Движущие СИЛЫ психотических состояний у взрослых

Несмотря на огромные вложения времени, знергии и денег в психиатрические исследования, природа психотического развития оставалась тайной. Обширные систематические исследования открыли и изучили важные переменные, относящиеся к телосложению и генетике, к гормональним и биохимическим изменениям, к биологическим соотношениям, к психологи ческим и социальным условиям, к влияниям ухудшающейся окружающей среды и многому другому. Но ни одна из них пока еще не оправдала себя в том, что является досгаточно существенной, чтобы обеспечить убедительное обьяснение зтиологии функциональных ПСИХ030В.

Тем не менее, даже если бы биологические и биохимические исследования и были способны обнаружить процессы, которые бы показали свою существенную взаимосвязь со встречаемостью психотических состояний, зто само по себе никак не способствовало бы пониманию природы и содержания психотических переживаний. Ведь в предыдущей главе я уже касался подобного вопроса, когда обсуждал лабораторные исследования психоделических веществ. Потому что в состояниях, вызываемых химически чистими психоделиками, даже если биохимический стимулятор и его дозировка в точности известны, зто никоим образом не дает каких бы то ни было ключей к пониманию природи и содержания вовлеченных переживаний или их межиндивидуальной и внутрииндивидуальной изменчивости. Сам он обьясняет только возникновение глубинного бессознательного материала в сознании.

Ибо та же самая доза в тех же самих обстоятельствах, данная разным людям, может визвать широкий диапазон переживаний, меняющийся от припоминающе-аналитического самоисследования через маниакальные и параноидальные состояния к глубоким мистическим откровениям. Зто показывает, что надежда на находку простого биологического решения для сложнейшего вопроса психозов(и мистических состояний) в дейсгвительносги очень скудна. Ввиду всего перечисленного трудно принять рассуждения подобного рода в качесгве серьезных научных утверждений. Ведь возможность создавать такие переживання єсть явно врожденное достояние человеческой психики само по себе. Феноменология функциональных психозов разно образними путями сочетает око лоро довые и надпичностные феномены со случайной примесью послеродовых биографических злементов.

Переживання, характерные для БПМ-1, представлены в симптоматологии психотических состояний как в своей благоприятной, так и неблагоприятной ипостасях. Многие пациенты переживают случаи симбиотического единения с Вели кой Богиней-Матерью и ощущают себя вскармливаемыми ее маткой или грудью. Зто также переживается подчас как иссгупленное единение с Матерью-Природой, со всей вселенной и Богом. И тогда, когда такие переживання поддерживаются, они могут обеспечить создание мощного опыта для восполнения нехватки симбиотического удовлетворения в собственной ранней истории пациента.

И наоборот, между нарушениями змбриональной жизни и психотическими сосгояниями, с одной стороны, и различными параноидальными искажениями действительности, с другой, по всей видимосги, существует глубокая связь. Поскольку многие дородовые нарушения вызываются химическими изменениями в организме матери, передаваемыми через пуповину, такие параноидальные случаи часто сосредоточиваются на отравляющих причинах или невидимих вредоносных ВЛИЯНИЯХ какого-то иного рода. Ведь многие психотические пациенты полагают, что их пища отравлена, что какие-то ядовитые газы закачивают в их дом или что дьявольский враг подвергает их опасному излучению. Зти враждебные влияния часто совпадают с видениями различных злых сущностей и архетипических демонических существ.

Иной исгочник параноидальных состояний располагается на начальной фазе второй перинатальной матрицы. И в зтом нет ничего удивительного, ведь начало родов — главное и необратимое нарушение дородового существования. Если иметь в виду, насколько неприятными и сбивающими с толку должны о казаться для плода зти два положення, то не трудно вообразить, что появление памяти о наступлении родов или о серьезных внутриутробных осложнениях в сознании может вызвать чувегва всепроникающей тревоги. По очевидним причинам исгочник зтой опасности не может быть определен и осгается неведомым. И тогда индивид егремитея перенести зти чувегва на какое-нибудь угрожающее обегоятельегво во внешнем мире: на тайные подпольные организации, на нацисгов, коммунистов, франкмасонов, ку-клукс-клан или на иные дейсгвительно или возможно опасные группы людей, и даже, может статься, на инопланетных пришельцев. Конкретное содержание подобных зловещих переживаний может также заимсгвоваться и из соответсгвующих областей коллективного бессознательного.

