ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД

Весьма оригинальный подход к восприятию разработан Джеймсом Дж. Гибсоном (1904-1979). Он предположил, что внутренние мыслительные процессы играют в нем либо незначительную роль, либо вовсе в нем не участвуют. Основой его подхода является мысль о том, что, перемещаясь в окружающем мире, наблюдатель непосредственно усваивает информацию, необходимую для эффективного адаптивного восприятия. В соответствии с его представлениями сигнал, который посылает внешний мир, — информация, поступающая в виде зрительного образа, — содержит все необходимые сведения, вполне достаточные для непосредственного восприятия физического мира, поэтому нет необходимости ни в каком-либо посредничестве, ни в его дополнительной обработке. По мнению Гибсона, изменения визуальной текстуры поверхностей являются важным источником пространственной информации. Как правило, предметы, лежащие на уходящей вдаль поверхности, воспринимаются нами как трехмерные. Получение непосредственной пространственной информации является результатом проецирования на сетчатку зернистых, или текстурированных, поверхностей. По мере того как расстояние между наблюдателем и поверхностью увеличивается, создается впечатление, что элементы, образующие текстуру поверхности, уменьшаются и все вместе формируют более плотную, гладкую поверхность. Напротив, при уменьшении расстоя^ ния между наблюдателем и поверхностью образующие ее элементы начинают казаться более крупными, а сама поверхность более грубой (рис. 1.5). Постепенное изменение текстуры поверхности в зависимости от расстояния называется градиентом текстуры.

5. Пространственная информация, получаемая от

5. Пространственная информация, получаемая от

текстурированной поверхности

Постепенное изменение плотности текстуры, являющееся следствием определенного расположения элементов, производит впечатление уходящей в бесконечность плоскости Если бы вам пришлось рассматривать реальные поверхности, изображенные на этом рисунке, визуальные проекции их текстуры показались бы грубыми вблизи, а по мере удаления от них становились бы все тоньше и однороднее Постепенное изменение текстуры поверхности в зависимости от расстояния называется градиентом текстуры

Вторым источником непосредственной информации, касающейся пространственного восприятия, является способ восприятия изображения глазами в тот момент, когда наблюдатель или объекты меняют свое положение в пространстве или приходят в движение Характер изменений в изображениях, перемещающихся перед глазами, создает немедленное, непосредственное впечатление о пространственном расположении объектов относительно наблюдателя, и не требуется ни обработки информации, ни анализа сигналов о глубине или расстоянии

Сравним эту точку зрения с конструктивистским подходом, в соответствии с которым восприятие — это результат обработки информации Различие между этими двумя трактовками может быть проиллюстрировано рис 1 6, на котором изображены одинаковые диски, в перспективе кажущиеся разновеликими

Рис.

1.6. Равновеликие диски, расположенные на

6. Равновеликие диски, расположенные на

текстурированной поверхности и в перспективе кажущиеся разновеликими Несмотря на то что образы на сетчатке более удаленных от глаз дисков меньше, в соответствии с непосредственным восприятием последние кажутся примерно равными, поскольку все они занимают одинаковое количество текстурных единиц

В соответствии с конструктивистским подходом это происходит потому, что верхний диск кажется более удаленным и наше восприятие его размера учитывает и этот признак удаленности. Иными словами, мы мысленно компенсируем разницу в расстоянии. В соответствии же с подходом, основанным на непосредственном восприятии, напротив, не требуется никакой подобной компенсации расстояния, поскольку сам рисунок дает достаточно информации, для того чтобы воспринять размеры дисков непосредственно, без всяких дополнительных данных о расстоянии. Каждый диск занимает примерно четыре текстурные единицы на хорошо видной поверхности. Следовательно, при естественном восприятии мира то обстоятельство, что диски занимают равные площади, указывает на то, что они равны по величине. Экологический подход Гибсона (название связано с тем, что данный подход исходит из адаптивной связи воспринимающего организма с окружающей его средой) еще раз подтверждает принципиально важную мысль о том, что восприятие является естественным процессом, сформировавшимся в результате эволюции для связи с реальным миром. Следовательно, изучение восприятия должно быть прежде всего направлено на естественные сигналы, которые типичный наблюдатель получает из окружающего его мира.

Январь 24, 2019 Общая психология, психология личности, история психологии
Еще по теме
ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД У. БРОНФЕНБРЕННЕРА В СПОРТИВНОЙ ПСИХОЛОГИИ
ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД ГИБСОНА
МЕНТАЛЬНАЯ РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ И ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД
ЭМПИРИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В ПСИХОЛОГИИ СПОРТА В РАМКАХ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА
9.3.1 Экологический подход: вклад Джи Джи Гибсона
3.4.3. ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ЭКСПЕРТИЗЫ
РОЛЬ ОБЩЕСТВЕННОСТИ В ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ЭКСПЕРТИЗАХ.
ТЕОРИИ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ СИСТЕМ
СИСТЕМА ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ЭКСПЕРТИЗ.
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ (ECOLOGICAL PSYCHOLOGY)
Соколова Н.Ю. развитие ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ. РОЛЬ ПСИХОЛОГА
ОБЩЕСТВЕННАЯ ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА
О процедуре государственной экологической экспертизы.
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ВАЛИДНОСТЬ (ECOLOGICAL VALIDITY)
8.4. Экологическая характеристика мира индивидуальности
К ВОПРОСУ О ФОРМИРОВАНИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ УЧАЩИХСЯ
ХАЩЕНКО Н.Н. ОТНОШЕНИЕ К ЭКОЛОГИЧЕСКИМ УСЛОВИЯМ ЖИЗНИ
Добавить комментарий