Еремеев Б.А. ДИДАКТИЧЕСКИЙ ВАРИАНТ КОНЦЕПЦИИ ЧЕЛОВЕКА ПО Б.Г .АНАНЬЕВУ

Существует проблема продуктивного использования научного материала в учебном контексте. При этом естественна дидактическая редукция научных моделей в модели учебные.

Устойчивое стремление до предела упростить учебный материал приводит преподавателей “золотого возраста” к когнитивной простоте и за рамками учебной работы. Поэтому актуален вопрос о мере конструктивной редукции, оставляющей за учебной моделью не только иллюстративный, но и некоторый эвристический потенциал. Для этого используются базовые принципы, взятые у автора научной модели, — во всяком случае так, как их понял интерпретатор.

Системное описание человека в работе Б.Г.Ананьева “ Человек как предмет познания” свидетельствует об актуальности для автора пяти таких принципов. Во-первых, — отдельности человека как единства его общих, особенных и единичных черт. Причем научный подход ограничивается учетом общего и особенного. Во-вторых, — принцип существования как единства качественной определенности и изменчивости (бытия и развития). В-третьих, — принцип деятельностной природы человека в общем значении понятия: как единства активности и реактивности в практике отношений человека с миром. В-четвертых, — принцип отражения, раскрывающий диалектику внешнего и внутреннего в отношениях отдельности с миром и, тем самым, раскрывающий общий механизм развития. И в-пятых, — это целостность характеристики человека как единство ее разноуровневости и разносторонности.

Учет названных принципов позволяет, как мне кажется, сохранить главные достоинства научной модели и, в то же время, придать ей более компактную форму, приемлемую для учебных целей.

В частности, дидактическая модель человека учитывает его характеристику на семи уровнях и с трех основных сторон. Это антропологический, или видовой уровень; это уровень отдельной особи, или индивидный; это функциональный уровень, учитывающий основные связи индивида со средой; это уровень социальный, или личностный, на котором человек рассматривается как продукт общественной жизни; это поведенческий, или личный уровень, где учитывается специфика образа жизни и его эффекты; это уровень субъекта деятельности, на котором актуальна практика преобразования действительности, преодоление человеком внешних и внутренних препятствий. Это индивидуальность, высший уровень организации и существования человека как автономной саморазвивающейся системы.

Стороны раскрывают три грани активности на каждом уровне.

Это направление активности, ее материальное обеспечение и форма проявления.

Так, на антропологическом уровне имеет место единство половых, возрастных и расовых признаков. На индивидном уровне — признаков конституции, сенсомоторной организации, работы нервной системы. Функциональный уровень раскрывается через характеристику органических потребностей, функциональной асимметрии и системы безусловно- рефлекторных связей. На социальном уровне актуальны ценности и цели человека, его роли и функции в обществе, его нормы и ритуалы как члена определенных групп. Поведенческий, или личный уровень раскрывается в мотивах и установках, в умениях и навыках, в привычках и стереотипах. На субъектном уровне выделяются направленность, способности и характер. По словам Б.Г.Ананьева, наука находится лишь на подступах к индивидуальности. Имея в виду современный синтез различных подходов, с позиции практического человековедения можно сказать, что для нее специфично единство Разума, Воли и Чувств.

Как высшая ступень развития — телеологически — индивидуальность абстрактна: абсолютна, совершенна, уникальна. Как форма существования — онтологически — она конкретна: вырастает из низших форм, существует лишь при их наличии, испытывает их влияние, включает их в себя на правах компонентов, в свою очередь влияет на них.

Все понятия в научной и в учебной модели здесь являются междисциплинарными. Обе модели наглядно разводят основные понятия: индивид, личность, частное лицо (персона), субъект и индивидуальность, — а также понятия, раскрывающие грани человека на разных уровнях.

С позиции психологического образования учебная модель является наглядной основой для дифференциации уровней психической интеграции, или психического опыта (как обобщенной практики) в его различных формах. Это темперамент, или опыт вида на уровне отдельного человека. Это личность в психологическом плане — как сознание: социально-культурный опыт человека. Это память, или личный опыт (опыт собственной жизни). Это уровень субъекта психической деятельности — как опыт преодоления препятствий. И это уровень индивидуальности, или опыт субъекта саморегуляции, опыт автономного существования внутреннего мира.

Январь 24, 2019 Общая психология, психология личности, история психологии
Еще по теме
КОНЦЕПЦИЯ КОНТЕКСТНОГО ОБУЧЕНИЯ КАК ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ОСНОВА ДИДАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ КОНЦЕПЦИЙ С. Л. РУБИНШТЕЙНА, Б. Г. АНАНЬЕВА, Б. Ф. ЛОМОВА
§2. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ ЖИЗНЕННОГО ПУТИ ЛИЧНОСТИ В РАБОТАХ Б. Г. АНАНЬЕВА
Мироненко И.А. О СОВРЕМЕННОМ СОЦИАЛЬНОМ КОНСТРУКТИВИЗМЕ В СВЕТЕ КОНЦЕПЦИИ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ Б.Г.АНАНЬЕВА
Миpоненко КОНЦЕПЦИЯ Б.Г.АНАНЬЕВА В КОНТЕКСТЕ АКТУАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ ЗАРУБЕЖНОЙ ПСИХОЛОГИИ ЛИЧНОСТИ
2. Взгляды Б.Г. Ананьева на сенсорно-перцептивную организацию человека
ГЛАВА ФОРМИРОВАНИЕ НАУЧНОЙ ШКОЛЫ Б. Г. АНАНЬЕВА И ЗАМЫСЛА КОМПЛЕКСНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ ЧЕЛОВЕКА
ГЛАВА КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ СИСТЕМА Б. Г. АНАНЬЕВА КАК МЕТОДОЛОГО-ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ОСНОВА КОМПЛЕКСНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ ЧЕЛОВЕКА
Галимзянова М.В. РОЛЬ ПЕРЕЖИВАНИЙ ДЕТСТВА В ФОРМИРОВАНИИ Я-КОНЦЕПЦИИ ВЗРОСЛОГО ЧЕЛОВЕКА
О роли мозговых структур в инициировании ПОВЕДЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА (ИЗ КОНЦЕПЦИИ П. В. СИМОНОВА)
Кочура Юлия Сергеевна ПРОБЛЕМА ВЗАИМОСВЯЗИ Я-КОНЦЕПЦИИ ВЗРОСЛОГО ЧЕЛОВЕКА С ОБРАЗАМИ ЕГО РОДИТЕЛЕЙ И ПРАРОДИТЕЛЕЙ
Б.А. Еремеев О КАТЕГОРИЯХ ПРАКТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ
Еремеев Б.А. ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ И КУЛЬТУРНОЕ РАЗВИТИЕ УЧАЩИХСЯ
11.3 КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ДИДАКТИЧЕСКИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Еремеев Б.А., Кокарева В.Ю. ПРОБЛЕМА ОБРАЗА И ИЗУЧЕНИЕ ПРОДУКТОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ФОРМИРОВАНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА
Б.А. Еремеев ТЕМАТИКА ПУБЛИКАЦИЙ Е.С. КУЗЬМИНА И МАТЕРИАЛОВ «АНАНЬЕВСКИХ ЧТЕНИЙ - 2010»
Карасаева А.М., Еремеев Б.А. СООТНОШЕНИЕ ПОНЯТИЙ «ЛИЧНОСТНЫЙ СМЫСЛ» И «СОЦИАЛЬНОЕ ПОЗНАНИЕ»
Добавить комментарий