БПМ-2 в своем наиболее развитом виде вносит В психотическую симптоматологию тональносгь глубокого отчаяния и меланхолии, ощущение вечного проклятия, тему нечеловеческих мучений и дьявольских испьгганий. Многие психотические пациенты переживают нескончаемые адские муки и сградания, которые, как им кажется, происгекают из каких-то искусных приспособлений, предназначенных для зтой цели. Исследования психоаналитиков показывали, что машина воздействия, описываемая многими психотическими пациентами, как причиняющая преднамеренные страшные мучения, предсгавляет собою тело «злой матери». Тем не менее, в ходе зтих исследований никому так и не удалось понять, что зловещее и терзающее материнское тело принадлежит не кормящей матери, а матери рожающей (Таизк, 1933). Другими психотическими мотивами, относящимися к БПМ-2 являются переживання бессмысленного, странного и нелепого мира картонных фигур или автоматов и атмосферу гротескных цирковых реприз.

К клинической картине психотических состояний БПМ-3 добавляет богатый набор переживаний, предсгавляющих различные грани зтой сложной матрицы. Титаническая сторона проявляется в виде невыносимых напряжений, мощных знергетических потоков, взаимодейсгвий и разрядов. А соответсгвующие ей воображение и образность связаны с обсгоятельствами насилия во время войн, революций или кровавой резни. Зачасгую все зто может достигать архетипических размерносгей и изображать сцены невероятного масштаба — вселенскую битву между силами добра и зла, сражения ангелов и бесов, титанов, бросивших вызов богам, или богатырей, сражающихся с мифологическими чудовищами.

Агрессивные и садомазохисгские составляющие БПМ-3 служат при чин ой возникновения у психотических пациентов вид єни й, включающих как ужасные жесгокосги разного рода, так и случаи насилия, самоувечий, кровавых убийсгв и самоубийсгв.

Поглощенносгь извращенными сексуальными фантазиями и видениями, переживаннями сексуальних посягательсгв и болезненными насильсгвенными вторжениями в половые органы также является характерної! чертой третьей перинатальной матрицы. Интерес к фекалиям и другим биологическим вьщелениям, а также к магической силе, приписываемой испражнениям и функциям выделения, выдает вовлечение скотологической грани БПМ-3. То же самое верно и в отношении копрофилии и копрофагии, удерживания мочи и фекалий, или же, напротив, отсутсгвия власги над сфинктерами. Переживання сатанинских зрелищ, таких как шабаш ведьм или обряды черной мессы, сочетают смерть, пол, агрессию и скотологию таким образом, как зто в высокой сгепени характерно для БПМ-3. И они очень распросгранены в переживаннях психотических пациентов.

Переход от БПМ-3 к БПМ-4 привносит в палитру психотических переживаний череду духовно-психической смерти и возрождения, апокалиптические видения разрушения и воссоздания мира или виды суда над усопшими и Судного дня, что может сопровождаться отождествлением с Хрисгом или архетипическими образами, представляючі ми смерть и воскресение, и вести к раздуванию зго и мессианских настроєний. Сюда также относятся фантазии и переживання относительно собственного отцовства по отношению к Божественному Дитя или его порождения. Переживання божественной зпифании, видения Великой Богини-Матери или отождесгвление с нею, встречи с ангельскими сущесгвами и являющимися в свете божествами и ощущения спасения или искупления также принадлежат к характерним проявленням БПМ-4.

В то время, когда я впервые высказал предположение, что многое в психотической симптоматологии может оказаться понятным с точки зрения движущих сил, связанных с родами (Сго^, 1975), мне не удалось найти ни одного клинического исследования в поддержку выдвинугой гипотезы или даже выявлявшего такую возможносгь. Было удивительно, сколь мало внимания исследователи уделяли возможносги взаимоотношения между психозами и травмой рождения. Сегодняже, четверть века спусгя, существуют обильные клини ческие свидетельсгва того, что в генезисе ПСИХ030В значительную роль играет именно травма рождения.

По правде говоря, вирусные зараження втечение беременносги матери и осложнения, происходящие во время принятия родов, включая такие как затянувшиеся роды или нехватку кислорода, посгоянно называются среди нескольких упоминаемых факторов риска для шизофрении (У/агпег, 1995; МгідЫ еІ аі., 1997; \^егс!оих апсі Миггау, 1998; Капе, 1999). Но из-за сильного влияния в психиатрии биологического мышления интерпретации зтих данных склоняются к предположению, что само рождение вызывает какое-то едва улови моє коварное нарушение мозга, которое современные методы диагносгики еще не могут определить. Ибо подавляющее большинсгво теоретиков и клиницисгов так и не в состояний признать первосгепенную роль рождения в качесгве базовой психической травмы.

