Эволюция бихевиоризма и психоанализа рубежной психологии. Основные научные направления отечественной психологии человека» Основные формы объяснения психических механизмов целенаправленной активности человека.

Появившиеся и оформившиеся в начале IX века гештальтпсихология и особенно бихевиоризм и психоанализ подучили в дальнейшем широкое распространение, уже тем самым доказывая свою научную обоснованность и практическую целесообразность. Так, последовательно развивая основные положения бихевиоризма, Э.Толмен на основе многочисленных экспериментальных исследований прохождения крысами лабиринтов представил процесс обучения более целенаправленным. В частности было показано, что если голодной крысе представлялось два пути для достижения цели (получение пищи), то она отбирала более короткий путь. В целом, в повторных экспериментах по прохождению лабиринта животные имеют тенденцию делать все меньше и меньше ошибок (ими являются заходы в тупик) и тратить вое меньше и меньше времени на прохождение лабиринта до тех пор, пока, наконец, они совсем перестают заходить в тупики и пробегают весь путь за несколько секунд. Поэтому главным свойством поведения животного било определено его имманентное стремление к совершенствованию, в чем проявляется феномен обучаемости.

Понятно, что говорить о совершенствовании можно только в контексте достижения определенной цели. Для Толмена, как бихевиориста, цель остается «переменной, определенной чисто объективно — через пробы, ошибки и обучаемость, получающуюся в результате…». При достижении цели происходит устранение чувства голода. Такая «непосредственно следующая редукция потребности или, пользуясь другим термином, такое «положительное подкрепление» имеет тенденцию к упрощению связей, которые непосредственно ему предшествовали». Следовательно, первоначально у крыс устанавливаются связи с конечными условиями процесса прохождения лабиринта, его «выходными» характеристиками. Вероятно, затем это поле стимулов может расширяться. Но до этого момента такой набор связей должен присутствовать у крысы в какой-то особой неактуализированной форме. Такая структура получила наименование «когнитивной карты». Когнитивные карты «появляются в организме как замещение или суррогаты актуального поведения». Тогда научение состоит не в образовании частных молекулярных связей типа «стимул — реакция», а образовании более целостных молярных установок. Понятно, что в соответствии о установками бихевиоризма эти выводы переносятся на поведение человека, в «тот огромный лабиринт, который есть наш человеческий мир».

В отличии от Толмена, другой необихевиорист Б.Скиннер сосредоточил свое внимание главным образом на актуальных, двигательных аспектах поведения. В своих экспериментах он использовал специальную установку, названную «ящиком Скиннера» и представляющую собой клетку, в которой имеется устройство-манипулятор, который при нажатии приводит к появлению подкрепления. При таких условиях новая реакция (нажатие на рычаг) образуется случайно в ходе хаотических движений животного. Эта модель поведения переносится на весь процесс приспособления, который строится на основе активных проб — воздействий организма на окружающий мир, причем некоторые из реакции случайно могут приводить к полезному результату, что обусловливает их закрепление. Такие реакции, не вызывающиеся стимулами, а «испускающиеся» организмом, Скиннер назвал оперантными, полагая, что именно эти реакции преобладают в активном адаптивном поведении. Исходя на этого, он разработал свою теорию научения (программированного обучения), основанную на немедленном подкреплении каждого правильного шага на пути к достижению учебных целей.

Примат активного начала в психологии человека характерен также для гуманистической психологии. Предметом исследования гуманистической психологии является личность во всей своей неповторимости, реализующая свой потенциал, развивающаяся, раскрывающая свои творческие возможности. Так, предложенная К.Роджерсом личностно-ориентированная психотерапия нацелена на создание условий для духовного роста человека, ускоренного преодоления им неблагоприятных состояний посредством свободного выражения своих чувств, сопереживания чувств других.

А.Маслоу (он же А.Маслов) выделил пять уровней детерминант поведения человека — его потребностей:

1. физиологические потребности;

2. потребности в безопасности;

3. потребность в любви и признании;

4. потребность в уважении и самоуважении;

5. потребность в самоактуализации.

Потребности первых двух уровней реализуются в форме инстинктов, над которыми, как и у Уотсона, надстраиваются прижизненно сформировавшиеся стремления. Только после того, как удовлетворены потребности более низкого уровня, человек способен и стремится к удовлетворению потребностей более высокого уровня. То есть, происходит своеобразная экспансия человека в окружающую среду.

