника.

Адопция детей имела место по достижении ими совершеннолетия. По отношению к девочкам проводилась в редких случаях. Ритуалом адопции сыновей можно считать завершающий обряд аталычества (практики отдачи детей на воспитание в другие семьи, зафиксированный у народов северо-западного Кавказа). Одним из моментов обряда была схватка при пересечении свитой воспитанника границ пространства семьи отца. Адопция нового члена способствовала социальному развитию принимающей патронимии, не изменяя ее психологического единства.

Январь 24, 2019 Общая психология, психология личности, история психологии
Еще по теме
ОСОБЕННОСТИ ПОСТРОЕНИЯ ТОЛЕРАНТНЫХ МЕЖРЕЛИГИОЗНЫХ ОТНОШЕНИЙ НА СЕВЕРНОМ КАВКАЗЕ
ТРАДИЦИИ НАРОДОВ КАВКАЗА: ПОТЕНЦИАЛ ТОЛЕРАНТНОСТИ
СОВРЕМЕННЫЕ РЕЛИГИОЗНО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ И ЭКСТРЕМИЗМ НА СЕВЕРНОМ КАВКАЗЕ
ТОЛЕРАНТНОСТЬ КАК ОСНОВА ЭТНОКОНФЕССИОНАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ НАРОДОВ ДАГЕСТАНА
И.Ш. Уруджева ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ В АДАПТАЦИИ МИГРАНТОВ С КАВКАЗА К НОВОЙ СРЕДЕ
Сырникова СИСТЕМНОЕ ПОНИМАНИЕ ИНТЕЛЛЕКТА КАК ОСНОВА ДЛЯ СОЗДАНИЯ ЕГО ИСКУССТВЕННЫХ ФОРМ
Масленников Дмитрий Владимирович ПРОБЛЕМА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ОТБОРА СУДЕБНЫХ ПРИСТАВОВ
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ТЕРАПЕВТИЧЕСКОЕ ЗНАНИЕ О ЧЕЛОВЕКЕ КАК ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ОСНОВА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ
Додина Резида Рустамовна МЕЖЭТНИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ НАРОДОВ ТАТАРТАНА
Глава 3. СОЗДАНИЕ НАРОДА
ЦИФРЫ РАЗНЫХ НАРОДОВ
6.7. Космогонические представления племен лесных кичуа Восточного Эквадора и Северного Перу
Добавить комментарий