«ДВИЖУЩИЕСЯ КАРТИНЫ» (КИНЕМАТОГРАФ)

Эффект кажущегося движения могут вызвать не только такие простые, последовательно воздействующие на зрительную систему стимулы, как расположенные рядом точечные источники света (рис. 8.13).

На принципах, о которых будет рассказано в этом подразделе,

На принципах, о которых будет рассказано в этом подразделе,

основан один из самых знакомых и убедительных примеров движения — «движущиеся картины».

13. Кажущееся движение на примере двух расположенных

13. Кажущееся движение на примере двух расположенных

рядом неподвижных стимулов

Если всматриваться в изображение вертикальной линии а, за которой следует горизонтальная линия б,

то примерно через 60 мс покажется, что вертикальная линия сместилась на 90° по часовой стрелке в.

Разумеется, сами картины не двигаются. Речь идет о кинематографе — о проецировании на экран быстро сменяющих друг друга кадров, на которых запечатлены очень незначительно отличающиеся друг от друга сцены. Каждый последующий кадр отличается от предыдущего небольшим изменением положения в пространстве движущегося объекта. Если эта последовательность неподвижных кадров проецируется на экран с надлежащей скоростью (обычно 24 кадра в секунду), возникает ощущение движения. Так же как и в случае стробоскопического движения, характер кажущегося движения, создаваемый движущимися картинами, зависит от скорости проецирования.

Если скорость мала, видны только мелькания или — при совсем незначительной скорости — ряд отдельных кадров, если же скорость слишком велика — все кадры сливаются в расплывающееся пятно (история кинематографа, а также технология производства кинокартин и анализ их восприятия кратко описаны в Wead & Lellis, 1981, подробное и небезынтересное изложение этой проблемы читатель найдет в Hochberg, 1986).

Как уже было сказано при обсуждении таких явлений, как эффекты маскировки и инерция зрения (см. главу 4), реакция зрительной системы на визуальную стимуляцию продолжается еще какое-то время и после исчезновения вызвавшего ее раздражителя. В случае же киноленты, если ряд отдельных кадров демонстрируется с надлежащей скоростью, в нейронах, возбужденных предыдущим кадром, потенциалы действия продолжают возникать и после того, как на экране возник последующий кадр. А это значит, что изображение, запечатленное на каждом кадре, «сливается» с изображениями, запечатленными на предшествующем и следующем кадрах, что и производит впечатление непрерывного движения. Зрительная система интегрирует, или суммирует, ряд последовательных образов, создавая иллюзию непрерывной визуальной сцены или события. Ниже описано экспериментальное подтверждение феномена, называемого кинетическим затуманиванием и основанного на эффекте последействия.

Январь 24, 2019 Общая психология, психология личности, история психологии
Еще по теме
ТИПЫ ОТНОШЕНИЯ К ПРОИЗВЕДЕНИЯМ ХУДОЖЕ-СТВЕННОГО КИНЕМАТОГРАФА
ПРАВИЛЬНЫЕ КАРТИНЫ ПОМОГАЮТ — ОШИБОЧНЫЕ КАРТИНЫ ВРЕДЯТ
ПРИНЦИП ДВИЖУЩЕЙСЯ ЧАСТИ
Движущие СИЛЫ психотических состояний у взрослых
АДЛЕРИАНСКУЮ КОНЦЕПЦИЮ ДВИЖУЩИХ СИЛ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ
МИЛЕШКИНА Ю.Ю. НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕЯ, КАК ДВИЖУЩАЯ СИЛА ОБЩЕСТВА
ПОНИМАНИЕ СЕБЯ, СВОИХ ДВИЖУЩИХ МОТИВОВ, СКРЫТЫХ ПРУЖИН, СТАНДАРТНЫХ МОДЕЛЕЙ И ПАТТЕРНОВ ПОВЕДЕНИЯ.
КАРТИНА МИРА
5.5.1. Картинные дисплеи
КАРТИНА БЫЛА ОГРАНИЧЕННОЙ
3.4. ПОНИМАНИЕ СМЫСЛА СЮЖЕТНЫХ КАРТИН (ПРОБА 5)
Добавить комментарий