ДВОЙСТВЕННОЕ ВОСПРИЯТИЕ СВЯЗИ «ФИГУРА—ФОН»

В тех случаях, когда конфигурация образована двумя отличными друг от друга и однородными элементами, из которых ни один не включен в другой и которые к тому же имеют общие границы, оба элемента с одинаковой вероятностью могут восприниматься как фигуры и возможны разные толкования их взаимосвязи (рис. 7.4, а-г).

Когда рассматриваешь подобные неоднозначные рисунки, обычно в самом начале один из их элементов воспринимается как фигура, но вскоре она начинает казаться фоном. На рис. 7.4, а представлены два креста, на поверхности одного из них — радиально расходящиеся лучи, на поверхности второго — концентрические дуги. Когда как фигура воспринимается «концентрический» крест, радиальные линии образуют фон. Однако если как фигура воспринимается «радиальный» крест, концентрические линии, становясь частью фона, начинают казаться непрерывными и создается впечатление, будто концентрические линии продолжаются и за фигурой.

3. Стимул, использованный для определения роли

3. Стимул, использованный для определения роли

секторального угла в восприятии сочетания «фигура-фон». Чем меньше секторальный угол креста,

тем выше вероятность его восприятия как фигуры. (Источник Оуата, 1960)

Фигура и фон таких неоднозначных конфигураций могут поменяться местами в результате переключения внимания. Стоит только сменить «фокус внимания», как фон начинает восприниматься как фигура, и наоборот.

Более того, как следует из рис. 7. А, б, выявление фигуры облегчается также и когнитивными факторами,

4. а — конфигурация, каждый из элементов крторой может

4. а - конфигурация, каждый из элементов крторой может

быть признан фигурой (Источник. Rubin, 1915/ 1958). б -узоры с неоднозначными связями «фигура-фон». Возможно двоякое восприятие: видны либо черные символы неправильной формы на белом фоне, либо белые слова — на черном фоне. Восприятие белых слов сперва может показаться трудным, поскольку черные символы имеют явно выраженную тенденцию к тому, чтобы восприниматься как фигура (Источник. Davis, Schiffman & Greist-Bousquet, 1990). в — узор, образованный черными и белыми вереницами всадников и воспринимаемый двояко (Источник:«1989 М. С. Escher Heirs/Cordon Art-Baam-Holland»). г — воспринимаемый двояко узор. Наблюдатель видит либо два кубка, либо силуэтные изображения человеческих профилей

г

например, если понять, что белое пространство, окружающее черные знаки, — слово, имеющее определенный смысл. (Подсказка: слово означает конечную цель бейсбольного бэттера; Davis, Schiffman & Greist-Bousquet, 1990.) Следует, однако, признать, что, как правило, мы без труда понимаем, что — фигура, а что — фон. В реальном мире такие двойственные сочетания фигуры и фона, как те, что представлены на рис. 7.4, встречаются редко и только в виде объектов неприродного происхождения.

Январь 24, 2019 Общая психология, психология личности, история психологии
Еще по теме
ВОСПРИЯТИЕ СОЧЕТАНИЯ «ФИГУРА—ФОН»
ТАКТИЛЬНОЕ ВОСПРИЯТИЕ СОЧЕТАНИЯ «ФИГУРА—ФОН»
СОЧЕТАНИЕ «ФИГУРА—ФОН» И ОРГАНИЗАЦИЯ ВОСПРИЯТИЯ
8.5. Предмет и фон в восприятии
МУЛЬТИСТАБИЛЬНЫЕ (ОБРАТИМЫЕ) ФИГУРЫ С ДВОЙСТВЕННЫМ ВОСПРИЯТИЕМ ГЛУБИНЫ
ВОСПРИЯТИЕ ИЛЛЮЗОРНЫХ, ДВОЙСТВЕННЫХ И ПОДПОРОГОВЫХ ОБЪЕКТОВ ЛЮДЬМИ В РАЗЛИЧНЫХ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЯХ
СУБЪЕКТИВНОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ ПОДРОСТКОВ В СВЯЗИ С ВОСПРИЯТИЕМ РОДИТЕЛЬСКОГО ОТНОШЕНИЯ К СЕБЕ
ДВОЙСТВЕННАЯ ЗАДАЧА.
ФИГУРА И ФОН (FIGURE /GROUND)
ЧЕЛОВЕК ЯВЛЯЕТСЯ ДВОЙСТВЕННЫМ
Добавить комментарий