Эквивалентность октав, высота тона и тональный хроматизм.

Отношение каждого тона данной октавы к любому другому тону данной октавы для всех октав одинаково. Это значит, что в то время, как Е4 звучит примерно так же, но несколько ниже, чем E5t соотношение между Е4, D4 и Этакое же, как между Е5, D5 и F5.

Перцептивное сходство тонов, отстоящих друг от друга на расстоянии октавы, например сходство Е4 с D4 с D5, называется эквивалентностью октав и подчеркивает то обстоятельство, что в музыкальном контексте тон должен оцениваться не только с точки зрения его высоты. Это можно проиллюстрировать с помощью необычной фигуры, аналогичной старомодной традиционной вывеске цирюльника — шесту, окрашенному по спирали в красный и белый цвета, превращенной в винтовую (геликоидальную) спираль (рис. 14.6). (Эта конфигурация основана на схеме, предложенной в 1846 г. М. У. Дробишем и описанной в работе Ruckmick, 1929.)

Вертикальный параметр, называемый высотой тона, характеризует результирующую высоту звука (т. е. ощущение высоты звука) и зависит от частоты стимула. На горизонтальных плоскостях, являющихся

виткам спирали, представлен параметр, на- Рис’14’6, ДвухмеР»06 представление

высоты звука

зываемыи тональным хроматизмом и отра- жающий относительное положение данно- Высота тона отРажает Результирующую высоту,

^ о которая зависит от частоты стимула, а тональная

го тона внутри данной октавы. Один полный к 7 ‘ ~ _

J 1 0 хрома — положение тона внуши данной октавы

виток спирали соответствует одной октаве.

Звуки, принадлежащие разным октавам и отстоящие друг от друга на расстоянии одной октавы (например, G2, G3 и G4), лежат на одной оси и близко примыкают друг к другу.

С точки зрения восприятия важна не только эквивалентность октав, но и другие соотношения межу музыкальными тонами. Например, если частота одного тона в полтора раза больше частоты другого (соотношение между частотами, равное 3:2, называется идеальной квинтой) или если частоты двух тонов относятся, как 4:3, то при совместном звучании эти тоны консонируют в отличие от тонов, частоты которых связаны другими соотношениями (исключение составляют тоны, отношение частот которых равно 2 и которые отстоят друг от друга на расстоянии одной октавы. См. Krumhansl & Kessler, 1982).

Январь 24, 2019 Общая психология, психология личности, история психологии
Еще по теме
ОКТАВЫ.
ВЫСОТА
ВЫСОТА ЗВУКА.
ВЫСОТА И ИНТЕНСИВНОСТЬ
МЕТОД БЕКЕШИ, ИЛИ МЕТОД СЛЕЖЕНИЯ: ТОНАЛЬНЫЕ ПРОБЕЛЫ.
6.2.5. ВЫСОТА ЗВУКА
Субъективные свойства тона
ЭКВИВАЛЕНТНЫЕ КОНТРОЛЬНЫЕ ГРУППЫ
ПРОБЛЕМА СОЗДАНИЯ ЭКВИВАЛЕНТНЫХ ГРУПП
ВОСПРИЯТИЕ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ ТОНОВ РАЗНОЙ ВЫСОТЫ: МЕЛОДИИ
ПРОБЛЕМА СОЗДАНИЯ ЭКВИВАЛЕНТНЫХ ГРУПП
ГЕНЕЗИС ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ТОНА ОЩУЩЕНИЙ.
ПРИМЕР 1 1 . ЭКВИВАЛЕНТНЫЕ КОНТРОЛЬНЫЕ ГРУППЫ И СТРЕСС
Добавить комментарий