Положения, выдвинутые Толменом, получили свое развитие в когнитивной психологии, которая рассматривает человека как систему, занятую активным поиском сведений и переработкой информации. Решающая роль в определении поведения человека отводится знаниям, их приобретению, сохранению и использованию. В когнитивной психологии человеческие познание рассматриваются по аналогии с операциями ЭВМ как последовательные блоки сбора и переработки информации, фазы взаимодействия со средой в процессе познания.

По словам одного из самых известных представителей когнитивной психологии Г.Саймона, человек «в качестве поведенческой системы также прост, как и муравей. Кажущаяся сложность его развертывающегося поведения отражает в основном сложность окружающей среды».

Приобретение вербальных навыков в ходе взаимодействия со средой обеспечивает не только механизм познания, но и образует систему личностных смыслов, систему ценностей, регулирующих поведение. Дж.Келли была предложена методика выявления таких личностных конструктов, разработанная как в русле когнитивной, так и гуманистической психологии (см. приложение 1).

Что касается психоаналитического направления, то уместно рассмотреть вклад в его развитие со стороны наиболее известных последователей З.Фрейда, к которым можно в первую очередь отнести

А.Адлера и К.Юнга. В частности. А.Адлер стал трактовать изначальное влечение человека, как представителя вида, в форме чувства общности, которое проявляется в его стремлении «объединяться в группы с тем, чтобы он имел возможность жить как член общества, а не как изолированный индивид».

Основными формами человеческой общности определяются профессиональная деятельность, социальные контакты с другими людьми в любви и браке. Трудности социальной адаптации порождают у человека чувство неполноценности, которое определяет цель жизни, определяющей в свою очередь, индивидуальную личностную структуру, получившую наименование «стиля жизни». Основы стиля жизни формируются уже к 4 – 5 годам. Главное содержание индивидуального стиля жизни составляет чувство превосходства, способствующее преодолению трудностей социальной адаптации, когда человек стремится найти жизненную силу, в которой он превосходит других.

Особо интенсивное чувство неполноценности образует комплекс неполноценности, компенсация которого сопровождается появлением комплекса превосходства. Комплекс неполноценности чаще возникает у лиц с физическими недостатками, а также в результате неправильного воспитания у избалованных и отвергаемых детей. Многообразие социальных взаимодействий человека предопределяет уникальность целей и стилей жизни. Поэтому психология по Адлеру является индивидуальной и основная ее задача заключается в психологическом обеспечении полноценной социальной адаптации человека, его воспитания.

В отличие от Адлера, Юнг в своей аналитической психологии основное внимание уделял бессознательной составляющей психики, полагая, что само «сознание, скорее всего, продукт бессознательного». Им было отмечено некоторое общее содержание в фантазиях многих психических больных, интерпретируемое как аналогичное содержанию мифов, легенд, фольклора разных народов. На основании этого в сфере бессознательного, наряду о индивидуальным бессознательным, было выделено ядро — коллективное бессознательное, проявляющееся «в форме образов, которые могут быть понятны только в сравнении с их историческими параллелями… Содержания коллективного бессознательного не контролируется волей и ведут себя так., словно никогда в нас и не существовали — их можно обнаружить у окружающих, но только не в самом себе».

Такие образы, названные архетипами, составляют тот «нижлежайший уровень, который одинаков у всех». То есть, все люди исходно имеют одинаковый набор архетипов, выступающих основными регуляторами их поведения. Где центральным архетипом выступает самость архетип порядка, организации личности, связности сознательного и бессознательного.

Среди других архетипов особо важная роль отводится архетипам анима и анимус, воплощающим женское начало в мужском бессознательном и мужское начало в женском бессознательном. Так как архетипы выступают основными регуляторами психики поведения человека, то основная задача психологии определяется в содействии установления самости человека. Возможные затруднения в этом предложено выявлять, прежде всего, с помощью анализа сновидений. А в связи с тем, что аналитик обладает схожими архетипами с любым другим человеком, то это позволяет ему вступать с другими в партнерские отношения, обеспечивая успешность психотерапевтических воздействий. Кроме того, аналитик становится наиболее эффективным прогнозистом тех или иных явлений общественной жизни, всего хода общественного развития, так как «коллективная психология действует согласно законам, весьма отличающимся от таковых в нашем собственном сознании. Архетипы — мощные решающие силы, они свидетельствуют о реальных событиях, а не о нашем индивидуальном разуме и практическом интеллекте».

