ЭТИОЛОГИЯ СМЫСЛОЖИЗНЕННОГО КРИЗИСА.

В решении вопроса об этиологии смысложизненного кризиса четко дифференцируются два подхода: событийный (центрированный на событии) и субъектный (центрированный на личности). В рамках событийного подхода кризис выводится из объективных обстоятельств, которые преграждают жизненный путь личности как путь реализации смысла жизни. Такая ситуация, в которой личность сталкивается с объективной невозможностью осуществления смысла жизни и продолжения избранного жизненного пути, собственно и расценивается как генерирующая смысложизненный кризис. Причем эта ситуация по своим объективным параметрам может быть и относительно, и абсолютно неразрешимой, в зависимости от чего, вслед за Ф.Е.Василюком, целесообразно говорить о двух типах кризиса. «Кризис первого рода может серьезно затруднять и осложнять реализацию жизненного замысла, однако при нем все еще сохраняется возможность восстановления прерванного кризисом хода жизни. Это испытание, из которого человек может выйти сохранившим в существенном свой жизненный замысел и удостоверившим свою самотождественность. Ситуация второго рода, собственно кризис, делает реализацию жизненного замысла невозможной. Результат переживания этой невозможности — метаморфоза личности, перерождение ее, принятие нового замысла жизни, новых ценностей, новой жизненной стратегии, нового образа — Я» [29, с.47].

Таким образом, в рамках событийного подхода кризис бессмысленности раскрывается как реактивное состояние, острая реакция личности на определенное жизненное событие. Этиологическая роль такого события заключается в том, что оно объективно обессмысливает жизнь, отнимая у личности шансы на реализацию принятого ею смысла.

В контексте субъектного подхода ведущая роль в инициировании кризиса усматривается за личностью, поскольку именно она выступает субъектом определения и практического воплощения смысла жизни. В философской и психологической литературе последовательно проводится мысль о том, что смысл жизни является неотъемлемым условием нормального, полноценного существования личности. При этом явно или неявно предполагается, что главное — это наличие смысла в жизни, независимо от того, каков этот смысл по своим содержательным, формально-динамическим и структурным параметрам. Однако в реальности не всякий смысл жизни может обеспечить прогрессивное поступательное развитие личности и поддерживать высокий уровень психического здоровья и субъективного благополучия. В этой связи встает вопрос о критериях адекватного и неадекватного, конструктивного и деструктивного смысла жизни [122; 124; 125], о признаках оптимальных и неоптимальных жизненных программ и стратегий. Очевидно, что неоптимальный в содержательном, структурном, функциональном плане смысл жизни повышает риск возникновения психологических кризисов личности.

В исследовании Р.А.Ахмерова с позиций субъектного подхода предложена типология биографических кризисов личности, в рамках которой подразделяются кризисы бесперспективности, нереали- зованности и опустошенности. Смысложизненный кризис нередко отождествляется с состоянием субъективной бесперспективности. Тем самым подразумевается, что он возникает исключительно по причине отсутствия или укорочения смысловой перспективы в жизни. Данная точка зрения является большим упрощением, так как в действительности бессмысленность может принимать форму не только кризиса бесперспективности, но и протекать по типу кризисов опустошенности и нереализованности. Так, кризис опустошенности как вариант смысложизненного кризиса можно констатировать при полнейшей реализованности, исчерпанности ведущих жизненных ценностей личности, кризис нереализованности — в случае осуществления личностью неадекватного смысла жизни и разочарования в пройденном пути.

Кроме того, возможны комбинации этих «чистых» типов смысложизненного кризиса, например, бесперспективность зачастую аккомпанирует опустошенности.

Таким образом, в рамках субъектного подхода кризис смысла жизни концептуализируется как состояние, обусловленное неадекватным смыслом жизни и неоптимальной стратегией его практической реализации. Ответственность за кризис атрибутируется личности как активному субъекту, осуществляющему выбор смысла жизни, его корригирование и воплощение с учетом динамики жизненных обстоятельств и собственных возможностей. При учете различных субъективных причин оказывается, что кризис смысла жизни — это общее понятие, охватывающее многообразные по своей этиологии кризисы развития зрелой личности, в том числе кризисы бесперспективности, опустошенности, нереализованности и всевозможные их сочетания.

