ЭМПИРИЗМ И ЧУВСТВА

Исторически вопрос о том, как именно мы познаем окружающий мир, остается доминирующей проблемой, и представления о том, что эти знания являются результатом опыта, приобретаемого благодаря чувствам, стали плодотворным направлением философской мысли XVII и XVIII столетий, названным эмпиризмом. Эмпиризм исходит из того, что единственным источником знаний об окружающем мире является чувственный опыт, т. е. то, что мы получаем благодаря слуху, зрению, обонянию и другим чувствам. Наиболее известные эмпиристы XVI — середины XVII в., такие как Томас Гоббс (1588-1679), Джон Локк (1632-1704) и Джордж Беркли (1685-1753), пропагандировали философскую идею, смысл которой заключается в том, что все знания являются результатом обучения, ассоциаций и опыта, которыми мы обязаны чувствам. В соответствии с трактовкой эмпиризма, принадлежащей Локку, изначально человеческий разум представляет собой tabula rasa, или чистую доску, на которой в дальнейшем фиксируется опыт, приобретаемый с помощью чувств.
Философ Джордж Беркли, который был епископом в Клойне (Ирландия) и имя которого увековечено в названии университетского городка штата Калифорния, ставил под сомнение само существование окружающего мира и придерживался необычного (для своего времени) взгляда, суть которого состояла в том, что мир существует только в нашем восприятии. Иными словами, если мы не ощущаем мира предметов, то его и нет. Но разве не следует из этих представлений, что, например, дерево, на которое никто не смотрит, перестает существовать? (Другой версией этого вопроса является старая философская загадка: «Если в лесу падает дерево, но рядом нет никого, кто это слышит, был ли при этом какой-нибудь звук?») Беркли считал, что Бог всегда воспринимает все, следовательно, по Беркли, очевидная перманентность мира есть доказательство существования Бога. Один из лимериков Рональда Нокса (1888-1957), процитированный Бертраном Расселом (1872-1970) (В. Russell, 1945, р. 648) вместе с анонимным ответом, излагает идеи Беркли о перманентности физического мира в саркастической манере:

Жил на свете один юноша, который как-то сказал: «Должно быть, Бог очень удивится, Если узнает, что это дерево никуда не девается, Даже если на него никто не смотрит».

Ответ анонима звучал так:

Глубокоуважаемый сэр, Ваше удивление кажется мне странным. Я всегда смотрю на это дерево, И именно поэтому оно никуда и не денется.

Искренне Ваш, Бог.

Традиция эмпиризма продолжает существовать и проявляется во многих современных подходах к трактовке восприятия (см. ниже конструктивистский подход). Современная трактовка подчеркивает роль чувственного опыта (противоположности того, что является результатом научения или врожденными факторами) в овладении пространственным восприятием и восприятием речи или в приобретении вкусовых предпочтений.

Разумеется, ощущение и восприятие являются областями научного знания, вследствие чего многие из наиболее важных аспектов этой проблемы, равно как и точные, количественные методы ее изучения, почерпнуты из других наук.

Вопросы и проблемы, которые интересуют психологов, изучающих ощущение и восприятие, столь тесно связаны с биологией, химией и физикой и так много черпают из этих наук, что их вполне можно отнести к числу таких подразделов психологии, которые вполне обоснованно могут быть названы производными других наук. Исторически трудно отделить проблемы психологии и физики, изучавшиеся в XVIII в., от проблем ощущения и восприятия. Так, вплоть до начала XIX в. изучение света и оптики и изучение визуального восприятия были взаимосвязаны, ибо свет рассматривался как «вспомогательный инструмент» визуального восприятия. Эдвин Боринг (1886-1968) писал: «Свет — это понятие, изобретенное для объяснения зрения, ибо первые проблемы физики тоже связаны с восприятием» (Е. Boring, 1942, р. 97).

Многие фундаментальные проблемы, интересовавшие физиков и психологов прошлого, были связаны с сенсорным опытом. Так, физик Томас Юнг (1773-1829), прославленный создатель волновой теории света, является и автором фундаментальной работы о восприятии цвета. Не менее знаменитый физик Джеймс Клерк Максвелл (1831-1879), великий сэр Исаак Ньютон (1642-1727) и, возможно, самый выдающийся предшественник современной науки о восприятии, физик и психолог Герман фон Гельмгольц (1821-1894), автор математического обоснования закона сохранения энергии, тоже уделяли большое внимание изучению восприятия цвета. Наше современное понимание этой сложной проблемы во многом базируется на их работах (см. главу 5). Эрнст Мах (1838-1916), автор классических трудов по механике (его именем названо отношение скорости объекта к скорости звука — число Маха), также изучал ощущение (в 1886 г. им написана книга «Анализ ощущений») и внес большой вклад в исследование такого явления, как контрастное зрение (одно из его открытий, названное полосами Маха, описано в главе 6).

И последнее. Прежде чем завершить рассказ о первых ученых, заложивших основы и очертивших круг проблем изучения ощущения и восприятия, следует отметить и вклад Вильгельма Вуидта (1832-1920), основателя экспериментальной психологии. У Бунда было два образования — медицинское и психологическое, его первая работа была посвящена образованию мочи и той роли, которую играет в этом процессе соль. Заслуживает упоминания и тот факт, что одним из первых соавторов ранних научных исследований Вундта был химик Р. В. Бунзен (1811- 1899), создатель газовой горелки, ныне носящей его имя (Hothersall, 1984).

В 1879 г. Вундт начал имевшую принципиальное значение серию лабораторных исследований зрения, слуха, внимания и времени реакции (которое он считал средством измерения скорости мышления), поставивших проблемы ощущения и восприятия и их изучение в один ряд с проблемами любой другой науки. Многие проблемы ощущения и восприятия, которые будут рассмотрены в данной книге, — это именно те проблемы, к изучению которых Вундт обратился в XIX в.

Январь 24, 2019 Общая психология, психология личности, история психологии
Еще по теме
ЭМПИРИЗМ (EMPIRISM)
ЭМПИРИЗМ
1.1.2 Эмпиризм и рационализм
13 ЭМОЦИИ И ЧУВСТВА
ЧУВСТВО СОПРИЧАСТНОСТИ
сфера чувств
сфера чувств
Упражнение 1. Назови чувства
МОРАЛЬНОЕ ЧУВСТВО
ВЫСШИЕ ЧУВСТВА
11.4. КЛАССИФИКАЦИЯ ЧУВСТВ
сфера чувств
Процедура 5. Передача чувств
ЧУВСТВА И ЭМОЦИИ
ЧУВСТВО СОБСТВЕННОГО «Я»
ГЛАВА ОБЩЕЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ЧУВСТВАХ
ЧУВСТВА И ЛОЖЬ
ОБЪЕДИНЯЮЩИЕ ЧУВСТВА
12.11. ЧУВСТВО ГОРДОСТИ
ЧУВСТВО ЮМОРА
Добавить комментарий