ЭТНОПСИХОЛОГИЯ ДЕСТРУКТИВНОГО СЕКТАНТСТВА

Изучение этнопсихологических факторов религиозности чрезвычайно актуально. Именно конфессиональное единство консолидирует народы в этнические таксоны, оказывая глубокое влияние на их быт, традиции и мировоззрение. В России сейчас происходит процесс духовного обновления, появились многочисленные «нетрадиционные религии». Несколько лет назад их появление воспринималось как проявление плюрализма. Теперь стало ясно, что многие новые «религии» – это деструктивные тоталитарные секты, опасные для человека и общества.

Идеология тоталитарных культов всегда деструктивна: неприятие, отвержение материального мира ради иллюзорных ценностей. Тоталитарные секты отличаются осознанием своей исключительности, страстной нетерпимостью к другим религиозным направлениям, самоутверждением путем отрицания всего, находящегося вне принятого ими круга мыслей и деятельности. Не ортодоксальность придает секте деструктивный характер, а неискренность, манипулятивность деятельности. Практикуется обманная вербовка и тотальный контроль сознания.

Тоталитарные секты активно борются с проявлением национальных особенностей. Весь окружающий мир трактуется как сатанинское порождение, от которого следует отказаться. Мунизм, например, выступает против государственных границ. Как правило, у мунистов брачные пары составляются из адептов из разных стран. Миссионерствовать они посылаются в третью страну. Получается, что мунист – это и есть национальность. Став членом тоталитарной секты, человек не может отдавать почести национальному флагу, не имеет права голосовать, а в годы войны – защищать свою Родину.

Сектанту внушают, что все, кто не состоит в его секте – враги.

Почему возникают деструктивные культы? Тесный контакт некомплиментарных суперэтносов, согласно учению Л.Н.Гумилева, приводит к образованию этнических химер, т.е. общностей деэтнизированных индивидов, утративших оригинальные этнические стереотипы поведения и этнические традиции. В недрах этнических химер могут возникать антисистемные идеологии, отрицающие реальный мир, этнические традиции ради абстрактных разрушительных целей.

Питательная почва для антисистем – мегаполисы. Именно там в результате негативных суперэтнических контактов продуцируются этнические маргиналы, противопоставляющие себя любой этнической традиции. Вспомним, насколько нелепы шествия кришнаитов на улицах наших городов. Конечно, не все химеризованные люди входят в антисистемы, а только те, кто обладает негативным мироощущением. Такое мироощущение было характерно для приверженцев гностицизма, манихеев, богумилов, катаров, измаилитов. Для этих антисистем была характерна скрытность действий и такой мощный прием борьбы, как ложь. Антисистемы всегда характеризуются футуристической идеологией, ради которой надо или изменить мир, разрушая его, или требуют от человека вырваться из оков реальности, разрушая самого себя.

Можно утверждать, что современные деструктивные культы – это разновидность антисистем. Их деятельность направлена на подавление личности, разрушение семьи, уничтожение национальных культурных традиций. Поэтому государство обязано выработать действенные меры профилактики негативного влияния сектантства.

Январь 24, 2019 Общая психология, психология личности, история психологии
Еще по теме
ЗАДАЧИ ЭТНОПСИХОЛОГА В НАЦИОНАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Мещерякова Э.И. Этнопсихология характера (К ПОСТАНОВКЕ ПРОБЛЕМЫ)
ВИЗИТЕРЫ КАК ОСОБЫЙ ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ И ЗАРУБЕЖНОЙ ЭТНОПСИХОЛОГИИ
Фабрикант М. С. ИНТЕГРАЦИЯ РОССИЙСКОЙ ЭТНОПСИХОЛОГИИ В МИРОВУЮ КРОСС-КУЛЬТУРНУЮ ПСИХОЛОГИЮ
7.2 КОНСТРУКТИВНЫЕ И ДЕСТРУКТИВНЫЕ КОНФЛИКТЫ
Конструктивная и деструктивная вина
БЕЛИК И.А. КОНСТРУКТИВНАЯ И ДЕСТРУКТИВНАЯ ВИНА
Скородумов А.А. О СОЦИАЛЬНО - ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ АДЕПТОВ ДЕСТРУКТИВНЫХ РЕЛИГИОЗНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
ДЕСТРУКТИВНАЯ РОЛЬ ЭМОЦИЙ
Анатомия человеческой деструктивности
А.В. Ипатов К ВОПРОСУ ИССЛЕДОВАНИЯ ДЕСТРУКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ БЕЗНАДЗОРНЫХ ПОДРОСТКОВ
Гулидова Т.В., Горбатов С.В. МЕХАНИЗМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ У НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ С ДЕСТРУКТИВНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ
Мацута Валерия Владимировна ДЕСТРУКТИВНЫЕ ФОРМЫ АУТОКОММУНИКАЦИИ
И.В. Берно-Беллекур АГРЕССИВНОСТЬ КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ МАРКЕР ДЕСТРУКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ
КОНСТРУКТИВНОЕ ИЛИ ДЕСТРУКТИВНОЕ РАЗВИТИЕ КОНФЛИКТОВ: ФАКТОРЫ ИХ «УПРАВЛЯЕМОСТИ»
ДЕСТРУКТИВНАЯ ФАЗА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АСПЕКТ
ТЕМА 7. КОНФЛИКТЫ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
КЛЮЧ К ПЕРВОЙ ЧАСТИ ОПРОСНИКА
ИНСТИНКТЫ СМЕРТИ
сфера чувств
Добавить комментарий