ЭЛЕМЕНТЫ ФОРМЫ

Исследователи восприятия задались вопросом, существуют ли некоторые
простейшие элементы формы, на которые объекты любой конфигурации
могут быть разложены. Может быть, восприятие формы строится анало-
гично сбору некоторой машины: из отдельных деталей выстраивается це-
лостный образ. Работы двух известных физиологов [Hubel, Wiesel, 1959,
1979] позволяют полагать, что приведенное выше положение не лишено
смысла. Хьюбел и Визел исследовали активность отдельных клеток коры
головного мозга в ответ на предъявление различных стимулов. Они обна-
ружили определенную избирательность некоторых клеток по отношению
к некоторым зрительным элементам. Например, одна клетка могла не ре-
агировать или почти не реагировать на горизонтальные линии, но реаги-

ровать на вертикальные, а другая, наоборот, реагировала только на гори-
зонтальные линии. Такие клетки были названы детекторами признаков.
Каждая из них как бы искала в зрительном поле то, что ей «ближе и род-
ней». Кроме того, Хьюбел и Визел обнаружили клетки, которые реагиро-
вали на более сложные сочетания визуальных форм, например, только на
правосторонние углы.

Открытие детекторов признаков могло легко ввести психологов во ис-
кушение объяснить процесс восприятия формы примерно следующим (до-
вольно механическим) образом. Перцептивная система детектирует призна-
ки, связанные с наблюдаемым объектом, «сваливает» их все в один «мешок»,
а потом определяет, у какого из возможных обьектов имеются в наличии все
собранные признаки. Если такой объект найден, процесс идентификации
завершен. Мы уже знаем, что это такое. Рассмотрим простой пример. Мы
видим перед собой нечто и хотим понять, какая это буква: Л или Д. По-
ступающая информация анализируется с помощью детекторов признаков.
Детекторы сообщают нам о наличии в изображении горизонтальной линии.
Мы «спрашиваем» себя, в какой букве есть эта линия. В обеих. Далее де-
текторы сообщают нам о наличии вертикальной линии. Эта линия есть в
обеих буквах, поэтому на основе и этой информации невозможно решить,
какая это из двух возможных букв. Смотрим еще: обнаружена вторая го-
ризонтальная линия. Она есть только у Д. Значит это Д. Процесс опозна-
ния закончился.

Пример по необходимости упрощен, поскольку мы рассматривали толь-
ко два возможных объекта (две перцептивные гипотезы): Л и Д.

Но если
строго следовать логике построения образа из деталей и считать это един-
ственным механизмом идентификации формы, то в качестве возможных
гипотез по меньшей мере должны выступать все известные субъекту пред-
меты. Вряд ли природа будет поступать так неэкономно и жестоко, чтобы
заставлять человека каждый раз при опознании объектов держать в голове
(в оперативной памяти) все известное ему.

И действительно, как показывают исследования, наряду с информаци-
ей, идущей как бы снизу, от отдельных признаков, существует и поток ин-
формации сверху. Приступая к процессу опознания объекта, человек фор-
мирует набор перцептивных гипотез, ожиданий и установок, которые в
общем случае повышают эффективность процесса опознания, ограничи-
вая зону поиска решения, но вместе с тем могут приводить к разного рода
недоразумениям и ошибкам, когда ожидания и установки существенно
расходятся с истинным положением вещей [Арбиб, 1976; Найссер, 1981;
Эделмен, Маунткасл, 1981; Натадзе, 1960; Узнадзе, 1961].

Иллюстрацией влияния на процесс опознания установок и ожиданий
наблюдателя могут, например, служить эксперименты, направленные на
исследование влияния контекста (ситуации, в которой происходит наблю-
дение) на результаты опознания объектов. Представьте себе, что вы нахо-
дитесь в зоопарке. Вы не удивитесь, если увидите там антилопу, посколь-
ку контекст (ситуация) навязывает вам определенные ожидания относи-
тельно возможности встречи с определенного рода объектами — в данном

случае с животными. Возьмем другой контекст. Вы у себя в квартире, на
кухне. Внезапно вы видите что-то промелькнувшее в коридоре (забегая
вперед, скажем, что это была антилопа). Легко ли вам будет опознать этот
объект? Вряд ли. Вы примете его за грабителя, собаку Баскервилей и бог
знает, за что еще. Далеко не сразу вы поймете, что это была обычная и в
общем безобидная антилопа. Почему процесс опознания так затруднен в
данном случае? Потому что домашний контекст не формирует ожиданий
появления в нем диких животных. У наблюдателя нет готовности к воспри-
ятию соответствующих объектов. Таким образом, при восприятии одного
и того же объекта (т.е. при той же совокупности простейших элементов
формы) в разных контекстах эффективность восприятия различна. Нали-
цо влияние информации, идущей сверху.

Январь 24, 2019 Общая психология, психология личности, история психологии
Еще по теме
1.9.1. ЭЛЕМЕНТЫ РАЗРАБОТКИ
ЛИНЕЙНЫЙ ПОРОГОВЫЙ ЭЛЕМЕНТ
Четыре основных элемента
ЭЛЕМЕНТЫ СТАДИИ ПРЕДВНИМАНИЯ: ТЕКСТОНЫ.
ЭЛЕМЕНТЫ, ФУНКЦИИ (АСПЕКТЫ) - ТЕМПЕРАМЕНТ
2. Элементы профессиональной самоидентификации
ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ЭЛЕМЕНТЫ ЗНАКОВ
ЭЛЕМЕНТЫ РЕЧИ
3.8. Семь элементов Силы.
5.5.1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОБИТАЕМОСТИ И СОСТАВЛЯЮЩИЕ ЕЕ ЭЛЕМЕНТЫ
ОБОРУДОВАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ ЭЛЕМЕНТОВ РАБОЧЕГО МЕСТА
Добавить комментарий