ЕСТЕСТВЕННЫЕ ОСНОВАНИЯ ДВИЖЕНИЯ РЕОФАЗЫ СОЗНАНИЯ

В физически реальном существовании человеческого сознания различимы три основные взаимосвязанные формы проявлений его деятельности. Реофазой (скользящей фазой) сознания предлагается именовать главенствующую среди них, неотделимую от текущих функционально активных состояний живого мозга. Реофаза сознания — обобщенное название сложнейшей совокупности процессов, протекающих непосредственно внутри мозга в наикратчайшие осознаваемые мгновения «теперь», измеряемые сотыми долями секунды. Реофаза сознания, вместе с тем, — собирательное формальное обозначение любого из таких содержательно наполненных мгновений, каждое из которых невоспроизводимо во всем своем уникальном своеобразии (подобно тому, как «шар», например, обозначает геометрическое тело независимо от материала, из которого он может быть изготовлен).
Другие две формы проявления деятельности сознания доступны для внешнего наблюдения. Обе они порождаются реофазой сознания как выражения ее вне мозга, могут быть зафиксированы на вещественных носителях и подвергнуты многократно повторному анализу. Наиболее очевидная из них охватывает вполне овеществленные продукты сознания и действенной мысли — телодвижения, рукотворные предметы, тексты и т.п. Промежуточную между нею и реофазой сознания форму физически реального существования человеческого сознания образуют все уже выраженные вне мозга, но еще окончательно не овеществленные сигналы и команды. Это могут быть нервные импульсы, адресованные мышечному аппарату, акустические (в устной речи) или электромагнитные (в радиоэфире) модулированные колебания и т.п.
Аналитическое разграничение всех этих форм существования сознания не согласуется с традиционным обособлением гуманитарных наук от естествознания, с расчленением их на изолированные друг от друга научные дисциплины. Однако, если строго придерживаться традиции, целостная сущность человеческого сознания остается непостижимой. Выявление реофазы сознания в качестве активного, действенного начала в человеческой жизнедеятельности влечет за собой необходимость и возможность конструктивной междисциплинарной кооперации в исследованиях сознания.
Неудержимость движения реофазы сознания слитным потоком от состояний «вчера», «час назад», «секунду назад» к текущему моменту «сегодня», «сию секунду» и, далее, к предстоящему «через секунду», «завтра» и т.д. — фундаментальный факт. Он наблюдаем везде и всегда. Он нуждается в осмыслении при попытках понять происхождение человеческого сознания, его основные функции и наличные свойства, предвидимые линии дальнейшего его развития.
На индивидуальном уровне этот факт наиболее отчетливо наблюдается при рефлексивно направленном внимании. Осмыслению его препятствует неисчерпаемое многообразие характеристик предметно-конкретного содержания реофазы сознания. Оно может быть каким угодно — насыщенным или пустым, самодеятельным или внушенным, деятельным или пассивным, наркотически измененным или погруженным в виртуальную реальность, включая вообще бессодержательное состояние в глубоком сне и при потере сознания. Во всех этих случаях функционально активное состояние мозга, как физически реальный носитель того, что можно назвать «сознанием», поддерживается неостановимо, пока жив мозг.
Синхронность (точнее, конхронность) движения реофазы сознания у всех обитателей планеты и общие для всех околосуточные ритмы этого движения подсказывают, что существует некий естественный, независящий от человеческого произвола общепланетарный фактор, непрерывно обеспечивающий неудержимость движения скользящей фазы. По всевышне-божественной трактовке происхождения сознания в роли такого фактора выступает «дыхание силы Божией», «эманация Божественного Духа» и т.п. Еще более туманны и противоречивы широко распространенные мнения о понуждающей силе «течения времени», неизвестно кем и чем обусловленного. Времени, как якобы самобытно текущей сущности, приписывают при этом «свойства» необратимости и равномерности, которые фактически оказываются в основном формальными характеристиками движения реофазы сознания, если рассматривать ее вне содержательного ее наполнения, в качестве общепланетарного явления.