Если обратиться к отечественной психологии, то в качестве примера развития научного направления, ставящего во главу рассмотрения активность человека, его взаимодействие со средой, можно привести разработки В.А.Ядова и А.И.Леонтьева. Согласно концепции Ядова, поведение человека объясняется, «исходя из его предрасположенности, или диспозиции, к восприятию и оценке некоторой ситуации, готовности действовать в ней определенным образом. При этом диспозиции рассматриваются как результат предшествующего опыта».

Диспозиции формируются «на стыке» между потребностями и условиями деятельности, обеспечивающими их удовлетворение. Потребности структурируются «по уровням присвоения индивидом социальных форм деятельности в их исторически сложившихся иерархических компонентах или последовательно расширяющихся сферах активности».

Источником активности личности является «потребность в достижений двух противоположных целей: слияние с социумом и выделение своего «Я» в качестве автономной единицы. В результате «столкновения» потребностей с условиями деятельности, также образующими иерархическую структуру по параметру продолжительности, образуется диспозиционная иерархическая структура, включающая следующие уровни:

— низший, установки удовлетворения потребностей физического существования в простевших условиях;

— социальные фиксированные установки — аттитьюды;

— общая (доминирующая)направленность интересов в определенной сфере социальной активности;

— высший, образует система ценностных ориентации на цели жизнедеятельности и средства их достижения.

Высший уровень играет решающую роль в саморегуляции поведения, а «низшие» уровни диспозиционной иерархии перестраиваются так, чтобы обеспечить реализацию поведения, регулируемого адекватными ситуациями более высоким диспозиционного уровня…». Но такая связь не является слишком жесткой и допускает относительную автономность разных уровней.

По Леонтьеву, деятельность «выступает как процесс, в котором порождается психическое отражение мира в голове человека, то есть происходит переход отражаемого в психическое отражение, а с другой стороны, как процесс, который сам в свою очередь управляет психическим отражением» Субъективный образ внешнего мира «есть продукт деятельности субъекта в этом мире». Механизм поведения человека объясняется следующим образом: «Дело в том , что ни степень близости к биологическим потребностям, ни степень побудительности и аффектогенности тех или иных мотивов еще не определяют иерархических отношений между ними. Эти отношения определяются складывающимися связями деятельности субъекта, их опосредованиями и поэтому является релятивными».

Деятельность, в ее психологическом понимании, это чувственная практическая деятельность, в которой человек вступает в практический контакт с предметами окружающего мира, испытывает их сопротивление и воздействует на них, подчиняясь их объективным свойствам. По Леонтьеву, деятельность есть единица бытия человека. Основной, конституирующей характеристикой деятельности является ее предметность. Предметность — это объективная обусловленность психики. Отражение органами чувств объектов внешнего мира предполагает активное воздействие на них со стороны субъекта.

Предмет — это главное, что отличает одну деятельность от другой, что побуждает деятельность, то есть является ее мотивом. Основными составляющими каждой деятельности считаются осуществляющие действия.

Действием называется процесс, подчиненный представлению о том результате, который должен быть достигнут, продукт, который должен быть получен, то есть процесс подчиненный сознательной цели.

Трудовая деятельность существует в трудовых действиях; учебная деятельность — в учебных действиях; игровая деятельность — в игровых и т,д. Если деятельность подчиняется мотиву, то действие — цели, которая может не совпадать с мотивом. Так например, для удовлетворения пищевой потребности человек может выполнять действия, которые непосредственно на овладение пищей не направлены, например, изготовлять орудия лова, работать ради получения материального вознаграждения с целью приобретения продуктов и т.п.

Кроме того, в структуре деятельности принято выделять операции, под которыми понимаются способы осуществления действий. Если цель действия остается неизменной, а условия его выполнения изменяются, то меняется и операционный состав действия.

Подобно тому, как понятие мотива соотносится с понятием деятельности, а понятие цели — с понятием действия, понятие операции соотносятся с понятием условий.

