ФАДДЕЕВ Б.В. РОЛЕВЫЕ (МОДЕЛИРУЮЩИЕ) ИГРЫ

«Ролевые Игры» – название молодежного движения, имеющего своей целью про-ведение мероприятий, в которых имитируются условия фантастических и исторических миров. Движение РИ своим появлением объявляет первое массовое мероприятие, прове-денное в 1990 году (Хоббитские Игрища). Термин «Ролевая Игра» (РИ) практически не имеет определения по отношению к тому социокультурному явлению, которое возникло в конце 80-х – начале 90-х годов в нашей стране. Суть «предмета» РИ – моделирование межличностных и микросоциальных отношений между людьми, играющими определен-ные роли.

С уверенностью можно сказать, что возникновение социально-культурного движе-ния РИ обусловлено изменениями в полититико-экономической организации нашего об-щества. Движение РИ выступает как наследник многих микро- и макросоциальных обра-зований разного типа. Это и движение хиппи в нашей стране, и «Система», и разнообраз-ные по направлению и организации клубы любителей фантастики, движение любителей авторской песни (КСП) и коммунарское движение в неформальной педагогике.

Наиболее характерной для современного движения РИ является попытка участвую-щих в них молодых людей (далее «игроки») на время «перенестись» из окружающих их условий и проявить себя, принимая виртуальные законы воображаемой реальности. Одна из возможностей, предоставляемая участникам РИ в описанном виде, – свобода действий и выбора в моделируемой или имитируемой ситуации, отсутствие социального контроля над действиями играющего, возможность экспериментировать с типами поведения в тех или иных архетипических ситуациях. Гротеск имитации социальных структур и видов социально значимой деятельности позволяет игрокам расширить свои познания в данной области. Игрокам предоставляется возможности влияния на моделируемый мир, принци-пиально отличающийся от тех, которыми они обладают в реальности. С одной стороны, это дает возможность для раскрытия личности, переосмысления многих ценностных и мировоззренческих ориентаций. С другой, – послужить толчком к неадекватному воспри-ятию действительности, перенесению условностей игры на окружающую действитель-ность и т.п.

Исходя из эмпирических данных предварительных исследований, мы можем предположить, что РИ (в том аспекте, который мы выше кратко осветили) являются не описанным еще методами работы с личностью и малыми группами.

Сама атмосфера РИ, а также те условия, в которых она проходит, способствуют реа-лизации личности, так как уникальной особенностью такого рода игр является «чистая» ситуация, т.е. ситуация, которая освобождена от условностей макросоциальных реалий, бытовых трудностей и забот по добыванию средств к существованию, а также сложно-стей, связанных с вопросами протяженности времени и разбросанностью личностно важ-ных событий человеческой жизни. Моделируемые ситуации, как правило, следуют без значительных пауз, составляя постоянную напряженность событийного ряда. Даже при отстраненном участии в РИ выполнение условий роли, как правило, требует задействова-ния осознанного нравственного выбора. Этот процесс, в свою очередь, провоцирует вывод на ментальный и словесный план сознания нравственных тезисов и мировоззренческих установок. Это качество РИ может быть задействовано в педагогической практике, так как этот процесс человек совершает самостоятельно, без прямого воздействия педагога или организатора. То есть, мы получаем потенциальную возможность работы с личностью опосредованно, не акцентируя означенных воздействий. Соответственно, необходимо дальнейшее исследование такого рода мето-дов.

К сожалению, методы организации и проведения такого рода мероприятий, а также опыт, накопленный организаторами и участниками, практически не изучены, а их потен-циальные возможности для педагогической и социокультурной деятельности не могут быть по достоинству оценены на основании имеющихся скудных данных. Можно лишь констатировать то, что РИ привлекают все больше участников из молодежной среды и, следовательно, реализуют потребности этой социальной группы и потому заслуживают внимания специалистов.

Январь 24, 2019 Общая психология, психология личности, история психологии
Еще по теме
РОЛЕВЫЕ ИГРЫ И МОДЕЛИРОВАНИЕ.
РОЛЕВЫЕ ИГРЫ И СОЦИАЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ.
ИГРЫ С ПРАВИЛАМИ И ИГРЫ-СОСТЯЗАНИЯ.
2.7.1. МОДЕЛИРУЮЩИЕ ЭРГОНОМИЧЕСКИЕ КОМПЛЕКСЫ
2.7. Эргономические моделирующие комплексы, системы автоматизированного проектирования и банки данных
ФОРМИРОВАНИЕ ВТОРИЧНОЙ МОДЕЛИРУЮЩЕЙ СИСТЕМЫ КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ РЕШЕНИЯ МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ЗАДАЧИ
АФОНИНА О.Ю. ПРОЯВЛЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ В СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЕ
Содержание игры
РОЛЕВЫЕ КОНФЛИКТЫ
3.1. Деловая и ролевая игра
Сюжет игры
Добавить комментарий