Понимание естественного понуждающего фактора несколько проясняется при рассмотрении формальных пространственных характеристик общепланетарной реофазы сознания. Как физически реальное явление, в наличном ее состоянии она «умещается» в сравнительно тонком сферическом слое поверхности Земли. Именно в этом слое с момента возникновения планеты непрерывно осуществляется контакт относительно малоподвижного земного вещества с быстродействующими космическими излучениями, значительную долю которых составляет солнечный свет. Именно в условиях взаимодействия (включая взаимопревращение) этих двух извечных «действующих лиц», вещества и излучения, возникли и развиваются земная жизнь, человеческое сознание и вся порожденная им социокультурная среда, в том числе словесно-символьные языки, системы счисления времени и ориентировки в пространстве, технические усовершенствования естественных органов чувств, религиозные и научные представления о мироздании, источники энергии, технические средства производства, транспорта и связи, средства достижения измененных состояний сознания и т.п.
Вмешательства никаких посторонних «действующих лиц», помимо двух изначальных, «вещества» и «света», непрерывно продолжающих все более сложные свои взаимопреобразования, во всех этих процессах достоверно пока не обнаружено. Исключение составляют принимаемые на веру свидетельства пророков-основателей религиозных систем, а в последние десятилетия — еще и словесные сообщения очевидцев инопланетных визитов, а также так называемых контактеров с Высшим Разумом.
Но оба эти рода свидетельств основываются на использовании лишь одного из трех каналов человеческого познания реальности — интуитивного. Перекрестной проверке с использованием двух других основных каналов, сенсорного и рассудочно-логического, они до сих пор не поддаются. Однако не поддаются они и достоверному опровержению.
Попытка выверения наличного знания о космических излучениях и солнечном свете с первых же шагов порождает глубокие сомнения в достаточности его полноты и обоснований для категорического и неоспоримого отрицания возможной роли потоков излучения в переносе из глубин Вселенной осмысленных информационных сообщений. Точно так же недостаточны наличные знания о пределах человеческой способности восприятия внешних сигналов, особенно при измененных состояниях сознания, чтобы абсолютно исключить саму возможность восприятия подобных сообщений. В этом пока не вполне ясном отношении позиции всевышне-божественной и природно-эволюционной трактовок происхождения человеческого сознания и ступеней его развития отчасти сближаются.
Что же касается фундаментального факта неудержимости непрерывного движения и обновления реофазы сознания, то природно-эволюционная линия в его понимании приобретает очевидные преимущества перед всевышне-божественной. Она допускает совместное, без каких-либо существенных ограничений и запретов, использование всех трех главных каналов познания и их взаимопроверку. Если принять повсеместные в обозримой Вселенной элементарные взаимопреобразования «света» и «вещества» за отправную точку эволюции каскада процессов, из которого может в земных условиях развиться реофаза сознания, то природно-эволюционная линия в состоянии наметить логически целостную схему последовательных событий с участием лишь этих двух главных «действующих лиц», без привлечения непостижимых всевышних сущностей.
Наглядное представление обобщенных характеристик обоих «действующих лиц» можно облегчить, если попытаться взглянуть «снаружи» на общепланетарную реофазу сознания и предполагаемого носителя ее — глобальную Личность, как воплощенного в нескольких миллиардах людей деятельного субъекта ноосферы. Это осуществимо, например, при помощи мысленного перенесения себя на высоты надлунного спутникового полета.
«Вещество» представится при таком взгляде сложно устроенным шарообразным телом, компактно плотным и намного медленнее меняющим облик, чем окружающий его разреженный рой мелких частичек. Оно вращается вокруг собственной оси и неторопливо движется по сложной спирали вокруг сильно излучающего Солнца, а вместе с ним вокруг ядра Млечного Пути, поперек потока менее ощутимых его излучений.
Обобщенные характеристики потоков излучений или «света» при наблюдении их с удаленной от земного «вещества» позиции окажутся намного более разнообразными и сложными, чем это считается по классической традиции. Обнаружится вековечное вездесущее присутствие «света», не оставляющее малейших шансов на появление где-либо пустоты, в полном смысле этого слова, даже в мельчайших объемах, на наикратчайшие сроки. К поверхности шарообразного тела земного «вещества» более или менее плотные потоки «света» непрерывно стремятся отовсюду, а не только от Солнца и Млечного Пути. Возраст их с момента их порождения неземным веществом простирается в диапазоне от долей секунды до непостижимой вечности в зависимости от величин пройденного ими пути.
