ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ОБОБЩЕНИЕ КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ СИНЕСТЕЗИИ

Лупенко Е.А.

(Москва)

Несмотря на возросший в последнее время в разных областях знания интерес к проблеме синестезии, можно отметить отсутствие единого представления о механизмах, лежащих в основе этого явления, и общей теоретической базы, позволяющей систематизировать достижения различных подходов. Наличие большого количества разнородных работ отечественных и зарубежных авторов свидетельствует не только об интересе к проблеме, но и о том, что она недостаточно исследована и что по-прежнему остаются мало изученными многие аспекты.При изучении синестезии по сей день смешиваются самые разнородные явления: феномен непроизвольного возникновения образов определенной модальности при стимуляции другой модальности, например явление цветного слуха (С.В. Кравков, А.Р. Лурия; S. Baron-Kohen, R. Cytowic); общезначимые сопоставления, зафиксированные в обыденном языке в виде метафорических сравнений, т. е. описание переживаний одной модальности на языке другой модальности; механизм, с помощью которого разнородные объекты соотносятся между собой и который обеспечивает взаимосвязь и группировку различных характеристик стимула в факторы оценки этого стимула (Oi. Osgood, L. Магкз). Остается открытым вопрос, являются ли все перечисленные разнородные явления, наделяемые одинаковым термином, проявлением одного и того же механизма или это явления принципиально различной природы.

Наше исследование углубляет и развивает представления о синестезии как о некой разновидности когнитивной способности, механизме категоризации, имеющем определенную внутреннюю внемодальную структуру, которая организует образы объектов окружающего мира и формирует субъективное пространство индивида. Такой вид синестезии присущ всем людям без исключения и не является какой-либо специфической способностью или аномалией. Данный вид синестезии является глобальным процессом, связан с семантическими структурами, носит универсальный характер, который может проявляться в таких более частных феноменах, как образование синестетических метафор и т. п.

Помимо физических характеристик стимулов (модально- специфических) этот механизм выделяет в них универсальные «факторы» (Осгуд, Суси, Танненбаум, Петренко, Яньшин), которые становятся элементами «языка», кодом этого способа категоризации.

На этом «языке» происходит первичная оценка объектов. К особенностям этого кода, по представлениям вышеперечисленных авторов, прежде всего нужно отнести то, что он заключается не в предметной оценке, а связан с эмоциональным отношением к стимулу, т. е. воспринимаемый объект первоначально подвергается эмоциональной оценке и встраивается на ее основании в «глубинное» семантическое пространство субъекта на основании не физических, а некоторых синестетических характеристик.

Нами проведено несколько циклов исследований по интермодальному сходству стимулов разной модальности на качественно отличающемся материале: изучались сочетания цвета и геометрической формы, цвето-музыкальные соответствия, соответствия музыкальных отрывков и графических рисунков, музыкальных отрывков и рисунков эмоциональных состояний, а также их вербальных обозначений. Во всех исследованиях было показано, что объекты, которые воспринимаются (оцениваются), как субъективно сходные или эквивалентные, характеризуются общностью семантических оценок, и в частности, характеризуются близостью эмоционально-оценочных свойств, т. е. являются сходными на эмоциональном уровне. Причем в качестве стимулов выступал наряду со смысловым максимально неозначенный материал, и был получен один и тот же механизм обобщения.

Доказано существование интермодальных характеристик, имеющих эмоциональную основу и присущих всем ощущениям, с помощью которых главным образом происходит однозначное эмоциональное опосредование и возникновение субъективного ощущения сходства. Эти характеристики носят амодальный характер, зафиксированы в понятиях языка и связаны с базовым, глубинным уровнем категоризации, в основе которого, по-нашему мнению, лежит механизм эмоционального обобщения. Полученные экспериментальные данные свидетельствуют о том, что существует возможность выделения рядов эквивалентных свойств ощущений разных модальностей, связанных с общими характеристиками всех ощущений, главными из которых являются интенсивность и качество. Операциональным аналогом этих характеристик на семантическом уровне являются идентичные для групп стимулов разной модальности кластерные и факторные структуры.

Январь 24, 2019 Общая психология, психология личности, история психологии
Еще по теме
Смирнов Б.Н. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ РЕГУЛЯЦИИ В СПОРТЕ
ОБОБЩЕННОСТЬ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ ПО РАЗВИТИЮ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА КАК РЕЛЕВАНТНОЕ СРЕДСТВО ПРОФИЛАКТИКИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ПЕДАГОГОВ
Босенко Ю.М. ИНТЕРНАЛЬНОСТЬ КАК РЕГУЛЯТОР МЕХАНИЗМОВ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ
ФОРМИРОВАНИЕ ВТОРИЧНОЙ МОДЕЛИРУЮЩЕЙ СИСТЕМЫ КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ РЕШЕНИЯ МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ЗАДАЧИ
Дегтярева Кристина Александровна, Гайнутдинов Айрат Багаутдинович СЛОВО КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ОРУДИЕ (МЕХАНИЗМ) ИЗМЕНЕНИЯ СОЗНАНИЯ В ПРЕСТУПНОЙ СРЕДЕ
Герцена О.А. ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ КАК ФАКТОР СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ
Синестезия
УДК 37.015.А.В. РАКИЦКАЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ КАК ПРЕДМЕТ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ
3.12. ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ РЕАКЦИЙ
РЕФЛЕКТОРНЫЕ МЕХАНИЗМЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ РЕАКЦИЙ.
Синестезия: звучание цвета
МЕХАНИЗМЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ТОНА ОЩУЩЕНИЙ.
3.4. КОРРЕКЦИЯ МЕХАНИЗМОВ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ САМОРЕГУЛЯЦИИ
Добавить комментарий