ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ СЛУХ

Этот термин введен В. П. Морозовым (1991) и означает способность опознания эмоций по речи и пению человека. О том, что такая способность существует, может свидетельствовать тот факт, что между эмоциональным слухом и речевым слухом отсутствует корреляция. Поэтому «эмоциональная глухота» может встречаться и у людей с хорошо развитым восприятием речи. Эмоциональный слух — филогенетически более древняя способность. В пользу существования этой способность, свидетельствует и то, что испытуемые разного возраста, пола и профессии показали существенные различия в правильности опознания эмоций — от 10 до 95 %. Было выявлено, что музыканты и вокалисты обладают более развитым эмоциональным слухом. В связи с этим эмоциональный слух стал рассматриваться как один из критериев художественной одаренности, который стал использоваться на приемных экзаменах в консерваторию. В контексте обсуждаемого в этом параграфе вопроса важно не то, на-

9.3. Модели характеристик, по которым распознаются эмоции других людей

3. Распределение выборки испытуемых (студенты музыкального факультета) в связи с доминирующим к началу эксперимента эмоциональным фоном

Триада, соответствующая каждому эмоциональному фону, состоит из числа адекватно опознанных эмоций (светлый фон), где число вертикальных столбиков соответствует

количеству адекватно опознанных эмоций, а также из значений показателя эмпатии

количеству адекватно опознанных эмоций, а также из значений показателя эмпатии

(заштрихованные столбики) и значений уровня ситуативной тревожности (черные столбики). По вертикали — условные единицы

сколько эмоциональный слух пригоден для профотбора, а насколько он помогает опознавать эмоции человека.

А. X. Пашина (1992) показала, что одинаковый у двух субъектов процент опознания всех эмоций может быть при разном количестве правильно опознанных эмоций.

В связи с этим она выдвинула представление о структуре эмоционального слуха. Ею было установлено, что испытуемые по-разному опознают количество предъявленных эмоций: одни — все пять, другие — четыре, третьи — три и т. д. Больше всего опознают эмоций музыканты, затем учащиеся математической школы, еще меньше — работники детского дома и самое меньшее число правильных опознаний было у учащихся выпускного класса детского дома (рис. 9.2).

Эти данные свидетельствуют о том, что эмоциональный слух зависит от опыта, приобретаемого людьми в процессе общения. Но, с другой стороны, имеются лица, которые и без опыта способны опознать все пять эмоций, что говорит в пользу того, что эмоциональный слух может быть и врожденным.

Различия между выборками обнаружились и по виду эмоций, которые основная часть испытуемых каждой выборки определяет с максимальной по сравнению с другими эмоциями вероятностью. Так, студенты музыкального факультета с большей точностью идентифицировали «радость» и «нейтрально». Восемьдесят пять процентов учащихся-«математиков» лучше определяли «нейтрально», а затем — «радость». Сотрудники детского дома лучше идентифицировали «нейтрально» и «печаль». У воспитанников детского дома на первом месте были «страх» и «нейтрально». Это наводит на мысль, что лучше опознается то, что переживается самим испытуемым.

Пашина выявила, что лица, которые распознают только одну эмоцию, отличаются низким уровнем эмпатии и нормальным уровнем тревожности, а те, кто распознает все пять эмоций, имеют достаточно высокий уровень эмпатии и очень высокую ситуативную тревожность. Кроме того, имеет значение, какой в данный момент у испытуемого эмоциональный фон, т. е. какую эмоцию он переживает в данный момент (рис. 9.3).

Январь 24, 2019 Общая психология, психология личности, история психологии
Еще по теме
СЛУХ И СЛУХОВОЕ ВОСПРИЯТИЕ
СЛУХ (СЛУХОВАЯ ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ)
КОНТРОЛИРУЮЩАЯ РОЛЬ МОЗГА И СЛУХ
АБСОЛЮТНЫЙ, ИЛИ ИДЕАЛЬНЫЙ, СЛУХ И НЕСПОСОБНОСТЬ РАЗЛИЧАТЬ ЗВУКОВЫЕ ТОНЫ
Гринь Елена Игоревна ВЛИЯНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА НА РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ У СПОРТСМЕНОВ
СВЯЗЬ МЕЖДУ ЭМОЦИОНАЛЬНЫМ СОСТОЯНИЕМ ЧЕЛОВЕКА И ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ОКРАСКОЙ ЗАПОМИНАЕМОЙ ИНФОРМАЦИИ
ВЛИЯНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА ПЕДАГОГА НА СИНДРОМ ЕГО ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ
Глава 19. Эмоциональный стресс и регуляция эмоциональных состояний
11.2. ЧУВСТВО КАК УСТОЙЧИВОЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ОТНОШЕНИЕ К ЗНАЧИМОМУ ОБЪЕКТУ (ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ УСТАНОВКА)
11. ПРАКТИКУМ ПО КОРРЕКЦИИ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ И ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ СВОЙСТВ ЛИЧНОСТИ
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ ПО РАЗВИТИЮ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА КАК РЕЛЕВАНТНОЕ СРЕДСТВО ПРОФИЛАКТИКИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ПЕДАГОГОВ
ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ АРТИСТОВ БАЛЕТА.
ЭМОЦИОНАЛЬНОСТЬ
ЭМОЦИОНАЛЬНОСТЬ
ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ВОСПРИИМЧИВОСТЬ
Эмоциональная отстраненность
ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ.
Добавить комментарий