Отношение мотива деятельности к непосредственной цели действия осознается человеком в виде личностного смысла. Таким образом, отношения между мотивом и целью, между различными мотивами, системами личностных смыслов формируют сознание человека, формируют личность. В этом проявляется смыслообразующая функция мотива. Формирование личности предполагает развитие процесса целеобразования я, следовательно, развитие действий человека. Действия все более обогащаясь как бы перерастают круг деятельностей, которые они реализуют, вступая в противоречие с породившими их мотивами. В результате происходит сдвиг мотивов на цели, изменение их иерархии и рождение новых мотивов — новых видов деятельности.

Установление предметной составляющей деятельности в качестве ее ведущей характеристики предопределяет выделение внешней, чувственно-практической деятельности как образующей основы для деятельности внутренней, включающей собственно психические действия и операции. Это осуществляется посредством интериоризации, в результате которой внешние по своей форме процессы действия с внешними же вещественными предметами преобразуются в процессы психические, специфически при этом трансформируясь, обобщаясь, вербализуясь, сокращаясь, что способствует их возможности, в преодолении ограничений внешней деятельности. Но в целом, внешняя и внутренняя деятельность сохраняют одинаковое строение.

В центре внимания психологии человека у Леонтьева становится личность «как психологическое новообразование, которое формируется в жизненных отношениях индивида, в результате преобразования его деятельности».

Выделяются три основных параметра личности: широта, объем связей человека о миром, степень иерархизированости этих связей и их общая структура.

Широта, богатство связей отличает человека, жизнь которого охватывает обширный круг разнообразных деятельностей, их смыслообразущих мотивов. Тогда и иерархия, соподчиненность связей проявляется как иерархия деятельностей, их мотивов, степень которой может быть очень разной, независимо от того узко или широко основание личности, образуемое ее связями с окружением. Исходя из понимания того, что линия жизни у человека не может оставаться единственной, общая структура связей личности определяется соотношением главных мотивационных линий деятельностей человека, образующей как бы общий «психологический профиль» личности.

Если в теории деятельности Леонтьева подчеркивается прижизненный характер формирования иерархии поведения, то концепция динамической функциональной структуры личности, предложенная К.К.Платоновым, устанавливает гетерогенность и изначальную иерархию составляющих психики человека. Эти составляющие включают:

— проявление способностей;

— общие черты характера;

— подструктуру направленности;

— подструктуру опыта (профпригодность, музыкальная, художественная и др. культура человека)

— подструктуру индивидуальных особенностей психических процессов;

— биологически обусловленную подструктуру /темперамент, патологические изменения/.

Каждая составляющая имеет одинаковый для всех людей набор характеристик, выделенных в результате структурного анализа (примерно 1500 понятий, относящихся к психологии человека). Основным критерием выделения подструктур явилась их «объективно существующая иерархическая зависимость». При которой свойства личности 3-й подструктуры каузально зависят от свойств 4-й подструктуры, а те — от свойств 5-й, а все они вместе — от 6-й подструктуры. Такая иерархия определена преимущественно генетически. Любое свойство личности, «входящее в любую из четырех подструктур личности, может и должна рассматриваться как элементарная способность или как элемент структуры сложных способностей к определенной деятельности».

Характер определяется как часть структуры личности, в которую входят только черты личности, достаточно выраженные и достаточно связанные друг с другом как целое, чтобы постоянно проявляться в различных видах деятельности.

Таким образом, способности я характер образуют структуры более высокого уровня. С помощью экспертов можно оценить выраженность выделенных свойств для конкретного лица по 5-балльной шкале (см. приложение 2).

Общий для всех людей набор содержательных психических характеристик присутствует и в развития теории индивидуальности Б.Г.Ананьева, согласно которой психика человека включает структуры человека как «индивида, личности и субъекта деятельности». Индивидные свойства человека состоят из возрастно-половых и индивидуально-типических первичных свойств.

Возрастные свойства последовательно развертываются в процессе становления, роста индивида, а половые существуют в форме полового деморфизма, интенсивность которого изменяется с возрастом. Индивидуально-типические свойства образуют:

— конституциональные особенности (телосложение и биохимическая индивидуальность);

— нейродинамические свойства мозга;

— особенности функциональной геометрии больших полушарий (симметрии и асимметрии, функционирования парных рецепторов и эффекторов;

Первичность индивидных свойств заключается в том, что они существуют на всех уровнях, включая клеточный и молекулярный (за исключением некоторых нейродинамических и билатеральных свойств). Взаимодействие первичных индивидных свойств определяет динамику психофизиологических функций (сенсорных, мнемических, вербально-логических и т.д.), и структуру органических потребностей. Эти производные от первичных свойств названы вторичными.