В то время как вышеописанные околородовые переживання зачасгую представляют собой сочетание видов биологической памяти рождения и архетипических мотивов с соответсгвующей тематикой, феноменология психотических состояний может содержать разнообразные надпичностные переживання также и в чисгом виде, без примеси биологических родовых сосгавляющих. Самыми распросгран енными из подоб ных переживаний являются воспоминания прошлых жизней, соприкосновение с внеземным разумом и встречи с различными божествами или демонами. И временами индивиды, которым сгавят диагноз психотиков, могут также иметь чрезвычайно возвышенные духовные переживання,такие, как отождесгвление себя с Богом, с совершенным или с Метакосмической Пусготой.

О многих из вышеописанных переживаний рассказывали мисгики, святые, пророки и духовные учителя всех времен. Нелепо, как мы ранее уже убедились, приписывать все зти переживання какому-то неизвесгному процессу, происходящему в мозгу или еще где-либо в теле, что как раз и является практиком, общепринятой в современной психиатрии. И здесь естественно всгает вопрос о взаимосвязи между психозом и мисгическим переживанием. Я уже довольно долго употребляю здесь понятия «психоз» и «психотический» как нечто общепринятое в академической психиатрии. Но, как мы увидим, наблюдения и переживання холотропных состояний наводят на мысль, что понятие психоза должно быть коренным образом пересмотрено.

Если мы взглянем на зти переживання с точки зрения широкой картографии психики, не ограничивающейся послеродовой биографией, а включающей околородовую и надличностную обласги, сганет ясно, что разница между мисгикой и умсгвенными расстройствами в гораздо меньшей степени относится к природе и содержанию вовлеченных переживаний, нежели к усгановке по отношению к ним, к «переживательному стилю» индивида, к способу исголкования и к способности включать их в себя. В своих лекциях Джозеф Кзмпбелл употреблял выражение, которое отражает зту взаимосвязь: «Психотик тонет в тех самых водах, в которых восторженно купается мисгик». Мой собственные оговорки по отношению к зтой, в иных отношениях чрезвычайно умесгной цитате, относятся к тому обстоятельству, что переживання мисгика бывают под час тяжелыми и напряженными и все они вовсе не обязательно восхитительны. Но ми стик способен увидеть зти испытания в гораздо более широкой перспективе духовного странствия, что включает в себя и более глубокое намерение, и желанную цель.

Подобный подход к психозам имеет скрытые глубинные последсгвия не только для теории, но также и для терапии и, что наиболее важно, для протекания и исхода зтих состояний. Наблюдения терапии переживаний в большой мере подтверждают революционные идеи родоначальников альтернативного понимания психозов К.Г. Юнга (1960), Роберто Ассаджиоли (1977) и Абрахама Маслоу (1964). И зту важную тему мы рассмотрим в следующей главе.

Январь 24, 2019 Общая психология, психология личности, история психологии
Еще по теме
Шаг Силы. Бег Силы.
ПЕРЕЖИВАНИЕ РОДИТЕЛЯМИ ПЕРВОГО ПСИХОТИЧЕСКОГО ЭПИЗОДА У РЕБЕНКА
ПРИНЦИП ДВИЖУЩЕЙСЯ ЧАСТИ
«ДВИЖУЩИЕСЯ КАРТИНЫ» (КИНЕМАТОГРАФ)
АДЛЕРИАНСКУЮ КОНЦЕПЦИЮ ДВИЖУЩИХ СИЛ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ
МИЛЕШКИНА Ю.Ю. НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕЯ, КАК ДВИЖУЩАЯ СИЛА ОБЩЕСТВА
ПОНИМАНИЕ СЕБЯ, СВОИХ ДВИЖУЩИХ МОТИВОВ, СКРЫТЫХ ПРУЖИН, СТАНДАРТНЫХ МОДЕЛЕЙ И ПАТТЕРНОВ ПОВЕДЕНИЯ.
Стойка Силы.
САМОВОСПИТАНИЕ СИЛЫ ВОЛИ.
ГЛАВА РАЗВИТИЕ СИЛЫ ВОЛИ
ПЯТЬ КОРНЕЙ СИЛЫ ВОЛИ
3.8. Семь элементов Силы.
Добавить комментарий