Додина Резида Рустамовна МЕЖЭТНИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ НАРОДОВ ТАТАРТАНА

Национальные отношения проявляются в различных сферах общественной жизни — экономической, социальной, политической, культурной. Они осуществляются на различных уровнях — через общественные и государственные учреждения, отдельные коллективы и при непосредственном общении людей разных национальностей. Конечно, даже на уровне официальных институтов национальные отношения не бывают совсем обезличенными, однако личностные и групповые национальные отношения имеют свои существенные особенности

Межличностные национальные отношения находят проявление в национальных ориентациях, установках, мнениях и поведении людей. Под национальными ориентациями имеется в виду система установок, в соответствии с которыми люди воспринимают обстоятельства и действуют при межнациональных контактах. Изучение национальных ориентаций и установок актуально не только для познания духовного мира людей, но и с точки зрения прогнозирования их поведения.

Для полиэтнического региона Среднего Поволжья, в едином политико-экономическом пространстве которого многонациональный Татарстан занимает географически центральное место, вопрос взаимной этнокультурной толерантности населяющий его народов на протяжении минувшего века не утрачивал своей актуальности. Особенно выпукло он обозначился в период «парада суверенитетов» распадающегося СССР.

Осознавая политическую значимость этого вопроса, было проведено эмпирическое исследование, цель которого — установление степени взаимной толерантности русских, татар и чувашей — трех национальностей, наиболее представленных в Татарстане по своей численности. Предмет изучения — межэтническая дистанцированность тех же народов Татарстана. Для достижения целей исследования был использован, предложенный Э. Богардусом метод шкалирования. Каждому анонимному респонденту предлагалось лично для себя установить степень социально- психологического принятия представителя соседствующих народов, отдав предпочтение только одному из предлагаемых критериев.

В результате многоосевого анализа этнопсихологической приемлемости народов Татарстана, проведенного по национальным, возрастным и социальным признакам, можно констатировать, что сложившаяся к 2007 году этнопсихологическая ситуация в Республике Татарстан характеризуется как приемлемая для проживания в ней многоликих этнических общностей и народов Среднего Поволжья.

Однако, зафиксированная по состоянию на 2006 год максимальная дистанцированность сельских татар от других народов Татарстана в силу своей устойчивости и межпоколенной преемственности может представлять потенциальный источник межэтнической напряженности при возникновении социально- экономического кризиса.

На сегодняшний день межэтническая напряженность среди городского населения Татарстана отсутствует. Массовых деформаций этнического самосознания, известных как феномены этнонигилизма, ксенофобии, у титульной национальности и соседствующих с ней народов не наблюдается. Семисотлетнее взаимопроникновение культур славянских, тюркских, финно-угорских народов сформировало свой уклад жизни, комплементарно сочетающийся в языках, именах, обрядах, нравах, обычаях. Отсюда и берет начало специфическая ментальность, которая может быть охарактеризована как ригидно-толерантная в отношении инородцев и инноваций. Именно поэтому массовая эвакуация разноязыких народов из Белоруссии, Украины, Прибалтики и центральной России в 1941-42 гг. и переселение смешанных семей беженцев из новорожденных государств Центральной Азии и республик Северного Кавказа в 1990-93 гг, не были восприняты титульной национальностью республики как угроза его национальной рафинированности, как покушение на сложившуюся эклектическую культуру.

В толерантных межэтнических отношениях сфокусировались векторы разумной интернациональной, межконфессиональной, образовательной и миграционной политики, проводимой в Татарстане с 1990-х годов. Реиммиграция вынужденных переселенцев, бесконфронтационное сосуществование разных конфессиональных направлений (православия, протестантизма, ислама, иудаизма), численный рост интернациональных брачных союзов, реальная возможность добровольно получить общее среднее образование малочисленным этническим общностям (удмуртам, чувашам) на своем родном языке служат тому доказательством.

Январь 24, 2019 Общая психология, психология личности, история психологии
Еще по теме
Глава 4. ПСИХОЛОГИЯ МЕЖЭТНИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ
ДЕТЕРМИНАНТЫ МЕЖЭТНИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ
Самойлова А. С. ОСОБЕННОСТИ СУПРУЖЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ В МЕЖЭТНИЧЕСКИХ БРАКАХ
С.Д. Гуриева СОВРЕМЕННОЕ ИЗУЧЕНИЕ МЕЖЭТНИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕЖЭТНИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ
Лю Ц.Ф. ТОЛЕРАНТНОСТЬ В КОНТЕКСТЕ МЕЖЭТНИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ У СТУДЕНТОВ
Бублик Мария Михайловна СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ МЕЖЭТНИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ ПОДРОСТКОВ
СУВЕРЕННОСТЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА ЛИЧНОСТИ КАК ОСНОВА ТОЛЕРАНТНЫХ МЕЖЭТНИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ
Глава 3. СОЗДАНИЕ НАРОДА
ЦИФРЫ РАЗНЫХ НАРОДОВ
ТРАДИЦИИ НАРОДОВ КАВКАЗА: ПОТЕНЦИАЛ ТОЛЕРАНТНОСТИ
К. В. Ким ИССЛЕДОВАНИЯ ЭТНОСОЦИАЛЬНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ НАРОДА САХА
Дмитриев ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСКУССТВЕННОГО РОДСТВА У НАРОДОВ СЕВЕРНОГО КАВКАЗА
ТОЛЕРАНТНОСТЬ КАК ОСНОВА ЭТНОКОНФЕССИОНАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ НАРОДОВ ДАГЕСТАНА
Глава 1. КОММУНИКАЦИЯ ЭТО VALIUM НАРОДА
Инденбаум Е.Л. НАРУШЕНИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ НАРОДОВ СЕВЕРА
Глава 3. СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ МЕЖЭТНИЧЕСКОЮ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
ЭТНОЛОГИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ МЕЖЭТНИЧЕСКОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ
МЕЖЭТНИЧЕСКИЕ КОНФЛИКТЫ
СПЕЦИФИКА МЕЖЭТНИЧЕСКОЙ КОММУНИКАЦИИ В СУБЪЕКТАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Добавить комментарий