Собственно психическая интеграция индивидных свойств представляется в темпераменте и задатках. Основной формой развития индивидных свойств является онтогенез, осуществляющийся по определенной филогенетической, видовой программе, но постоянно модифицирующийся под влиянием социальных факторов. Поэтому «по мере развертывания самих онтогенетических стадий, усиливается фактор индивидуальной изменчивости, что связано с активным воздействием социальных свойств личности на структурно-динамические особенности индивида, являющиеся их генетическими источниками».

Исходным моментом свойств личности является ее статус в обществе (экономические, политическое, правовое, идеологическое и т.д. положения в обществе) , а также статус общности, в которой складывалась и формировалась данная личность. На основе статуса и в постоянной взаимосвязи с ним строятся системы общественных функций-ролей; а также целей и ценностных ориентаций. Статус, роли и ценностные ориентации образуют первичные личностные свойства, определяющие вторичные свойства — особенности мотивации поведения и структуру общественного поведения. Интегративным эффектом взаимодействия первичных и вторичных личностных свойств, результатом этого взаимодействия становятся характер человека и его склонности. Основной формой развития личностных свойств человека является его жизненный путь в обществе, его социальная биография, в которой «выделяются моменты старта и финиша основной деятельности в обществе, этапы творческой эволюции личности, периоды подъема и упадка, главнейшие события личной жизни и деятельности, тесно переплетенные с важнейшими событиями эпохи и общественного развития страны».

Следует дополнительно указать на ключевое значение в определении личностных свойств, характера, склонностей человека изменения его семейного положения, его статуса в системе своего ближайшего окружения.

Человек как субъект деятельности преимущественно рассматривается как субъект труда, познания и общения. Структура человека как субъекта деятельности «образуется из определенных свойств индивида и личности, соответствующих предмету и средствам деятельности». Исходными характеристиками человека как субъекта являются сознание (как отражение объективной действительности) и деятельность (как преобразование действительности).

«Человек как субъект практической деятельности характеризуется не только его собственными свойствами, но и теми техническими средствами труда, которые выступают своего рода усилителями, ускорителями и преобразователями его функций. Как субъект теоретической деятельности в такой же мере характеризуется знаниями и умениями, связанными с оперированием специфическими знаковыми системами». Учитывая, что творчество принято рассматривать «не только как высшую, наиболее активную и продуктивную форму деятельности человека, преобразующей действительности, но и как сложную конвергенцию основных ее видов — труда, познания и общения». Оно определяется в качестве высшей интеграции субъектных свойств, а наиболее обобщенными эффектами (а вместе с тем потенциалами), — способности и талант» Основной формой развития субъектных свойств является история производственной деятельности человека в обществе.

Человек как индивидуальность понимается Ананьевым как «единство и взаимосвязь его свойств как личности и субъекта деятельности, в структуре которых функционируют природные свойства человека как индивида». Начало индивидуальности определяет индивид о его комплексом природных свойств. В частности, изначально в структуру психических процессов восприятия включены мотивационные образования. Мотивация «является фактором индивидуального развития в четырех направлениях: органическом, гностическом, этическом и эстетическом. Органическое направление связано с обслуживанием основных безусловных рефлексов на сохранение постоянства вещества и внутренней среды, оборонительно-защитных, размножения и родительских функций, рефлексов на экологические стимулы и т.д. Благодаря историческому развитию познания (в единстве его чувственной и логической сторон) потребность в знании и методах, о помощью которых оно образуется, является одной из основных духовных потребностей индивида: эта гностическая мотивация влияет на различные уровни жизни человека и его перцептивные свойства. Этическая мотивация выражает потребность человека в людях и социальных связях.. Эстетическая мотивация, вероятно, строится на основе взаимодействия гностических и этических мотивов и представляет собой наиболее сложный вид восприятия как наслаждения эстетическими свойствами объективной действительности».

Сравнивая и обобщая изложенные трактовки психологии человека как отрасли научного знания, целесообразно обратиться к существующим объяснениям механизмов активной направленности субъекта на объект-цель, или, по другой терминологии, механизмов целенаправленной сознательной активности человека, то есть того специфического, что отличает человека от всего другого. По определению А.Н. Леонтьева, эта направленность определяется в данных одних теориях как «необходимость разрядки напряжения и потребностью в конструктивной активности, ведущей к развитию новых целей и ценностей — в других».