Ближе к поверхности земного «вещества» они сталкиваются со встречными потоками своих же отражений и излучений, порожденных шарообразным телом (в том числе и в результате деятельности реофазы человеческого сознания). Строение потоков «света», продольных и в поперечном сечении, характеризуется быстро и медленнопеременным многообразием форм — волнами, лучами, пучками, пакетами, лево и правозакрученными «косами», которые различны по калибру, периодичности, плотности и другим признакам. Об исчерпывающем знании всех их говорить пока не приходится. Но достаточно надежно выявлена чрезвычайная быстрота единичных актов взаимодействия. Так, в традиционной физике полагают, что фотон, мельчайшая порция (квант) видимого света, поглощается молекулой вещества всего за одну миллиардную часть миллионной доли секунды.
Вся совокупность обобщенных характеристик потоков «света» (необратимость свободного движения, непрерывность напора и быстрота порционного действия при контакте с «веществом», многообразие форм и др.) хорошо согласуется со всеми формальными характеристиками движения реофазы сознания — необратимостью, общепланетарной конхронностью, непрерывностью обновления, единообразием естественных ритмов, включая мгновенность реакций в нужные моменты и «квантованность» интуитивных озарений.
В принципе не столь важно, какие обобщенные названия даны «действующим лицам» реальности. Существенно то, что выделить из них, не противореча уже накопленному знанию, можно всего два главенствующих, различающихся прежде всего степенью своей активности явления. Этого достаточно, чтобы представить себе правдоподобную схему закономерного возникновения и развития во Всеобъемлющей Реальности человеческого сознания как естественного реального явления, которое способно представлять себе эту или какие-то другие «правдоподобные схемы закономерного возникновения и развития» себя же, овеществлять их в словесно-символьных конструкциях, верить или не верить в них, опровергать и оспаривать или принимать к исполнению в своих познавательных и руководящих действиях.
<< | >>
Источник: АНАНЬЕВСКИЕ ЧТЕНИЯ 2003. Общая психология. 2003

Еще по теме ЕСТЕСТВЕННЫЕ ОСНОВАНИЯ ДВИЖЕНИЯ РЕОФАЗЫ СОЗНАНИЯ:

  1. 6.6. Естественное и искусственное. Сознание и психотехника идентификации
  2. 3. Основания сопоставления сознания и квантовых компьютеров.
  3. КУРБАТОВА Е.А. СОЦИО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОВРЕМЕННОГО ДВИЖЕНИЯ РОЛЕВЫХ ИГР И УЧАСТНИКОВ ДВИЖЕНИЯ
  4. ЕСТЕСТВЕННОЕ НАБЛЮДЕНИЕ
  5. 2. Естественный эксперимент
  6. ЕСТЕСТВЕННЫЙ ОТБОР.
  7. ИСКУССТВЕННЫЕ/ЕСТЕСТВЕННЫЕ ЗВУКИ
  8. ЕСТЕСТВЕННЫЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ
  9. ЕСТЕСТВЕННЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ
  10. ЕСТЕСТВЕННЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ.
  11. ЕСТЕСТВЕННЫЙ И ИСКУССТВЕННЫЙ ОТБОР.
  12. ЕСТЕСТВЕННЫЙ ОТБОР
  13. СТАРЕНИЕ ЕСТЕСТВЕННОЕ
  14. ЕСТЕСТВЕННОЕ НАБЛЮДЕНИЕ
  15. 8 АГРЕССИЯ В ЕСТЕСТВЕННЫХ УСЛОВИЯХ
  16. ЕСТЕСТВЕННЫЙ ОТБОР (NATURAL SELECTION)
  17. ПРИЧУДЫ ЕСТЕСТВЕННОГО ОТБОРА
  18. ПРИМЕР 31 . ЕСТЕСТВЕННОЕ НАБЛЮДЕНИЕ ПРИКОСНОВЕНИЙ
  19. ЭВОЛЮЦИЯ, ЕСТЕСТВЕННЫЙ ОТБОР И СЕНСОРНЫЕ РЕЦЕПТОРЫ
  20. ЭКСПЕРИМЕНТЫ С ПРОВОЦИРОВАНИЕМ КОНФЛИКТОВ В ЕСТЕСТВЕННЫХ УСЛОВИЯХ