Необходимо признать, что в отрыве друг от друга названные подходы являются чистыми абстракциями, потому что в возникновении смысложизненного кризиса реально участвуют как внешние детерминанты, связанные с объективными жизненными обстоятельствами, так и внутренние детерминанты, производные от личности как субъекта жизни. В каждом конкретном случае изменяется лишь удельный вес внешней и внутренней причинности в развитии кризиса, но одновременное присутствие событийной и субъектной детерминации остается неизменным фактом. С этой точки зрения разумным является не противопоставление внешних и внутренних причин, событийного и субъектного подхода, а разграничение двух этиологических форм кризиса в зависимости от превалирования объективных либо субъективных детерминант — экзогенной и эндогенной.

При экзогенном происхождении кризиса решающую роль играет объективно непреодолимая жизненная ситуация, которая обозначается разными терминами: «экстремальная», «стрессогенная», «критическая», «смыслоутратная» и т.д. Данная этиологическая форма кризиса зачастую наступает даже при полной адекватности и гармоничности смысла жизни как психического образования. При эндогенном происхождении кризиса доминируют субъективные причины, связанные с неоптимальным содержанием, строением или функционированием смысла жизни как элемента смысловой сферы личности. Данная этиологическая форма кризиса часто назревает, несмотря даже на объективно благоприятное стечение жизненных обстоятельств.

Итак, с точки зрения этиологии психологический кризис смысла жизни — это кризис личностного развития, порождаемый: а) отсутствием смысла жизни на почве неспособности личности его определить; б) обесцениванием, переоценкой смысла, ранее освещавшего и направлявшего жизнь; в) утратой смысла жизни в критической жизненной ситуации; г) исчерпанием смысла жизни в процессе реализации; д) дисгармоничностью смысла жизни по содержательным, структурным, функциональным и динамическим параметрам; е) неоптимальной стратегией практической реализации смысла жизни. С учетом этих множественных причин целесообразно дифференцировать понятия «смысложизненный кризис» и «кризис бессмысленности», которые обычно используются как синонимы. Смысложизненный кризис (кризис смысла жизни) — это наиболее общее понятие, обозначающее психологические проблемы личности, связанные с поиском и реализацией смысла жизни.

Кризис бессмысленности — это наименование одной из разновидностей смысложизненного кризиса, происходящей от полного отсутствия смысла в жизни или, говоря словами С.Мадди, от «всеобъемлющей неудачи поиска смысла жизни» . Помимо данной частной разновидности, наличествуют и другие виды смысло- жизненного кризиса, обусловленные не столько отсутствием смысла, сколько его ломкой, распадом, дисгармонией, задержкой в реализации.

Январь 24, 2019 Общая психология, психология личности, история психологии
Еще по теме
ОПРОСНИК СМЫСЛОЖИЗНЕННОГО КРИЗИСА
1.2 ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СМЫСЛОЖИЗНЕННОГО КРИЗИСА
К.В. КАРПИНСКИЙ. ОПРОСНИК СМЫСЛОЖИЗНЕННОГО КРИЗИСА, 2008
ЭПИДЕМИОЛОГИЯ СМЫСЛОЖИЗНЕННОГО КРИЗИСА.
СМЫСЛОЖИЗНЕННЫЙ КРИЗИС В РАЗВИТИИ ЛИЧНОСТИ.
СМЫСЛОЖИЗНЕННЫЙ КРИЗИС В РАЗВИТИИ ЛИЧНОСТИ.
ФЕНОМЕНОЛОГИЯ СМЫСЛОЖИЗНЕННОГО КРИЗИСА.
ГЛАВА ПСИХОМЕТРИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА И АПРОБАЦИЯ ОПРОСНИКА «СМЫСЛОЖИЗНЕННЫЙ КРИЗИС»
Патогенетическое влияние смысложизненного кризиса.
3.1 Операционализация теоретических представлений О СМЫСЛОЖИЗНЕННОМ КРИЗИСЕ В РАЗВИТИИ ЛИЧНОСТИ
ГЛАВА СМЫСЛОЖИЗНЕННЫЙ КРИЗИС В РАЗВИТИИ ЛИЧНОСТИ: ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ КОНСТРУКТА
СМЫСЛОЖИЗНЕННЫЙ КРИЗИС В РАЗВИТИИ ЛИЧНОСТИ.
СМЫСЛОЖИЗНЕННЫЙ КРИЗИС В РАЗВИТИИ ЛИЧНОСТИ.
СМЫСЛОЖИЗНЕННЫЙ КРИЗИС В РАЗВИТИИ ЛИЧНОСТИ.
Добавить комментарий