Сравнительный анализ подходов удобно провести на основе сопоставления их обобщенных характеристик (см. табл.1).

Таблица 1

Характерные особенности различных подходов к объяснению целенаправленной активности человека

В итоге можно сделать некоторые выводы. Так. при подходе, объясняющем целенаправленную активность разрядкой напряжения изначально существующего, одинакового для всех людей набора первичных потребностей, или предрасположенностей, объявляется примат всеобщего, одинакового (номотетическая парадигма научного познания).

При другом подходе оказывается, что разнообразие факторов среды, направляющих развитие отдельного человека, формирует его неповторимый индивидуальный облик как совокупность привычных для него форм взаимодействия со средой (идеографическая парадигма).

Рассмотренные положения различных теорий дают основания отнести к подходу разрядки напряжения психоаналитические концепции, концепции гештальтпсихологии, а к подходу конструктивной активности — концепции бихевиоризма. Представляется, что теоретические положения Б.Г.Ананьева и К.К.Платонова имеют больше общего с первым подходом, чем со вторым, а взгляды А.Н.Леонтьеа и В.А.Ядова – наоборот.

Если обратиться к другим отечественным авторитетам, то первичность изначальных потребностей как основных детерминант поведения человека подчеркивается Б.Ф.Ломовым: «Конечно, в основе всего многообразия человеческих потребностей лежат так называемые материальные потребности (в пище, одежде, жилище и т.д.). На этой основе в процессе исторического развития общества развиваются — в широком смысле слова — потребности духовные». В.К.Валюнас считает: «Тот факт, что у человека содержание мотивации начинает определяться не биологической природой, а общественными условиями, развиваясь под влиянием организованного воспитания, не должен затенять другого фундаментального факта — того, что в психике это содержание изначально укладывается в формы, сложившиеся до антропогенеза». С другой стороны, в тоже время В.Г.Асеев пишет: «Высшие потребности и соответствующие функциональные возможности возникли не как простое средство более совершенного удовлетворения тех же биологических потребностей, скорее наоборот, новые функциональные возможности обусловили постепенное становление как новых потребностей высшего порядка, так и новых, в человеческом их качестве, биологических потребностей».

Похожее мнение у П.В.Симонова: «Настаивая на самостоятельном происхождении социальных и идеальных (духовных) потребностей, мы, естественно не можем принять тезис об их вторичности по отношению к потребностям материальным…».

Примеры подобных противопоставлений могут быть продолжены.

Поэтому, можно заключить, что сам факт длительного существования обоих подходов к пониманию главных особенностей психики человека показывают следующее:

— во-первых, они, каждый в отдельности, являются адекватными для объяснения многих психических явлений;

— во-вторых, они не способны по отдельности в полной мере охватить всю проблематику психологии человека.

Январь 24, 2019 Общая психология, психология личности, история психологии
Еще по теме
1.3 Основные направления психологии человека как науки
1.1. Общие тенденции эволюции образа человека в отечественной психологии
2.1. Основные направления изучения беспомощности в зарубежной и отечественной психологии
ГЛАВА 2. ИСТОРИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ПРЕДМЕТА ПСИХОЛОГИИ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ В ПСИХОЛОГИИ
Основные достижения отечественной психологии начала XX века.
Основные направления современной психологии
Основные направления практической психологии
УДК 159.923.Д.К. РОМАНОВ АКТИВНОСТЬ СУБЪЕКТА КАК ОСНОВНОЕ УСЛОВИЕ ПОНИМАНИЯ ДРУГОГО ЧЕЛОВЕКА
Чикалова Е. А. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ ОТЦОВСТВА
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ (РАЗДЕЛЫ) СПЕЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ
ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ОБЩЕНИЯ В СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ
КУЛЬКОВА Т.Ю., ЧЕРНОВА Н.А. АМЕРИКАНСКИЕ УЧЕНЫЕ ОБ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЯХ СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ
ГЛАВА ПСИХОЛОГИЯ ТРУДА: ОСНОВНЫЕ СОСТАВЛЯЮЩИЕ НАУЧНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Кулькова Т.Ю., Чернова Н.А. Американские ученые об основных направлениях социаль-ной психологии
Добавить комментарий