ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНО-ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО КОНФЛИКТА.

Экзистенция (существование) — одно из основных понятий экзистен- циальной философии и психологии, которые изучают способ бытия чело-веческой личности. В центре данного философского учения стоит идея не-объективируемости «Я» (Эго) человека, в отличие от возможности объективации знаний, умений, способностей, психических актов. Экзистенцио-нализм подчеркивает иррациональний характер человеческого существования, принципиальную непознаваемость «Эго» рационалистическими способами.

Один из представителей данного направления Р. Мэй считает, что утрата витальной ценности и смысла жизни приводит к возникновению экзи- стенциальной тревоги. Эта тревога является реакцией личности на угрозу существования ценностям, идентифицируемым со всей жизнью в целом, и рассматривается в качестве ключевого феномена внутреннего конфликта личности.

Экзистенциальные конфликты, по мнению другого представителя рассматриваемого подхода И. Ялома, возникают благодаря неизбежной jконфронтации людей с данностями бытия: смерть, свобода, ответственность, изоляция, бессмысленность. Он считает страх перед ними важным признаком внутриличностного конфликта. Экзистенциальная тревога существенно подрывает веру человека в себя, снижая личностные возможности (потенциал) по преодолению жизненных трудностей.

Одной из разновидностей экзистенциальной консультативной психо- логии является концепция гештальт-терапии, разработанная Ф. Пёрлзом (2004). Она интегрировала в себе гештальтпсихологию (психологию холизма), психоаналитическую теорию и экзистенцинальный анализ. Со- гласно данной концепции, внутренний конфликт представлен в сознании человека как проблема утраты непрерывного осознавания своих глубинных мыслей и переживаний подлинного «Я». Ф. Перлз видит проявление конфликта в субъективном переживании чувства «тупика», когда активность личности парализована. При этом человек может быть внешне cno- койным, а внутренне — разорванным на части противоположными силами.? Личность уходит от контакта с полярными тенденциями, не желая их осоз-навать и отчуждаясь от самой себя. Нарушение внутреннего диалога между противоречивыми тенденциями личности является значимым призна- ком внутреннего конфликта.

Экзистенциально-духовная психология исследует внутренние кон- фликты на духовно-нравственном уровне.

Анализ личности здесь ориенти- рован на раскрытие внутреннего мира человека, в основе которого лежит!

ин j ериоризованная система ценностей и связанная с ней чувственная сфера глубоких переживаний. Духовный уровень личности связан с мироощущением, мировосприятием и миропониманием. Источником конфликта является неспособность человека изменить целостное восприятие мира и себя в нем, примириться с реальностью; он сопровождается чувством опустошенности и одиночества (Братусь, 1998; Зеличенко, 1986).

В рамках гуманистической психологии причинно-следственные отношения при адаптации описываются схемой «конфликт — фрустрация -акты приспособления».

Представитель гуманистической психологии К. Роджерс (2001, 2002) под внутренним конфликтом понимает рассогласование своего поведения, чувств, вызванных реальным «Я» и представлений об идеальном «Я» («Я-концепция»). Это несоответствие может возникать, когда Я-концепция чрезмерно обусловлена ценностями и представлениями, исходящими от других людей. Для понимания поведения личности в состоянии внутреннего конфликта необходимо исследовать ее систему ценностей, которая как системообразующий фактор определяет содержательную и структурную составляющие Я-концепции.

Следующий представитель гуманистической психологии А. Маслоу считал, что конфликт возникает при рассогласовании базовых потребностей личности. Внутренний конфликт проявляется как неспособность личности принимать ответственные решения в сложных жизненных ситуациях. Исследуя психологию выдающихся людей, он пришел к выводу, что гармонично развитая и независимая личность, наиболее полно и творчески реализующая себя в жизни, свободная от неразрешимых внутренних противоречий обладает высокими адаптивными свойствами.

Таким образом, с точки зрения гуманистической психологии внутри-личностные конфликты, возникающие в процессе жизнедеятельности, необходимы человеку для его полноценного развития. Процесс активной адаптации направлен в первую очередь на редуцирование эмоциональной напряженности, вызванной внутренним конфликтом, с последующим творческим самораскрытием личности (Г. Олпорт, А. Маслоу, К. Роджерс, В. фРанкл).

Январь 24, 2019 Общая психология, психология личности, история психологии
Еще по теме
ГЛАВА 3. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ ВНУТРЕННЕГО КОНФЛИКТА КАК ФАКТОРА АДАПТАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА ЛИЧНОСТИ
РАБОТА С КОНФЛИКТАМИ В ГУМАНИСТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ
Внутренние конфликты. Конфликты с внешней средой
К. ХОРНИ: «НАШИ ВНУТРЕННИЕ КОНФЛИКТЫ»
4 этап: актуализация и разрешение внутреннего конфликта
3.3. КОГНИТИВНАЯ МОДЕЛЬ ВНУТРИЛИЧНОСТНОГО КОНФЛИКТА
ПРИМЕНЕНИЕ МОДЕЛИ КОНФЛИКТА
3.2. МОТИВАЦИОННО-ПОЛЕВАЯ МОДЕЛЬ ВНУТРИЛИЧНОСТНОГО КОНФЛИКТА
5.3. «ЛЕЧЕБНЫЙ» ПОДХОД И ВНУТРЕННИЙ КОНФЛИКТ: НЕОБХОДИМОСТЬ АДАПТИРОВАТЬ ОРГАНИЗАЦИИ И САМУ РАБОТУ К НОВОМУ ЭТАПУ ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА
3.1. ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ВНУТРИЛИЧНОСТНОГО КОНФЛИКТА
МОДЕЛЬ КОНФЛИКТА МИЛЛЕРА
3.6. МОТИВАЦИОННО-СМЫСЛОВАЯ И ФУНКЦИОНАЛЬНО-ДИНАМИЧЕСКАЯ МОДЕЛИ ВНУТРИЛИЧНОСТНОГО КОНФЛИКТА.
ИЗУЧЕНИЕ СПЕЦИФИЧЕСКИХ ФОРМ СОЦИАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ КАК МОДЕЛЕЙ КОНФЛИКТА
Кукушкина Анна Алексеевна МОДЕЛЬ РАЗРЕШЕНИЯ РОЛЕВОГО КОНФЛИКТА В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЯ.
9.5. Oтличия и сходство внутренних целей и внутренних причин
РАЗНЫЕ ФЕНОМЕНОЛОГИИ КОНФЛИКТА И РАЗНЫЕ ОБЪЯСНИТЕЛЬНЫЕ МОДЕЛИ
Добавить комментарий