Духовное обострение: обьяснение и врачевание кризисов Преображення

Одной из самых важных заслуг исследования холотропных состояний является осознание того, что многие из болезненных проявлений, которым по сложившемуся обыкновению сгавится диагноз психотических и которые сегодня безо всякого разбору лечатся посредством супрессивной медикаментозной терапии, в дейсгвительносги являются периодами тяжелых затруднений на пути коренного личносгного изменения и духовного раскрытия. Ведь такие духовно-душевные кризиси, если их правильно п они мать и поддерживать, приводят к змоциональному и психосоматическому исцелению, к удивительным психологи ческим переменам и к зволюционному развитию сознания (Спо^ апсі Сго^, 1989, 1990).

Случаи подобного свойсгва можно найти в описаннях жития шаманов, йогов, мистиков и святых. И вся мировая мисгическая литература описывает зти кризисы как важные указатели на духовном пути, только подтверждая их исцеляющие и преображающие возможносги. Но конформистское большинство психиатров из-за своих суженных мировоззренческих рамок неспособно разглядеть различие между духовно-душевными кризисами или даже вовсе ничем не отягощенными мистическими сосгояниями и серьезными душевными заболеваниями. Ведь в академической психиатрии структура психики ограничивается послеродовой биографией и сильным биологическим уклоном. Да и при понимании природы и содержания психотических состояний у нее сущесгвуют серьезные затруднения.

Понятие «духовные обострения»*, которым мы с Кристиной окрестили зти состояния, намекает на их благотворные возможносги. Ведь подобная игра слов содержит намек на некое острое сосгояние, после которого, как после кризиса во время болезни, насгупает ремиссия, но в то же время она указывает и на то, что зто состояние дает возможносгь проявиться духовным качесгвам и выйти на более высокий уровень душевной жизни и духовного знання. Интересно, что китайский иероглиф, означающий кризис, наглядно представляет базовую идею духовного обострения. Зта идеограмма состоит из двух образов, первый из которых обозначает опасносгь, а другой — благоприятную возможносгь.

Среди благих последсгвий, которые непосредсгвенно вытекают из духовно-душ евных кризисов, если им позволяется следовать их есгесгвенному протеканию, можно назвать и улучшение психосоматического здоровья, и возросшее жизнелюбие, и более сгоящую жизненную стратегию, и расширившийся взгляд на мир, отныне включающий и духовное измерение существующего. А при успешном завершений и приятии вовнутрь себя подобных собьггий происходит сущесгвенное уменьшение враждебносги, возрастание расовой, политической или рели ги озной терпи мости, расширение зкологического сознания, а иерархия жизненных ценностей и приоритетов изменяется необычайно глубоко. Не будет п реу велич єн ием говорить даже и о том, что успешное исполнение и приятие в себя таких духовно-душевных кризисов может выводить индивида на более высокий уровень зволюции сознания.

Ведь в последние десятилетия мы замечаем, насколько бысгро возрасгает интерес к вещам духовным, что подчас ведет к широкому зкспериментированию с первобытными, древними или современными «технологиями священного», то есгь с такими изменяющими ум методами, которые могут содейсгвовать духовному раскрытию.

Среди последних представлена и разнообразные шаманские приемы, и восточные методы медитации, и психоделические вещесгва, и мощные психотерапии переживання, и лабораторные методики, развитые клинической психиатрией. Согласно общесгвенным опросам, число американцев, у которых когда-либо бывали духовные переживання, за последние полвека значительно возросло. И, по всей видимосги, зто сопровождалось параллельным возрасганием числа случаев духовных обосгрений.

Кажется, что все большее число людей осознает, что подпинная духовносгь, основанная на глубоком личном переживаний — необычайно важное измерение жизни. Из-за разрасгания мирового кризиса, вызванного матери алисгической направленносгью западной технологической цивилизации, становится очевидним, что сегодня мы слишком высокой ценой расплачиваемся за то, что не признавали и отвергали духовное начало. Ведь из своей жизни мы изгнали силу, которая питает, укрепляет, придает смысл и значимосгь всему человеческому сущесгвованию.

На индивидуальном уровне расплатой за подобную утрату духовности стал такой способ жизни, который делает выхолощенной, отчужденной, бесплодной, напрасной саму жизнь, что и приводит к возрастанию числа змоциональных и психосоматических заболеваний. И на уровне общественном отсутствие духовных ценностей ведет к таким стратегиям существования, которые угрожают сохранению самой жизни на нашей планете. Стоит только вспомнить о хищническом опусгошении невозобновляемых ресурсов, о загрязнении естественной среды, о нарушений зкологического равновесия и использовании силы в качестве базового средства разрешения возникающих затруднений.

Позтому в интересах каждого из нас отыскивать пути возвращения духовного начала в нашу ин диви дуальную и общесгвенную жизнь. Что должно будет включать не только теоретическое признание духовносги как жизненно важной сгороны существования, но еще и поощрение и общественное одобрение тех видов деятельности, которые способсгвуют раскрытию через переживание прохода к духовным измерениям дейсгвительносги. Важной частью зтой работы должно стать развитие таких необходимых сп особо в поддержки людям, испытывающим кризис духовного раскрытия, которые способ сгвовали бы осуществлению благоприятных возможн остей зтих состояний.

В 1980 году Крисгина основала Сеть неотложной духовной помощи (СНДП) — организацию, призванную соединять индивидов, испытывающих духовно-душевные кризиси, и тех профессионалов, кто способен и готов оказывать помощь, основываясь на новом понимании зтих состояний. И сегодня ответвления СНДП существуют уже во многих сгранах мира.

Январь 24, 2019 Общая психология, психология личности, история психологии
Еще по теме
Причины, вызывающие духовные обострения
Разновидности духовных обострений
Диагностика духовных обострений
ДУХОВНЫЕ КРИЗИСЫ
Часть ТИПЫ ДУХОВНЫХ КРИЗИСОВ
Духовно-психические корни глобального кризиса
ПОНЯТИЕ ДУХОВНОГО КРИЗИСА Темнее всего в предрассветный час.
Книга вторая ПСИХОТЕХНИКА ДУХОВНЫХ КРИЗИСОВ
Обычные и необычные явления. Духовный кризис
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ С ДУХОВНЫМИ КРИЗИСАМИ
Психотерапия и психотехника преодоления духовного кризиса
Серебренникова Елена Александровна, Белова Дина Евгеньевна СМЫСЛОЖИЗНЕННЫЕ ОРИЕНТАЦИИ И ДУХОВНЫЙ КРИЗИС МОЛОДЕЖИ
Духовная смерть как результат фрустрации потребности в духовном
Духовный мир и духовное тело
ПОНЯТИЕ НОРМАТИВНОГО КРИЗИСА И ЕГО МЕСТО В СИСТЕМЕ КЛАССИФИКАЦИИ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ КРИЗИСОВ.
ПОНЯТИЕ НОРМАТИВНОГО КРИЗИСА И ЕГО МЕСТО В СИСТЕМЕ КЛАССИФИКАЦИИ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ КРИЗИСОВ.
ТРАНСФОРМАЦИОННЫЕ ПУТИ, ИЛИ ПУТИ ПРЕОБРАЖЕНИЯ
ПУТЬ ПОСТИЖЕНИЯ И ПУТЬ ПРЕОБРАЖЕНИЯ
Добавить комментарий